ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-168/2014 от 06.05.2014 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

  Судья Ф. Дело №7-168-2014

РЕШЕНИЕ

 Новосибирский областной суд в составе:

 председательствующего судьи Петруниной И.Н.

 рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 6 мая 2014 года жалобу ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г.Новосибирска от 13 марта 2014 года,

 установил:

 Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 23 октября 2013 года № главный бухгалтер ЗАО «Международный комплекс «Сибиряк» ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному штрафу в размере <данные изъяты> рублей.

 Решением судьи Центрального районного суда г.Новосибирска от 13 марта 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

 В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу постановлений и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

 В силу части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

 В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов, в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов.

 Состав, формы и порядок представления застройщиками такой отчетности установлены Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года № 645 (далее по тексту - Правила).

 Согласно пунктам 2, 3, 4 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее по тексту - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

 В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

 В г.Новосибирске и Новосибирской области таким уполномоченным органом является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.

 В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям № 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.

 Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.

 В силу пункта 6 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения.

 Страницы отчетности представляемой в письменной форме, нумеруются и сшиваются. Документы, входящие в состав отчетности застройщика - юридического лица, подписываются руководителем этой организации или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скрепляются печатью застройщика. Документы, входящие в состав отчетности застройщика - индивидуального предпринимателя, подписываются индивидуальным предпринимателем.

 Отчетность, представляемая в форме электронного документа или электронного сообщения, подготавливается в формате установленном федеральным органом исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложено государственное регулирование в области долевого строительства объектов недвижимости.

 Согласно пунктам 8 и 9 Правил, при наличии расторгнутых договоров за отчетный период представляется справка с указанием оснований расторжения каждого договора. При наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам представляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств.

 В рассматриваемом случае судом установлено, что в составе отчетности за 1 и 2 кварталы 2013 года, направленной ЗАО «Международный комплекс «Сибиряк» на бумажном носителе, в уполномоченный орган, бухгалтерская отчетность была представлена не полностью, а именно, отсутствовали справки с указанием оснований расторгнутых договоров за указанные кварталы, то есть не в полной мере была исполнена обязанность по представлению отчетности.

 Доказательства опровергающие указанные обстоятельства, ФИО1 не представлены, не указаны они и в жалобе.

 Согласно пункту 7 Правил застройщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в уполномоченный орган.

 Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 года № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» предусмотрено, что расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика производится застройщиком в соответствии с инструкцией, утверждаемой Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Инструкции информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируется на основании данных его бухгалтерского учета и раскрывается в бухгалтерской отчетности.

 Аналитический учет активов и обязательств должен обеспечить получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи.

 Исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм должностное лицо и суд первой инстанции сделали обоснованное суждение о том, что при расчете норматива обеспеченности обязательств (Н1) в стоимость активов застройщика включается в том числе и информация о денежных средствах участников долевого строительства по заключенным договорам долевого участия оплата по которым еще не произведена.

 Таким образом, факт нарушения требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

 Следует согласиться с доводами жалобы, о том, что указание в постановлении о привлечении к административной ответственности на то обстоятельство, что количественные показатели договоров в графе № 11 и в графе № 7 должны быть одинаковыми, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

 Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства (Приложение № 2 к Правилам), согласно пункта 8 Правил указанная форма заполняется отдельно по каждому объекту недвижимости и представляется начиная с квартала, в течение которого был заключен первый договор, и по квартал, в течение которого застройщиком были исполнены обязательства по последнему договору.

 Графа № 7 содержит информацию о заключенных договорах участия в долевом строительстве по объекту недвижимости и включает в себя в обязательном порядке сведения: об общем количестве заключенных договоров с начала строительства (вне зависимости о того, расторгнуты они в последующем или нет); количества договоров, заключенных за отчетный период, и количество договоров, расторгнутых за отчетный период.

 В то время как, графа № 11 содержит информацию об исполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве.

 То есть в графе № 11 идет речь об исполнении только действующих договоров, поскольку при расторжении договора обязательства сторон прекращаются (статья 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 Таким образом, в данной части, представленные обществом сведения соответствуют действительности.

 Однако указанные обстоятельства, не влияют на законность привлечения ФИО1 к административной ответственности.

 Привлекая ФИО1 к административной ответственности, должностное лицо административного органа обосновано исходило из доказанности факта не принятия зависящих от ФИО1, как главного бухгалтера ЗАО «МК «Сибиряк», мер по исполнению действующего законодательства в сфере регулирования деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

 Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, пришел к выводу о правомерности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ФИО1, как должностное лицо, не выполнила вышеуказанные требования Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

 Ссылка в жалобе на нарушении судом первой инстанции норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, несостоятельна, поскольку данный кодекс не регулирует рассмотрение дел об административных правонарушениях.

 Также необоснованны и доводы жалобы о нарушении должностным лицом правил подсудности как при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку ФИО1 заявлялось ходатайство о передаче дела на рассмотрение по ее месту жительства: поселок Краснообск Новосибирской области.

 Согласно положений статей 28.4 и 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом, по месту нахождения должностного органа, возбудившего дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

 Исходя из того, что рассмотрение данного дела относиться к подведомственности должностного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, а не суда. И учитывая, что юрисдикция этого Министерства распространяется не только на г. Новосибирск, но и Новосибирскую область, а также то, что Министерство не имеет своих территориальных органов в месте жительства ФИО1 (поселок Краснообск Новосибирской области), то в данном случае дело правомерно рассмотрено по месту совершения административного правонарушения.

 Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

 решил:

 исключить из постановления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 23 октября 2013 года № о привлечении главного бухгалтера ЗАО «Международный комплекс «Сибиряк» ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и из решения судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 марта 2014 года выводы о недостоверности представленной обществом информации за 1 и 2 кварталы 2013 годы по графе № 7 в Приложении № 2 о заключенных договорах с начала строительства.

 В остальной части названные постановление и решение суда оставить без изменения.

 Судья /подпись/ И.Н Петрунина