ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-167/2017 от 12.04.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Пашкина О. А. Дело

Решение

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ жалобу Администрации <адрес> на решение судьи Октябрьского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «<адрес>» (далее по тексту – Администрация <адрес>) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Администрация <адрес>, не согласившись с постановлением, обратилось с жалобой в Октябрьский районный суд <адрес> Республики.

Решением судьи Октябрьского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ изменено, назначенное наказание в виде административного штрафа снижено до <данные изъяты> руб., в остальной части постановление оставлено без извинения, жалоба удовлетворена частично.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Администрация <адрес> просит отменить решение судьи и постановление, ссылается на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании защитник Стрелкова К. В жалобу и доводы, изложенные в не поддержала.

В судебном заседании представитель административного органа Галимуллин Ф. А. с жалобой не согласился.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.

Статья 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выявлено, что Администрацией <адрес> допускаются несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, на улично-дорожной сети <адрес> выявлены недостатки в зимнем содержании, угрожающие безопасности дорожного движения:

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

перекресток <адрес> и <адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

перекресток <адрес> и пер. Интернациональный, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

перекресток <адрес> и <адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес> а, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

перекресток <данные изъяты> и <адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<данные изъяты>, остановка общественного транспорта «<адрес>», в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

перекресток <данные изъяты> и <адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>. <данные изъяты>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

перекресток <адрес> и <адрес>, придвижении от здания «Интерпартнер», в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес> (при движении в центр), в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

перекресток <адрес> и <адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

проезд от <адрес> до дома <адрес>. 25, напротив <адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега;

<адрес>, в нарушение требований пунктов 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 сформированы снежные валы непосредственно перед пешеходным переходом, створ и пути подхода к пешеходному переходу не расчищены от снега.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Усмотрев в действиях Администрации <адрес> состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа – государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по <адрес>Никанов А. В.ДД.ММ.ГГГГ составил протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере <данные изъяты>., о чем вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.

Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о виновности Администрации <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Вместе с тем, полагаю, что выводы должностного лица и судьи районного суда преждевременны и основаны на неполно исследованных и противоречивых доказательствах, ставящих под сомнение законность вынесенных актов.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункта 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 38 Устава муниципального образования «<адрес>», утвержденного решением Городской Думы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, администрация горда Ижевска является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

Согласно пункту 5 статьи 9 Устава муниципального образования «<адрес>» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации благоустройства и обеспечения дорожной деятельности в границах муниципального образования «<адрес>» на муниципальное казенное учреждение <адрес> «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» возложены функции муниципального заказчика на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.

Согласно пунктов 1.1, 2.1, 2.2.2, 2.2.3 Устава муниципального казенного учреждения <адрес> «Служба благоустройства и дорожного хозяйства»учредителем Учреждения является муниципальное образование «<адрес>» в лице Администрации <адрес>. Учреждение создано в целях выполнения работ, оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в сфере дорожного хозяйства, дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, использования автомобильных дорог. Учреждение осуществляет технический контроль и надзор за соответствием работ (услуг) нормативным требованиям при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения. Обеспечение сохранности автомобильных дорог местного значения, конструктивных элементов и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, в состоянии, обеспечивающем безопасность эксплуатации, использования и бесперебойный, безопасный проезд по ним, а также контроль за эксплуатационным состоянием, включая визуальное и техническое обследование, испытания, учет интенсивности движения и оценку технического состояния автомобильных дорог.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Администрация <адрес> не является лицом, ответственным за указанные в постановлении должностного лица факты несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, следовательно не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечено к административной ответственности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Октябрьского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отмен, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Октябрьского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

Жалобу Администрации <адрес> – удовлетворить.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.

Судья Н. Ф. Машкина

Копия верна: судья Н. Ф. Машкина