ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-166/2022 от 05.10.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Дело № 7-166/2022

Р Е Ш Е Н И Е

05 октября 2022 года город Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу участкового уполномоченного полиции ОУУПиПДН ОМВД России по Надымскому району ФИО1 на постановление судьи Надымского городского суда ЯНАО от 09 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Надымского городского суда ЯНАО от 09 августа 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении ФИО2 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

С постановлением судьи не согласен должностное лицо ФИО1, в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просил постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, указав, что правонарушение, совершенное ФИО2 является длящимся. На момент установления административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3. КоАП РФ видеозапись продолжала находиться в свободном доступе, меры по ее удалению предприняты не были.

ФИО2, должностное лицо надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не направили, дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации определены ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ и в соответствии с п. п. 1, 2, 5, 6 включают в себя: свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; достоверность информации и своевременность ее предоставления.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ распространением информации являются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия признаются публичными, если они адресованы группе или неограниченному кругу лиц и выражены в любой доступной для них форме.

Из протокола об административном правонарушении, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 13 минут ФИО2, находясь по адресу ЯНАО Бованенковское нефтегазокондесатное месторождение, в информационно-коммуникационной сети «Интернет», используя свой сотовый телефон марки «IPhone 11 pro» IMEI , в социальной сети «Вконтакте» <данные изъяты> действуя умышленно на совей персональной странице под именем «<данные изъяты>», опубликовал у себя на странице видеоролик «Остановите войну!», чем выразил свое несогласие с действиями Вооруженных сил Российской Федерации по проведению военной операции на территории Украины, посчитав данные действия равносильными войне, т.е. осуществил публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности, своими действиями подрывал доверие к проведению специальной военной операции, проводимой с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22 февраля 2022 года № 35-СФ «Об использовании Вооруженных сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации».

Судья сделал выводы об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3. КоАП РФ.

С данными выводами согласиться нельзя ввиду следующего.

Федеральным законом от 04.03.2022 N 31-ФЗ введена статья 20.3.3 КоАП РФ, которая вступила в силу с 04 марта 2022 года, до этой даты административная ответственность за соответствующее деяние установлена не была.

Действие закона во времени регулируется ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Между тем, совершенное ФИО2 правонарушение является длящимся (публикация в сети "Интернет" с момента размещения до момента обнаружения правонарушения являлась доступной неограниченному кругу лиц) и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения), то есть в данном случае 11 июня 2022 года, следовательно, ФИО2 подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 20.3.3 КоАП РФ.

Выводы судьи об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, основаны на неправильном толковании норм законодательства, что привело к принятию неправильного решения и освобождению ФИО3 от административной ответственности без законных на то оснований.

Указанные нарушения являются существенными процессуальными нарушениями, которые не позволили всесторонне и полно рассмотреть дело, поскольку права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены не были.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

Однако в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса истечение срока давности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На время рассмотрения жалобы в суде Ямало-Ненецкого автономного округа срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий в силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ три месяца, истек.

По истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, также не могут обсуждаться вопросы виновности данного лица.

Соответствующие разъяснения приведены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013), из которого следует, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы постановление, которым производство по делу прекращено, является обстоятельством, исключающим возможность возобновления производства по делу и направления дела на новое рассмотрение.

В указанных обстоятельствах исключается возможность возобновления производства по делу и направления дела на новое рассмотрение, поскольку это ухудшает положение лица, в отношении которого производство по делу прекращено.

С учетом существенных процессуальных нарушений, не позволивших надлежаще рассмотреть дело об административном правонарушении, состоявшиеся по делу постановление по делу об административном правонарушении подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Надымского городского суда ЯНАО от 09 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении ФИО2 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности

Судья (подпись) Мочалова Н.В.