ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-16/2021 от 13.01.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-16/2021 Судья: Сысуева С.В.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 13 января 2021 года

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу <данные изъяты> ООО Сельскохозяйственное предприятие «Агрофирма Павловское» ФИО2 на решение судьи Брединского районного суда Челябинской области от 30 октября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Сельскохозяйственное предприятие «Агрофирма Павловское»,

у с т а н о в и л:

постановлением врио старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов среды их обитания по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 от 07 августа 2020 года № Ч-04-094/2020-09 ООО Сельскохозяйственное предприятие «Агрофирма Павловское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Брединского районного суда Челябинской области от 30 октября 2020 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, <данные изъяты> ООО Сельскохозяйственное предприятие «Агрофирма Павловское» ФИО2 просит восстановить срок обжалования постановления, постановление судьи районного суда отменить, прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы ссылается на пункт 3 статьи 4.8 КоАП РФ. Сведения о добыче водных биоресурсов были направлены 06 мая 2020 года.

Защитник и законный представитель ООО сельскохозяйственное предприятие «Агрофирма Павловское», представители отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Магнитогорское подразделение в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, в связи с чем на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, нахожу судебное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения (в ред. Федерального закона от 02 мая 2015 года № 120-ФЗ) Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года № 27 (ред. от 31.10.2017) «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» разъяснено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ либо по части 2 статьи 253, статьям 256, 258.1 УК РФ.

Квалификации по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.

Действия (бездействие) лиц, осуществляющих рыболовство в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации или открытого моря, также могут быть квалифицированы по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, если будет установлен и подтвержден указанными в части 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами тот факт, что такими лицами нарушены правила, регламентирующие рыболовство, однако водные биоресурсы либо изготовленная из них продукция на момент обнаружения административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом отсутствовали.

К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например:

добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства);

нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением;

несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства);

осуществление рыболовства при отсутствии на судне специальных средств технического контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) других технических средств контроля, когда оснащение судна такими средствами является обязательным;

отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.

Согласно пункту 9.1 Приказа Минсельхоза России от 22 октября 2014 года № 402 «Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна» юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в территориальные органы Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов по районам добычи (вылова) не позднее 18 и 3 числа каждого месяца по состоянию на 15 и последнее число месяца.

Из материалов дела следует, что ООО СП «Агрофирма Павловское», являясь юридическим лицом, осуществляющий промышленное рыболовство на водоёме рыбохозяйственнного значения Брединского района, пруд «Павловский» на реке ФИО3 на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов не представил в территориальный отдел Росрыболовства информацию о добыче водных биоресурсов на вышеуказанных водоемах за вторую половину апреля 2020 года в установленные сроки. Отчет о рыбохозяйственной деятельности поступил в отдел госконтроля по Челябинской области 06 мая 2020 года.

Таким образом, данные сведения не попали в Государственный реестр в установленные законом сроки.

Действия ООО СП «Агрофирма Павловское» квалифицированы по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ за нарушение пункта 9.1 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22 октября 2014 года № 402.

При рассмотрении дела судья указал, что доводы о том, что последний день срока сдачи отчета являлось с учетом выходных дней 06.05.2020года, является несостоятельным и не влечет оснований к отмене постановления, поскольку основан на неправильном толковании норм права, поскольку противоречат п. 9.1 Приказа Минсельхоза России от 22.10.2014года № 402 об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна».

Вместе с тем с таким выводом судьи согласиться нельзя ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Согласно примечанию к указанной статье положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

В соответствии с частью 3 указанной статьи срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Соответственно, если иное не установлено КоАП РФ, сроки, предусмотренные данным кодексом и исчисляемые днями, включают как рабочие, так и нерабочие дни, то есть исчисляются в календарных днях.

В силу пункту 9.1 Приказа Минсельхоза России от 22 октября 2014года № 402 «Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна» юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в территориальные органы Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов по районам добычи (вылова) не позднее 18 и 3 числа каждого месяца по состоянию на 15 и последнее число месяца.

Указом Президента РФ от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-Эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 4 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Указом Президента РФ от 28 апреля 2020 года № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 6 по 8 мая 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Рассматривая вопрос о правомерности привлечения ООО СП «Агрофирма Павловское» к административной ответственности прихожу к выводу о возможности применения к данному делу норм КоАП РФ о порядке исчисления сроков, основанными на толковании положений статьи 4.8 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, сведения о рыбохозяйственной деятельности поступили в отдел госконтроля по Челябинской области 06 мая 2020 года, то есть в установленные Указом Президента РФ в нерабочие дни.

Вместе с тем, установленный пунктом 9.1 Приказа Минсельхоза России от 22 октября 2014 года № 402 «Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна» срок представления сведений не позднее 18 и 3 числа каждого месяца по состоянию на 15 и последнее число месяца. Поскольку 3 мая 2020 выпадает на нерабочий день, то ООО СП «Агрофирма Павловское» должно было представить сведения о добыче водных биоресурсов с учетом положений части 3 статьи 4.8 КоАП РФ, то есть первый рабочий день, следующий за нерабочим.

Примечание к статье 4.8 КоАП РФ не может быть применимо к рассматриваемому делу, поскольку иной порядок исчисления сроков не установлен. Иное по мнению суда нарушило бы право лица, привлекаемого к административной ответственности.

Более того, в отношении других рыбохозяйственный бассейнов правила, касающиеся предоставления сведений о добыче (вылове) водных биоресурсов установлено в соответствии пунктом 3 статьи 4.8 КоАП РФ (Приказ Минсельхоза России от 26 июня 2020 года № 347 «Об утверждении правил рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна», Приказ Минсельхоза России от 09 января 2020 года № 1 «Об утверждении правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна»).

Учитывая изложенное, прихожу к выводу об отсутствии события административного правонарушения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах вынесенное врио старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов среды их обитания по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 постановление от 07 августа 2020 года № Ч-04-094/2020-09 и судьей Брединского районного суда Челябинской области решение от 30 октября 2020 года нельзя признать законными и обоснованными, при рассмотрении настоящего дела допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, в отношении ООО Сельскохозяйственное предприятие «Агрофирма Павловское» подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление врио старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов среды их обитания по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 от 07 августа 2020 года № Ч-04-094/2020-09, решение судьи Брединского районного суда Челябинской области от 30 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Сельскохозяйственное предприятие «Агрофирма Павловское», отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО Сельскохозяйственное предприятие «Агрофирма Павловское» на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Судья: А.А. Жуков