ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-168/20 от 19.02.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-168/2020 Судья: Маркова И.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 19 февраля 2020 года

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Ахмировой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело по жалобе <данные изъяты> ООО «Мик-Плюс» Довганя Сергея Алексеевича на постановление исполняющего обязанности Министра строительства инфраструктуры Челябинской области В.А. Тупикина от 05 июня 2019 года и решение судьи Центрального районного суда г.Челябинска от 19 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> ООО «Мик-Плюс» Довганя Сергея Алексеевича,

у с т а н о в и л:

постановлением исполняющего обязанности Министра строительства инфраструктуры Челябинской области ФИО1 от 05 июня 2019 года Довгань С.А., являющийся <данные изъяты> ООО «Мик-Плюс», привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 19 декабря 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Довганя С.А. - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, <данные изъяты> ООО «Мик-Плюс» Довгань С.А. обратился в Челябинский областной суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что в процессе размещения сведений в ЕИСЖС Застройщик столкнулся с проблемами, не позволяющими разместить необходимую информацию: отсутствие геолокации объекта не позволило разместить его точный адрес. Из переписки со службой технической поддержки сайта выяснилось, что на решение проблемы требуется время, фотоотчеты за декабрь 2018 года и января 2019 года, ранее размещенные на сайте, переместились в фотоотчеты за ноябрь 2018 года, то есть в первый месяц размещения. Доказательством может служить количество фотоотчетов за ноябрь (7 вместо 1,2), обстановка на снимках. Таким образом, застройщик предпринял все доступные ему меры для размещения информации в ЕИСЖС и предоставил доказательства. Несовершенство программного обеспечения сайта не может служить основанием для возбуждения дела в отношении должностного лица. В настоящее время сайт работает корректно геолокация объекта скорректирована, фотоотчеты размещаются в отчетный период. Требование о размещении в ЕИСЖС информации о расчете собственных средств застройщика не соответствует нормам законодательства. Судья необоснованно отклонил доводы, изложенные в дополнительной жалобе, о малозначительности совершенного административного правонарушения. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Мик-Плюс» внесено в указанный реестр, следовательно, возможно применение такой меры ответственности как предупреждение. Административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не несло негативных последствий в виде ущерба интересам общества и государства.

В дополнительной жалобе, поступившей в Челябинский областной суд 17 февраля 2020 года, заявитель указывает, что срок размещений фотографий за декабрь до 31 декабря 2018 года, за январь – до 31 января 2019 года, сведения о размере собственных средств размещаются до 30 октября 2018 года, следовательно, на момент вынесения постановления 05 июня 2019 года срок давности пропущен, постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Довгань С.А., его защитник Плетнев И.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Представители Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области Жеванов О.А. и Хмеленко Н.В. против удовлетворения жалобы возражали.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства», иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 214) информации в единой информационной системе жилищного строительства.

Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.

Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются, в том числе застройщики.

В соответствии с частью 1 статьи 23.3 ФЗ № 214 единая информационная система жилищного строительства - система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством.

В силу части 1 статьи 3.1 ФЗ № 214 застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.

Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания) (пункт 8 части 2 статьи 3.1 ФЗ № 214).

Согласно части 3 статьи 3.1 ФЗ № 214 информация, указанная в пунктах 1, 2, 6, 9 - 11 части 2 настоящей статьи, подлежит размещению в единой информационной системе жилищного строительства до направления на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, застройщик ООО «МиК-Плюс», с привлечением денежных средств участников долевого строительства, осуществляет строительство объекта - жилой дом № 30 в МКР-1 Нагорного района, г. Усть-Катав». Разрешение на строительство № RU74319000-00185-13 выдано Администрацией Усть-Катавского городского округа от 30 сентября 2013 года, срок действия продлен до 10 декабря 2021 года. Земельный участок с кадастровым номером 74:39:0302040:7 находится в аренде согласно договору № 3378 от 08 декабря 2015 года.

Обязанность по размещению информации у ООО «МиК-Плюс возникла 01 октября 2018 года (по истечении трех месяцев со дня вступления пункта 5 части 16 статьи 8 Федерального закона от 01 июля 2018 года № 175-ФЗ «О внесении изменений» в ФЗ № 214).

05 апреля 2019 года комиссией Министерства, в ходе осмотра сайта http://наш.дом.рф было установлено, что в нарушение требований пункта 8 части 2 статьи 3.1 Ф3 № 214 ООО «МиК-Плюс» не размещены в единой информационной системе жилищного строительства на сайте фотографии, отражающие текущее состояние строительства объекта недвижимости за декабрь 2018 года (срок размещения - до 31 декабря 2018 года) и январь 2019 года (срок размещения 31 января 2019 года).

