Дело № 7-169/2016
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 24 февраля 2016 года
Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.,
при секретаре Мальцеве А.С.,
рассмотрев жалобу защитника ОАО «Управляющая компания п обращению с отходами в Ленинградской области» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО ФИО4 от 02.11.2015 года и решение судьи Ломоносовского городского суда Ленинградской области от 16 декабря 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.4, ч.1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО ФИО4 от 02.11.2015 года № ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее Общество, ОАО «УК по обращению с отходами в ЛО») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.4, ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решение судьи Ломоносовского городского суда Ленинградской области от 16 декабря 2015 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» без удовлетворения.
В своей жалобе защитник ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» просит вышеуказанные акты отменить, производство по делу прекратить, так как отсутствует состав и событие административного правонарушения. В обосновании жалобы указывает, что судья пришел к ошибочному выводу о том, что заключение Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установило новый предмет правовых отношений в отношении земельного участка, предметом которого является осуществление ОАО «УК по обращению с отходами в ЛО» комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной и экологической безопасности на объекте, использование грунта в объеме, необходимом для экранирования поверхности полигона и обеспечения его противопожарной безопасности. При этом, завоз грунта на полигон не является проведением технического этапа рекультивации, а осуществляется Обществом в рамках осуществления мероприятий по экранированию Полигона. Доказательств, свидетельствующих о том, что грунт, завезенный Обществом на Полигон, является грунтом, относящемся к технологическому этапу рекультивации, а не грунтом, необходимым для осуществления противопожарных мероприятий материалы дела не содержат, Департаментом Росприроднадзора не представлено. Так же, по мнению защитника, ошибочным является вывод суда о том, что срок рекультивации мог быть установлен в самом проекте рекультивации, при этом сроки проведения рекультивации, которые будут утверждены проектом, на которые ссылается суд и срок по истечению, которого Общество может приступить к проектноизыскательским работам, в том числе почвенным и другим полевым обследованиям, лабораторным анализам, картографированию, на который указывает Общество не являются тождественными понятиями и обладают различной правовой природой. Решением Выборгского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ОАО «УК по обращению с отходами в ЛО» обязано разработать проект рекультивации земель для земельного участка, кад. №, расположенного по адресу: <адрес>, в срок не позднее 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Таким образом, обязанность Общества по разработке проекта рекультивации по состоянию на ноябрь 2015 года - не наступила, в связи с чем привлечение Общества к административной ответственности является незаконным и необоснованным.
Законный представитель ОАО «УК по обращению с отходами в ЛО» извещен, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор извещены, но в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в силу чего дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав защитника ОАО «УК по обращению с отходами в ЛО», который жалобу поддержал, представителей Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО, которые полагали, что нет оснований для удовлетворении жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 12 Земельного Кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В силу ст. 42 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как при родному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правовых нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Пунктом 9 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 предусматривается, что сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.
Статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Так согласно п. 1 указанной статьи размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (ч. 3, 4 ст. 39 Федерального закона от 10.07.2002 N2 7.ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно закону N 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (статьи 10 и 12) строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, проектной документации указанных объектов. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными природоохранным законодательством и законодательством в области обращения с отходами. Вывод из эксплуатации объекта размещения и (или) обезвреживания отходов представляет собой комплекс мероприятий, включая проведение рекультивационных и иных восстановительных работ в соответствии с законодательством, по окончательному прекращению эксплуатации таких объектов, направленных на исключение их дальнейшего использования для размещения отходов и обеспечивающих предотвращение негативного воздействия таких объектов на окружающую среду.
По указанным выше основаниям проектная документация по выводу из эксплуатации объектов размещения и (или) обезвреживания отходов также являлась объектом государственной экологический экспертизы в соответствии с редакцией подпункта 7.2 статьи 11 Закона «Об экологической экспертизе» N 174-ФЗ, действовавшей до 01.07.2015г.
Пунктом 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N2 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов 1 - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов 1 - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В силу действующего законодательства, выполнение обязанностей по рекультивации земель возложена на собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов (ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»).
Согласно п.1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу п. 1 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо при рассмотрении дела по существу и судья при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ОАО «УК по обращению с отходами в ЛО» в совершении вышеуказанных административных правонарушений.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу проведена выездная проверка соблюдения требований законодательства в деятельности ОАО «УК по обращению с отходами в <адрес>» на территории полигона твердых бытовых отходов «<данные изъяты>» («<данные изъяты>»), расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровый номер земельного участка №, в ходе которой выявлено, что вышеуказанный земельный участок передан ОАО «УК по обращению с отходами в <адрес>» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области для целей консервации, проектирования, рекультивации и ликвидации негативного воздействия свалочных масс. На момент проведения осмотра выявлено, что ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» осуществляет работы по завозу и разгрузке грунта неустановленного класса опасности с последующим разравниванием завезенных масс на теле полигона твердых бытовых отходов. Проект вывода из эксплуатации указанного объекта, проект рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов 1 - V классов опасности, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию Обществом не представлены.
Поскольку в ходе проверки установлено, что ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» проводит работы по технической рекультивации полигона твердых бытовых отходов посредством размещения на теле полигона отходов грунта 5 класса опасности в отсутствии проекта вывода из эксплуатации указанного объекта, проекта рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, в действиях указанного юридического лица усмотрено наличие признаков единого состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Вина ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» в совершении вышеуказанных административных правонарушений, подтверждается: протоколом об административном правонарушении № года от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; приказом о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ актом осмотра объекта природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ 1 5 года; копией постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копией постановления администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области»; копией устава ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области»; приказом о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № года осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; копией постановления главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ; копией заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ; копией заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ; копиями приложений к санитарно-эпидемиологическим заключениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, другими доказательствами, исследованными судьей при рассмотрении дела по существу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод о наличии вины ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» в совершении вышеуказанных административных правонарушений основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом фактических обстоятельств дела, данных об ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» и с соблюдением требований ст. ст. 3.5, 4.1, 4.2, 4.4 КоАП РФ, является соразмерным содеянному.
Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены судьей с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность вывода о виновности ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» в совершении вышеуказанных административных правонарушений, опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.
Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать вышеуказанные акты как незаконные и необоснованные, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ломоносовского городского суда Ленинградской области от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника ОАО «Управляющая компания п обращению с отходами в Ленинградской области» ФИО3 – без удовлетворения.
Судья:
(Судья: Антоненко А.А.)