ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-16/15 от 04.02.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-16/2015

Судья: Свиридова И.Г.

РЕШЕНИЕ

04 февраля 2015 года город Челябинск

        Судья Челябинского областного       суда Жуков А.А., при секретаре Дегтяревой К.И., рассмотрев в открытом       судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об       административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в       отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Трансэнерго»       ФИО1 по       жалобе директора Общества с ограниченной ответственностью «Трансэнерго»       ФИО1 на       решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 20       ноября 2014 года,

установил:

        постановлением заместителя       председателя Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской       области» (далее - ГК «ЕТО» Челябинской области) №217/09 от 30 сентября       2014 года директор Общества с ограниченной ответственность «Трансэнерго»       ФИО1 был признан виновным в совершении административного       правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в       виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

        Не согласившись с постановлением       должностного лица ГК «ЕТО» Челябинской области ФИО1 обратился с       жалобой в суд. Решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской       области от 20 ноября 2014 года постановление заместителя председателя ГК       «ЕТО» Челябинской области оставлено без изменения, жалоба ФИО1 -       без удовлетворения.

        В жалобе в Челябинский областной       суд ФИО1 просит постановление должностного лица ГК «ЕТО»       Челябинской области от 30 сентября 2014 года и решение судьи городского       суда от 20 ноября 2014 года отменить, производство по делу об       административном правонарушении прекратить.

        В обоснование доводов жалобы       указывает на то обстоятельство, что на момент вынесения обжалуемого       постановления отсутствовало событие административного правонарушения, что       подтверждается дополнительным соглашение № 1 от 01 мая 2014 года к       договору об оказании услуг по передаче электроэнергии № 6 от 01 января       2012 года, которым были внесены изменения в договор, согласно которым при       расчетах с ОАО «Златмаш»

                      2

                      сетевая организация применяет       единый (котловой) тариф, установленный Постановлением ЕТО №13/2 от 30       апреля 2013 года, т.е. в соответствии с требованиями ГК ЕТО. В протоколе       отсутствует указание на конкретное время и место совершения (обнаружения)       административного правонарушения, в связи с чем он не соответствует       требованиям статьи 28.2. КоАП РФ. Срок для привлечения к административной       ответственности ГК ЕТО пропущен, кроме того, нарушен порядок привлечения к       административной ответственности, поскольку возвращение протокола на уже       начавшейся стадии рассмотрения административного дела недопустимо и       является существенным нарушением порядка привлечения к административной       ответственности. Выводы суда первой инстанции об отсутствии признаков       малозначительности административного правонарушения считает       необоснованными.

        ФИО1 в судебное       заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен       надлежащим образом, в связи с чем на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи       30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях       прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного       лица.

        В судебном заседании защитник       ФИО1 - Кузиков А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме,       сославшись на изложенные в ней обстоятельства.

        Представитель Государственного       комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» - ФИО2,       действующая на основании доверенности №б/н от 08 сентября 2014 года, в       судебном заседании доводы жалобы не признала, полагая о законности       принятых постановления о привлечении к административной ответственности       ФИО1 и решения судьи городского суда.

        Выслушав мнения участников       процесса, проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы,       оснований для отмены обжалуемого решения судьи не усматриваю.

        В соответствии со статьей 24.1       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами       производства по делам об административных правонарушениях являются       всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств       каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

        Согласно статье 26.1 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях при       разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению       подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела,       а именно: наличие события административного правонарушения; виновность       лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства,       имеющие значение для правильного разрешения дела.

        При рассмотрении дела об       административном правонарушении указанные требования закона       выполнены.

                      В силу части 2 статьи 14.6       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение       регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)       на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок,       ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к       ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение       установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому       подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования       влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч       рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию       на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

        В соответствии с пунктом 1 статьи       4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных       монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере       деятельности субъектов естественных монополий.

        Следовательно, ООО «Трансэнерго»       как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической       энергии, является субъектом естественной монополии.

        В силу части 5 статьи 5       Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»       (далее по тексту Закона о защите конкуренции), положение ООО «Трансэнерго»       на данном товарном рынке признается доминирующим.

        Согласно пункту 3 Правил       недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и       оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской       Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, недискриминационный доступ к       услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение       равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо       от организационно-правовой формы отношений с лицом, оказывающим эти       услуги.

        Сетевая организация при оказании       услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты       качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых       организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти,       осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики       и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического       комплекса.

        В соответствии с пунктом 4 Правил       недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и       оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской       Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, потребителями услуг по передаче       электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или       на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или)       объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном       порядке к электрической сети (в том числе опосредованно)       субъекты

4

                      оптового рынка электрической       энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также       энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах       обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 01 января 2013       года - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче       электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя       электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и       гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии       предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном       оказании услуг по передаче электрической энергии.

