ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-167/2022 от 13.07.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 7-167/2022 судья Бурякова Е.В.

УИД 69RS0040-02-2022-000667-22

РЕШЕНИЕ

13 июля 2022 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы Д.С.В. на постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 25 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тверской Лабораторный Центр»,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тверской Лабораторный Центр» (далее – ООО «Тверской Лабораторный Центр», общество) составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) - л.д. 1-5.

Определением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 5 марта 2022 г. протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Тверской Лабораторный Центр» и другие материалы переданы по подведомственности в Центральный районный суд г. Твери (л.д. 113-114).

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Твери от 25 мая 2022 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Тверской Лабораторный Центр» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 176-187).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, начальник инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы Д.С.В. просит вышеуказанное постановление отменить и дело возвратить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Твери. Критикуя выводы суда об отсутствии в действиях общества вмененного состава правонарушения, полагает, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждено, что навесное оборудование, размещенное в периметре принадлежащих на праве собственности ООО «Тверской Лабораторный Центр» помещений, свидетельствует о не выполнении обществом мер, направленных на сохранение объекта культурного наследия <адрес> (л.д. 194-196).

В возражениях на жалобу директор ООО «Тверской Лабораторный Центр» С.Д.И. критикует доводы жалобы и просит оставить постановление судьи районного суда без изменения (л.д. 213-215).

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника Ю.О.И., считавшей жалобу необоснованной по доводам, изложенным в возражениях, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 47.3 и пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии со статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. При этом работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия в соответствии с частью 1 статьи 45 указанного федерального закона проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В статье 3 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» (Далее - Закон города Москвы № 26) определены виды недвижимых памятников истории и культуры, в частности, к ним относятся памятники истории - здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей, с жизнью и творчеством деятелей науки, литературы и искусства; здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны и города; здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, иные недвижимые объекты, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта населения Москвы; исторический некрополь: отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона города Москвы № 26 бремя затрат на охрану, защиту, реставрацию недвижимого памятника истории и культуры и ответственность за его сохранность несет собственник недвижимого памятника истории и культуры или его пользователь по соответствующему договору.

Согласно статье 33 Закона города Москвы № 26 сохранение недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве включает в себя комплекс мер по их реставрации: консервацию, ремонт, научную реставрацию, приспособление памятников для использования.

Согласно статье 40 Закона города Москвы № 26 уполномоченный орган не реже одного раза в пять лет обязан проводить обследование технического состояния недвижимых памятников истории и культуры, расположенных на территории Москвы, в том числе фасадов зданий-памятников, с целью разработки текущих и перспективных программ реставрационных работ, обновления данных государственного учета недвижимых памятников истории и культуры и ведения мониторинга.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с протоколом заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территории при Комитете по культурному наследию города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отнесении объекта <адрес> утвержден предмет охраны объекта (л.д. 87-88).

Согласно выписке из ЕГРН собственником помещения площадью
160,7 кв.м., расположенного на втором этаже по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Тверской Лабораторный Центр» (л.д. 85-86).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного на основании задания Мосгорнаследия от ДД.ММ.ГГГГ осмотра выявленного объекта культурного наследия «Доходный дом, 1912-1914 гг. арх.
Н.Э.К.», расположенного по адресу: <адрес>, ООО «Тверской Лабораторный Центр» выдано предписание № , которым предписано устранить выявленные нарушения в определенный срок, в частности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести демонтаж несогласованного с Мосгорнаследием навесного оборудования (кондиционеры, вентиляционные короба, антенны и т.п.), а также инженерных коммуникаций (кабели, слаботочки и т.п.) - л.д. 79-80.

Из отчета главного инспектора отдела Управления территориального контроля Мосгорнаследия от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ на основании задания по осуществлению мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр объекта культурного наследия по адресу: <адрес> в ходе которого установлено, что на втором этаже фасада здания в помещениях, принадлежащих ООО «Тверской Лабораторный Центр», установлено навесное оборудование (л.д. 73-78).

Во исполнение распоряжения и.о. первого заместителя руководителя –главного инспектора в области охраны объектов культурного наследия г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными должностными лицами ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка ООО «Тверской Лабораторный Центр». В акте № , составленном по результатам проверки отражено, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Мосгорнаследия выявлен факт нарушения обществом обязательных требований статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, статей 20, 22, 33 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. № 26 (л.д. 54-56, 59-62).

