Дело №7-170/2018 судья Кулаков С.А.
РЕШЕНИЕ
11 июля 2018 г. г. Тверь
Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест исполняющего обязанности прокурора Кувшиновского района Тверской области на постановление судьи Кувшиновского районного суда Тверской области от 01 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Кувшиновского района Тверской области ФИО1 ФИО9
установил:
постановлением судьи Кувшиновского районного суда Тверской области от 01 июня 2018 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении главы администрации Кувшиновского района ФИО1 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т. 2 л.д. 69-78).
В протесте, поданном в Тверской областной суд, исполняющий обязанности прокурора Кувшиновского района Тверской области, просит вышеуказанное постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение. Критикует выводы об отсутствии действиях ФИО1 вмененного состава административного правонарушения. Полагает, что представление об устранении нарушений законодательства о профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 18 сентября 2017 г. № 330-217 законно, и неправомерно не было рассмотрено главой районной администрации в установленный срок. Ссылаясь на то, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кувшиновском районе входит в структуру администрации Кувшиновского района и в силу ст. 10 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ) ведомственный контроль за деятельностью комиссии осуществляет заместитель главы администрации района, и потому выводы о том, что к полномочиям главы администрации района не относятся устранение допущенных нарушений неправомерны (т. 2 л.д. 80-85).
В возражениях на протест ФИО1 просит оставить постановление судьи районного суда баз изменения, указывая, что дело об административном правонарушении возбуждено с нарушением ч. 2 ст. 28.4, ст. 28.5 КоАП РФ (л.д. 103-104).
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, доводы протеста и возражений, выслушав ФИО1 и его защитника Ельчанина С.Е., считавших постановление судьи районного суда законным по доводам, изложенным в письменных возражениях, прихожу к следующему.
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1), представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно п. 3 ч. 6.1 и ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 1131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, обеспечивает осуществление местной администрацией, в структуру которой могут входить Целевые (функциональные) органы местной администрации, полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных Полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела по результатам проверки исполнения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района (далее – комиссия по делам несовершеннолетних) законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведенной прокурором Кувшиновского района Тверской области на основании решения №76 от 11 сентября 2017 г., в адрес главы администрации ФИО1 был составлен акт проверки и внесено представление об устранении нарушений законодательства от 18 сентября 2017 г. №33б-2017 (т. 2 л.д.15, 16-18).
Основанием для внесения указанного представления послужили выявленные в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних нарушения ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4, п. 1 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ, поскольку отчеты об исполнении программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, ФИО7, состоящих на учете и по истечении 6 месяцев с момента постановки на учет на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних не заслушивались и не утверждались, мер к истребованию от органов системы профилактики отчетов об использовании программ реабилитации и адаптации не принимались, а также в представлении указаны иные нарушения: по срокам утверждения отчетов об исполнении программ несовершеннолетних; нарушение сроков рассмотрения вопросов, утвержденного плана работы; критикуется постановление по делу об административном правонарушении от 26 апреля 2017 г., вынесенного в отношении ФИО2 по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
В представлении об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 18 сентября 2017 г. №33б-2017 содержались требования:
1. безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Кувшиновского района Тверской области, своевременно уведомив о дате, времени и месте его рассмотрения;
2. в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений, их причин и условий, им способствующих;
3. по указанным в представлении фактам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц;
4. о результатах принятых мер необходимо письменно сообщить в прокуратуру Кувшиновского района Тверской области в течение месяца со внесения представления (т. 1 л.д. 6-11).
Указанное представление получено районной администрацией 20 сентября 2017 г., что следует из записей в книге учета документов, направляемых прокуратурой Кувшиновского района нарочным и книге учета входящей корреспонденции администрации Кувшиновского района (т. 1 л.д. 45-46, 47-48).
11 октября 2017 г. глава администрации Кувшиновского района ФИО1 направил прокурору Кувшиновского района Тверской области письменное сообщение № 2029, поступившее в прокуратуру 18 октября 2017 г., в котором указано, представление №33б-2017 от 18 сентября 2017 г. им рассмотрено единолично и указанные в представлении нарушения считает необоснованными (т. 1 л.д. 39).
30 марта 2018 г. прокурор Кувшиновского района Тверской области вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Кувшиновского района ФИО1 Постановление вынесено в участием ФИО1, копия постановления ему вручена, что подтверждается личной подписью (т. 1 л.д. 3-5).
Указанным постановлением ФИО1, вменено, что он работающий в должности глава администрации Кувшиновского района ФИО1, с 11 ноября 2014 г., являющийся на основании ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой органа местного самоуправления (местной администрации), а также являющийся муниципальным служащим как глава районной администрации, работающий по контракту (на основании п. 2 раздела 1 приложения 1 к Закону Тверской области от 09 ноября 2007 г. № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области»), находясь по месту прохождения им муниципальной службы (по адресу: <адрес>) не выполнил законные требования представления прокурора.
Оценив, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО1, вмененного состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Между тем, судьей при принятии постановления не принято во внимание следующее.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
С учетом имеющихся в деле доказательств выводы судьи о том, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района является постоянно действующим коллегиальным межведомственным органом, контроль за деятельностью которого вправе осуществлять только вышестоящий орган - межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Тверской области, а глава администрации Кувшиновского района не вправе осуществлять ведомственный контроль за деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних и давать этой комиссии какие-либо поручения или указания, обязательные для исполнения, и потому представление об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 18 сентября 2017 г. внесено прокурором должностному лицу, к полномочиям которого не относится устранение допущенных нарушений, сделаны без их полной всесторонней оценки иных доказательств.
Так, в нарушение требований ст. 26.11 КоАП РФ не дана оценка положениям ст. 30, п. 1 ст. 37, п.п. 1 п. 1, п.п. 3, п. 2 ст. 38 Устава муниципального образования «Кувшиновский район» Тверской области, п. 4 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района Тверской области, утвержденного решением Собрания депутатов Кувшиновского района от 10 апреля 2014 г. № 296 (действующего на 18 сентября 2017 г.), структуре администрации Кувшиновского района, адресация предписания 18 сентября 2017 г. №33б-2017 главе администрации района, содержание письменного ответа № 2029 от 11 октября 2017 г. за подписью ФИО1 и иных письменных материалов.
При таких обстоятельствах, выводы судьи об отсутствии в действиях ФИО1, вмененного состава административного правонарушения, являются преждевременными, поскольку основаны на неполном исследовании и оценки доказательств по делу, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и потому постановление судьи Кувшиновского районного суда Тверской области от 01 июня 2018 г. не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Принимая во внимание вышеизложенного, а также положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ согласно которым срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, составляет один год, то дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение в Кувшиновский районный суд Тверской области.
В обсуждение доводов протеста о законности представления прокурора от 18 сентября 2017 г. №33б-2017 г. о наличии в действиях ФИО1 вмененного состава административного правонарушения, так и доводов возражений о наличии процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении дела об административном правонарушении, не вступаю, поскольку указанные обстоятельства подлежат проверке при новом рассмотрении дела в районном суде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
протест исполняющего обязанности прокурора Кувшиновского района Тверской области удовлетворить.
Постановление судьи Кувшиновского районного суда Тверской области от 01 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Кувшиновского района ФИО1 ФИО10 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Кувшиновский районный суд Тверской области.
Судья И.В. Яшина