        Согласно пункту 49 Методических       указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую)       энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ       России от 06 августа 2004 года № 20-э, расчет тарифов на услуги по       передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости       обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии       для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего       субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории)       из числа тех, по которым пунктом 27 Методических указаний предусмотрена       дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

        Как следует из материалов дела,       ФИО1, являясь должностным лицом ООО «Трансэнерго», привлечен к       административной ответственности за совершение правонарушения,       предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, выразившееся в том, что ООО       «Трансэнерго», являясь сетевой организацией, при оказании услуг по       передаче электрической энергии при расчетах с потребителем ОАО «Златмаш» в       период с августа 2013 года по декабрь 2013 года применяло индивидуальный       тариф, который подлежал применению только при взаиморасчетах между ООО       «Трансэнерго» и ОАО «МРСК Урала», тогда как при расчетах с ОАО «Златмаш»       должен был применяться котловой тариф, утвержденный Постановлением ЕТО       №13/2 от 30 апреля 2013 года. ФИО1 назначено наказание в виде       административного штрафа в размере 50000 рублей.

        В соответствии со статьей 2.4       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях       административной ответственности подлежит должностное лицо в случае       совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением       либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

        Поскольку имеющимися в материалах       дела учредительными документами ООО «Трансэнерго», а именно, уставом ООО       «Трансэнерго», свидетельство о постановке на учет российской организации в       налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации,       свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО       «Трансэнерго», протоколом общего собрания учредителей от 01 апреля 2011       года, подтверждается, что юридическое лицо Общество с       ограниченной

                      ответственностью «Трансэнерго»       зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве юридического       лица, основным видом деятельности является передача электрической энергии,       его руководителем является ФИО1, последний совершил       административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть       совершил действия, признанные нарушением установленного порядка       ценообразования.

        Факт совершения административного       правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены представленными в       дело доказательствами: сведениями, указанными в протоколе об       административном правонарушении № 217/09 от 10 сентября 2014 года,       приказом Федеральной службы по тарифам № 1064-э от 20 июня 2014 года,       постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган       Челябинской области» № 57/7 от 27 декабря 2012 года «Об установлении       индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для       взаиморасчетов с сетевыми организациями, расположенными на территории       Челябинской области», договором об оказании услуг по передаче       электроэнергии № 6 от 01 января 2012 года, заключенного между ООО       «Трансэнерго» и ОАО «Златмаш», счетами-фактурами ООО «Трансэнерго» в адрес       ОАО «Златмаш» на оплату услуг по передаче электрической энергии:       счет-фактура № 00000023 от 31 августа 2013 года; счет-фактура № 00000028       от 30 сентября 2013 года; счет-фактура № 00000030 от 31 октября 2013 года;       счет-фактура № 00000033 от 30 ноября 2013 года; счет-фактура № 00000037 от       31 декабря 2013 года, дополнительным соглашением № 1 от 01 мая 2014 года к       договору № 6 от 01 января 2012 года, показаниями свидетелей Л.Е.В., С.М.В. и другими исследованными в судебном       заседании материалами дела.

        С учетом изложенного судья       городского суда пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения       ФИО1 к административной ответственности и виновности заявителя в       совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2       статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях.

        Доводы жалобы ФИО1 о       том, что на момент вынесения обжалуемого постановления отсутствовало       событие административного правонарушения, что подтверждается       дополнительным соглашением № 1 от 01 мая 2014 года к договору об оказании       услуг по передаче электроэнергии № 6 от 01 января 2012 года, которым были       внесены изменения в договор, согласно которым при расчетах с ОАО «Златмаш»       сетевая организация применяет единый (котловой) тариф, установленный       Постановлением ЕТО №13/2 от 30 апреля 2013 года, т.е. в соответствии с       требованиями ГК ЕТО, не состоятельны, поскольку судом первой инстанции       достоверно установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела       доказательствами, что ООО «Трансэнерго» при взимании платы за оказанные       услуги по передаче электрической энергии с ОАО «Златмаш» по договору об       оказании услуг по передаче электроэнергии № 6 от 01 января 2012 года       в

                      период с августа 2013 года по       декабрь 2013 года применяло тарифы, установленные для расчетов между       сетевыми организациями ООО «Трансэнерго» и ОАО «МРСК Урала».