В нарушение требований пункта 11 части 2, части 3 статьи 3.1 Ф3 № 214, пункта 2 Правил расчета собственных средств, ООО «МиК-Плюс» на сайте http://наш.дом.рф не размещен документ содержащий информацию о расчете размера собственных средств предприятия по итогам III квартала 2018 года, не позднее 30 октября 2018 года.

Указанные обстоятельства и виновность <данные изъяты> ООО «Мик-Плюс» Довганя С.А., подтверждено совокупностью доказательств: копией устава ООО «Мик-Плюс»; уставными документами ООО «Мик-Плюс»; приказом о значении Довганя С.А. <данные изъяты> ООО «Мик-Плюс»; разрешением на строительство от 30 сентября 2013 года; проектной декларацией; актом анализа сайта от 05 апреля 2019 года со скриншотами страниц; выпиской из ЕГРЮЛ; договором аренды земельного участка от 08 декабря 2015 года; протоколом об административном правонарушении № 40д/2019 от 07 мая 2019 года, которые оценены в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что в процессе размещения сведений в ЕИСЖС отсутствовала геолокация объекта, что не позволило разместить его точный адрес, ранее размещенные на сайте фотоотчеты переместились за ноябрь 2018 года, то есть в первый месяц размещения, застройщик предпринял все доступные ему меры для размещения информации в ЕИСЖС и предоставил доказательства, несовершенство программного обеспечения сайта не может служить основанием для возбуждения дела в отношении должностного лица, отклоняются.

Факт размещения фотографий в установленные законом сроки за декабрь 2018 и январь 2019 года не подтвержден, наличие сбоя или неполадок в работе сайта в материалы дела не представлено. Переписка со службой технической поддержки сайта в полном объеме не представлена. Так ответы на обращения с вопросами в службу поддержки в суд и административный орган представлены не были.

Довод о том, что в настоящее время сайт работает корректно геолокация объекта скорректирована, фотоотчеты размещаются в отчетный период, не влечет отмену или изменение судебного акта.

Указание в жалобе на то, что требование о размещении в ЕИСЖС информации о расчете собственных средств застройщика не соответствует нормам законодательства, отклоняется.

Согласно пункту 11 части 2 ФЗ № 214 застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика.

Согласно Приказу Минстроя России от 12 октября 2018 года № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной настоящим приказом.

Размер собственных денежных средств застройщика указывается застройщиком в случае получения разрешения на строительство после 1 июля 2018 года. Значение определяется в соответствии с Правилами расчета собственных средств застройщика, имеющего право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2018 г. N 673 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 25, ст. 3693).

Как усматривается из материалов дела, срок разрешения на строительство был продлен 10 января 2019 года до 10 декабря 2021 года (подлинники л.д. 32).

Таким образом, сведения о размере собственных средств <данные изъяты> ООО «Мик-Плюс» Довганем С.А. должны были быть размещены на сайте.

Доводы о малозначительности совершенного административного правонарушения, отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений и негативных последствий в виде ущерба интересам общества и государства, были оценены судьей районного суда и обоснованно отклонены с указанием мотивов. Основания для их переоценки не имеется.

Ссылка заявителя на то, что согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Мик-Плюс» внесено в указанный реестр, следовательно, возможно применение такой меры ответственности как предупреждение.

Согласно част 2 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Исходя из указанных выше норм КоАП РФ, замена административного штрафа на предупреждение должностному лицу – директору ООО «Мик-Плюс» Довганю С.А. невозможна.

Довод, изложенный в дополнительной жалобе, о том, что срок размещений фотографий за декабрь до 31 декабря 2018 года, за январь – до 31 января 2019 года, сведения о размере собственных средств размещаются до 30 октября 2018 года, следовательно, на момент вынесения постановления 05 июня 2019 года срок давности пропущен, постановление подлежит отмене с прекращение производства по делу, ошибочен, основан на неверном понимании норм права.

В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, комиссией Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области 05 апреля 2019 года был проведен осмотр сайта https://наш.дом.рф/, в ходе которого установлено, что ООО «МиК-Плюс» разместило в установленные сроки фотографии строящегося жилого дома № 30 в МКР-1 Нагорного района г. Усть-Катав Челябинской области только за ноябрь 2018 года, а также февраль и март 2019 года. Фотографии, отражающие текущее состояние строительства Объекта недвижимости за декабрь 2018 года и январь 2019 года в ЕИСЖС на сайте https://наш.дом.рф/ отсутствуют.

Постановление вынесено должностным лицом 05 июня 2019 года, то есть в установленный законом срок давности привлечения лица к административной ответственности. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену постановления, судьей районного суда не допущено.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление исполняющего обязанности Министра строительства инфраструктуры Челябинской области ФИО1 от 05 июня 2019 года и решение судьи Центрального районного суда г.Челябинска от 19 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> ООО «Мик-Плюс» Довганя Сергея Алексеевича, оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> ООО «Мик-Плюс» Довганя Сергея Алексеевича – без удовлетворения.

Судья: А.А. Жуков