Дело № 7-172/2019 судья Нечаев С.А.
РЕШЕНИЕ
31 июля 2019 года г. Тверь
Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Осташковского городского округа по доверенности ФИО1 на постановление судьи Осташковского городского суда Тверской области от 11 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Осташковского городского округа,
установил:
постановлением судьи Осташковского городского суда Тверской области от 11 февраля 2019 года администрация Осташковского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа 200 000 рублей (л.д. 71-78).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник администрации Осташковского городского округа по доверенности ФИО1 просит изменить состоявшееся по делу постановление в части размера назначенного административного штрафа. В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация Осташковского городского округа приняла меры по устранению недостатков дорожной сети, указанных в протоколе об административном правонарушении. Отмечает, что источником финансирования Администрации Осташковского городского округа являются бюджетные средства Тверской области, в связи с чем у суда имеются основания для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ (л.д. 85-88).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли. На основании ч. 2 ст. 25.1, ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив обоснованность доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Исходя из положений п. п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от
08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Из п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дороге должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
В силу п. 6.2.2 ГОСТ Р 50597-2017 лицевая поверхность дорожного знака не должна иметь загрязнений и снежно-ледяных отложений, затрудняющих распознавание его символов или надписей, которые должны быть удалены в течение одних суток с момента обнаружения.
Согласно п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов.
Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее – ГОСТ Р 52289-2004).
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 52289-2004 установлено, что знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
В соответствии с п. 5.1.2 ГОСТа Р 52289-2004 знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
Согласно п. 5.3.2 ГОСТа Р 52289-2004 знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350 х 350 мм. В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной. Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов - предварительно на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка и перед перекрестком. На пересечениях дорог с несколькими проезжими частями знак устанавливают перед пересечениями проезжих частей, на которых возможно неоднозначное определение главенства дорог.
Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге. Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13. Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток. Знак 2.4 устанавливают предварительно с табличкой 8.1.1 на дорогах вне населенных пунктов, за исключением грунтовых дорог, на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка, если перед перекрестком установлен знак 2.4, или с табличкой 8.1.2, если перед перекрестком установлен знак 2.5. При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда перекрестков знак устанавливают перед началом этой полосы (п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004).
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, при осуществлении дорожного надзора государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Осташковский» ФИО2 установлено:
- по адресу: <адрес> отсутствуют два дорожных знаков 2.1 «Главная дорога» по <адрес>, а также дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» на пер. Советский со стороны <адрес>;
- на пересечении <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога». Также имеются поврежденные дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «направление главной дороги» на перекрестке <адрес>; дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» на перекрестке <адрес><адрес>; дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» на перекрестке <адрес> и <адрес>; дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» на перекрестке <адрес>; дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» на перекрестке <адрес> со стороны <адрес>; дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» на перекрестке <адрес>; дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» на перекрестке <адрес> и <адрес>;
- не обеспечена видимость дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу» на перекрестке <адрес> со стороны <адрес>;
- дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» на перекрестке <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> установлен на дереве, что является нарушениями ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ, п.п. 6.2.1, 6.2.2, 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 5.1.2, 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004.
Данные нарушения зафиксированы в актах выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д. 5-29).
По данному факту государственным инспектором по дорожному надзору ОГИБДД МО МВД России «Осташковский» возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование ( л.д. 3).
Как следствие выявленных нарушений, 06 декабря 2018 года в отношении администрации Осташковского городского округа составлен протокол № 69 ОС 000528 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Постановлением судьи Осташковского городского суда Тверской области от 11 февраля 2019 года администрация Осташковского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (л.д. 76-82).
Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не усматриваю.
Фактические обстоятельства совершения администрацией Осташковского городского округа правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29 октября 2018 года № № (л.д. 3); актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-29); схемами места совершения административного правонарушения от 14 ноября 2018 года (л.д. 30-32); схемой дислокации дорожных знаков (л.д. 33-34); уставом администрации Осташковского городского округа Тверской области (л.д. 37-44); муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 45-55); сообщением АО «<данные изъяты>» от 21 ноября 2018 года (л.д. 57); протоколом об административном правонарушении от 06 декабря 2018 года № № (л.д. 2), а также иными материалами дела.
С учетом установленных обстоятельств, выводы о виновности администрации Осташковского городского округа в совершении инкриминируемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, изложенные в оспариваемом постановлении судьи городского суда, обоснованы и мотивированы, доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, действиям лица, привлекаемого к административной ответственности, дана верная юридическая оценка.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Объективная же сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в котором признана виновной администрация Осташковского городского округа, заключается в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, выразившихся в отсутствии искусственного освещения в темное время суток на улично-дорожной сети г. Осташкова Тверской области.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Устава Осташковского городского округа к вопросам местного значения Осташковского городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Осташковского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (Парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Осташковского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие у администрации Осташковского городского округа договорных отношений с поставщиком, который принял на себя обязательства оказывать услуги по продаже электрический энергии (мощности), не освобождает ее от административной ответственности, поскольку администрация, являясь органом местного самоуправления, осуществляет контрольную функцию по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог, влияющего на безопасность дорожного движения.
Доводы жалобы не содержат ни правовых оснований, ни фактических обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи городского суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в то время как оснований для их переоценки по доводам жалобы не имеется.
Порядок, срок давности привлечения администрации Осташковского городского округа к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совершенное администрацией Осташковского городского округа административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области безопасности дорожного движения. Следует отметить, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
Оснований к применению ст. 2.9 КоАП РФ судья районного суда не усмотрел, таковых не установлено и при рассмотрении жалобы.
Вместе с тем постановление суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Делая вывод о наличии в действиях Администрации Осташковского городского округа признака повторности административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, судья городского суда исходил из того, что ранее администрация Осташковского городского округа уже привлекалась к административной ответственности за совершение однородного правонарушения (л.д. 76-82), и признал данное обстоятельство отягчающим наказание Администрации Осташковского городского округа.
Однако протоколом об административном правонарушении от 06 декабря 2018 года №69ОС000528, составленном в отношении Администрации Осташковского городского округа, признак повторности совершения правонарушения не вменялся, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в указанном протоколе не указаны. В постановлении судьи не указано, какими постановлениями о назначении административного наказания Администрация Осташковского городского округа привлекалась к административной ответственности, и потому в указанной части выводы о повторности нельзя признать мотивированными.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. ст. 1.5, 4.6, 28.2 КоАП РФ из мотивировочной части постановления указание на повторность совершения Администрацией Осташковского городского округа административного правонарушения подлежит исключению.
Оценив доводы защитника Администрации Осташковского городского округа, приведенные им в обоснование применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, а также целей административного наказания, указанных в ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым снизить размер назначенного административного штрафа до 100000 рублей.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника администрации Осташковского городского округа по доверенности ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление судьи Осташковского городского суда Тверской области от 11 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Осташковского городского округа изменить:
исключить из мотивировочной части постановления указание на повторность совершения административного правонарушения, снизить назначенное Администрации Осташковского городского округа административное наказание в виде штрафа до 100000 (ста тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу защитника администрации Осташковского городского округа по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Колпиков