В составленных документах зафиксировано, что по итогам указанного мероприятия должностным лицом обнаружено как невыполнение ранее выданного предписания, так и нарушение требований законодательства по охране объектов культурного наследия, что послужило основанием для возбуждения по каждому из этих фактов дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 18 статьи 19.5 и статьей 7.13 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном консультантом отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия с участием защитника Ю.О.И., действующей по доверенности в интересах ООО «Тверской Лабораторный Центр», вменено, что ДД.ММ.ГГГГ 00 час. 01 мин. на втором этаже фасада объекта культурного наследия «<адрес> которого в части собственником помещений кв.м ООО «Тверской Лабораторный Центр» установлено несогласованное с Мосгорнаследием навесное оборудование и инженерные коммуникации и не приняты меры по выполнению обязательств по сохранению объекта культурного наследия в нарушение статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ и стати 20, 22, 33 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. № 26, тем самым общество совершило правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ (л.д. 1-5).

При рассмотрении дела судья районного суда пришел к выводу о том, что доказательств того, что ООО «Тверской Лабораторный Центр» устанавливало и является собственником навесного оборудования (кондиционеров, вентиляционных коробов, антенн и т.п.), а также инженерных коммуникаций (кабелей, слаботочек и т.п.) на фасадах указанного объекта культурного наследия без согласования с Мосгорнаследием не имеется. ДД.ММ.ГГГГ произведен демонтаж навесного оборудования - внешнего блока кондиционера, расположенного на боковом фасаде здания по адресу: <адрес>, стр. 1, в районе второго этажа на внешней фасадной стене помещения площадью 160,7 кв. м., и неработоспособное оборудование из-за невозможности установить его собственника передано на ответственное хранение ООО «Тверской лабораторный центр». При изложенных обстоятельствах, а также с учетом содержания постановления судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 мая 2021 г., со ссылкой на положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества вменного состава правонарушения.

Вместе с тем, вышеизложенные выводы являются преждевременными, исходя из следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно требованиям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия народов РФ в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, выражается в противоправных действиях (бездействии) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ на выявленных объектах культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе, выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.

Исходя из изложенного, при разрешении вопроса о наличии в действиях общества вмененного по настоящему делу состава административного правонарушения надлежит установить нарушались ли ООО «Тверской Лабораторный Центр» требования законодательства по охране объектов культурного наследия.

Из материалов дела усматривается, что постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Тверской Лабораторный Центр» прекращено в связи с малозначительностью и объявлено устное замечание, поскольку обществом проведены работы по демонтажу устройств внешнего кондиционирования по внешнему фасаду части нежилого помещения площадью 160,7 кв. м., принадлежащей ему на праве собственности в объекте культурного наследия «<адрес> (л.д. 41-43).

Согласно отчету о проведении мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по контролю проведены уполномоченным должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ и к указанному акту приложены материалы фотофиксации нарушения (л.д. 73-78).

Из Акта демонтажа навесного оборудования по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на боковом фасаде здания в районе второго этажа здания по внешней стене помещения площадью кв.м. (собственник помещения ООО «Тверской Лабораторный Центр») демонтирован внешний блок кондиционера (л.д. 151).

При изложенных обстоятельствах, не вступая в обсуждение вопроса о наличии в действиях ООО «Тверской Лабораторный Центр» правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, считаю, что вопрос принадлежности демонтированного навесного оборудования и передача его на временное хранение обществу, правового значения для правильной квалификации правонарушения, инкриминируемого обществу, не имеет. Потому выводы об отсутствии в действиях общества состава правонарушения вменного по настоящему делу преждевременные, основаны на неполной оценке, имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных норм.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 7.13 названного Кодекса составляет один год и на момент вынесения решения судьей Тверского областного суда не истек.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 25 мая 2022 г., вынесенное в отношении ООО «Тверской Лабораторный Центр» по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Твери.

Руководствуясь частью 3 статьи 30.6, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу начальника инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы Д.С.В. – удовлетворить.

Постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 25 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Тверской Лабораторный Центр» отменить.

Дело возвратить в Центральный районный суд г. Твери на новое рассмотрение.

Судья И.В. Яшина