        Имеющиеся в материалах дела       документы, представленные заявителем в подтверждение осуществления       перерасчета стоимости оказанных услуг за период с 01 августа 2013 года по       30 апреля 2014 года во исполнение дополнительного соглашения № 1 от 01 мая       2014 года к договору об оказании услуг по передаче электроэнергии № 6 от       01 января 2012 года, заключенного между ООО «Трансэнерго» и ОАО «Златмаш»,       а именно, постановление ГК «ЕТО Челябинской области» № 35/82 от 12 октября       2012 года, постановление ГК «ЕТО Челябинской области» № 13/2 от 30 апреля       2013 года, копии счетов, выставленных ООО «Трансэнерго» в адрес ОАО       «Златмаш», расчет к счету на доплату, письмо ООО «Трансэнерго» исх. № 111       от 05 мая 2014 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку не       отражают фактических расчетов между ООО «Трансэнерго» и ОАО «Златмаш»,       поступления денежных средств на расчетный счет ООО «Трансэнерго» от ОАО       «Златмаш» с указанием соответствующего назначения платежа, не опровергают       нарушение ООО «Трансэнерго» условий ценообразования в сфере       электроэнергетики.

        Таким образом, ООО «Трансэнерго»,       являясь сетевой организацией при оказании услуг по передаче электрической       энергии, должно было знать и обязана соблюдать единые стандарты качества       обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых       организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти. ООО       «Трансэнерго» обязано было осознавать, что тарифы, утвержденные для       взаиморасчетов между сетевыми организациями, не являются тарифами,       подлежащими применению при расчетах с потребителями.

        Доводы жалобы заявителя об       отсутствии в протоколе указания на конкретное время совершения       (обнаружения) административного правонарушения, не соответствии его       требованиям статьи 28.2. КоАП РФ, несостоятельны, поскольку в протоколе       указан период вмененного правонарушения с августа 2013 года по декабрь       2013 год, что является достаточным для квалификации действий должностного       лица по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

        Ссылка в жалобе ФИО1 на       нарушение порядка привлечения к административной ответственности,       поскольку возвращение протокола на уже начавшейся стадии рассмотрения       административного дела недопустимо и является существенным нарушением       порядка привлечения к административной ответственности, не может быть       принята во внимание, поскольку протокол об административном правонарушении       по части 2 статьи 14.6. КоАП РФ в отношении ФИО1 был составлен       02 сентября 2014 года, ФИО1 был надлежащим образом извещен о       времени и месте составления протокола об административном правонарушении,       в связи с отсутствием в нем указаний на период совершения правонарушения       02 сентября 2014 года протокол был направлен на доработку, в       указанных

                      7

                  (Л

                      действиях должностного лица       отсутствуют нарушения требований Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях.

        Доводы жалобы о пропуске срока       для привлечения к административной ответственности ГК ЕТО не могут быть       приняты во внимание в силу следующего.

        В соответствии с частью 3 статьи       4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо       может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного       года со дня его обнаружения.

        Согласно разъяснению,       содержащемуся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24       марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при       применении Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях» судьям необходимо исходить из того, что длящимся является       такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое       выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем       выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь       в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения       считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол       об административном правонарушении, выявило факт его       совершения.

        Поскольку административное       правонарушение, совершение которого вменяется ФИО1, произошло в       период с августа 2013 года по декабрь 2013 года, в декабре 2013 года       противоправное поведение прекратилось. Срок давности привлечения       необходимо исчислять с 31 декабря 2013 года.

        Следовательно, ФИО1 как       должностное лицо ООО «Трансэнерго» может быть привлечен к административной       ответственности в срок до 31 декабря 2014 года. В связи с чем срок для       привлечения к административной ответственности ФИО1 не       истек.

        Нарушений процессуальных норм,       влекущих отмену решения судьи городского суда, при рассмотрении дела       допущено не было.

        Доводы жалобы не могут служить       основаниями к отмене либо изменению принятых по делу решений, поскольку по       существу направлены на переоценку обстоятельств дела, которая верно дана       судьей городского суда.

        Административное наказание       назначено ФИО1 в минимально возможном размере, предусмотренном       санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым,       соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушениях, оснований применения статьи       2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и       вынесения решения об отмене постановления и о прекращении производства по       делу у судьи городского суда не имелось.

                      8

                      Из материалов дела следует, что       решение судьей городского суда вынесено после исследования всех материалов       дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении,       в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушениях. Решение судьи отвечает       требованиям ст. 30.7 и ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, оно является законным, обоснованным и       мотивированным.

        Обстоятельств, исключающих       производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных       статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях не установлено.

        Руководствуясь статьями 30.6,       30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       судья областного суда

РЕШИЛ:

                      решение судьи Златоустовского       городского суда Челябинской области от 20 ноября 2014 года по делу об       административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в       отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Трансэнерго»       ФИО1       оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной       ответственностью «Трансэнерго» ФИО1 - без       удовлетворения.

Судья:

А.А. Жуков