Судья: Терскова Е.В. Дело № 7-174/2018
РЕШЕНИЕ
г. Томск 17 мая 2018 года
Судья Томского областного суда Цой А.А., рассмотрев жалобу законного представителя товарищества собственников жилья «Вавилова, 16» (далее – ТСЖ «Вавилова, 16»), ОГРН <***>, – председателя правления ФИО1 на постановление начальника Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Сибирское управление Ростехнадзора) от 12.02.2018 № КТС-34/08-001/юл, решение судьи Советского районного суда г. Томска от 19 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ТСЖ «Вавилова, 16»,
установил:
18.12.2017 в Сибирское управление Ростехнадзора вх. № 08/969ж поступило заявление Н. о возможном отсутствии в ТСЖ «Вавилова, 16» обученного специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, и наличии в действиях ТСЖ «Вавилова, 16» нарушения п. 2.2, 2.1.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Минэнерго России от 24.03.2003 №115, в связи с чем просила провести проверку деятельности ТСЖ «Вавилова, 16» и при наличии оснований привлечь виновное лицо к ответственности и выдать предписание в целях устранения нарушений.
21.12.2017 на основании проведенных по вышеуказанному заявлению мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическим лицом, заместителем руководителя Сибирского управления Ростехнадзора К. в отношении ТСЖ «Вавилова, 16» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований п. 2.2.2, 2.1.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Минэнерго России от 24.03.2003 № 115. Предложено принять меры к соблюдению указанных требований и сообщить в Сибирское управление Ростехнадзора об исполнении предостережения в срок не позднее 20.02.2018.
11.01.2018 государственным инспектором Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора С. составлен протокол об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Вавилова, 16» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ТСЖ «Вавилова, 16» специалистов, прошедших проверку знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, которые могут быть назначены ответственными лицами и заместителем ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, что является нарушением п. 2.2.2, 2.1.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Минэнерго России от 24.03.2003 №115.
12.02.2018 начальником Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора Л. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, рассмотрено и вынесено постановление о назначении ТСЖ «Вавилова, 16» административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
19.04.2018 решением судьи Советского районного суда г. Томска названное постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, законный представитель ТСЖ «Вавилова, 16» – председатель правления ФИО1 подала в Томский областной суд жалобу, в которой полагает, что постановление административного органа и решение судьи являются незаконными, так как неправильно применены нормы материального закона. Ссылается на ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и отмечает, что постановление вынесено ранее срока исполнения предостережения, то есть срока, установленного для добровольного исполнения обязанностей. Обращает внимание, что предостережения выдают в целях предупреждения и профилактики нарушений. Суд эти обстоятельства не принял во внимание и учел предостережение как доказательство совершения правонарушения. Приказом ТСЖ «Вавилова, 16» от 05.08.2017 № 3 лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок в жилом доме № 16 по ул. Вавилова в г. Томске, назначен Б. С ним как исполнителем заключен договор на оказание услуг от 01.08.2017 № 6/17 на срок с 01.08.2017 по 30.05.2018. Б. прошел проверку знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в Сибирском управлении Ростехнадзора 24.08.2017, поскольку по совместительству он осуществляет функции лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок в иных организациях, например, в ИМКЭС СО РАН. Суд установил этот факт и отразил в решении, однако не учел, что Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок едины для всех организаций. Обязанности проходить повторно проверку знаний у Б. не имеется. Норма п. 2.3.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок к данной ситуации не применима. Б. не является лицом, впервые поступившим на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, поэтому первичная проверка знаний специалиста на основании п. 2.2.14 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок не требовалась. Суду необходимо было установить, появились ли у Б. какие-либо новые обязанности при найме в ТСЖ «Вавилова, 16», требующие дополнительных знаний норм и правил, а также требующие проведения внеочередной проверки знаний на основании п. 2.3.17 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Однако судом данные обстоятельства не были установлены. Судом не принято во внимание наличие смягчающих обстоятельств, указанных в жалобе на постановление. ТСЖ «Вавилова, 16» является некоммерческой организацией, предпринимательскую деятельность не ведет, основной целью извлечение прибыли не ставит. Наложение штрафа приведет к тяжелому материальному положению, т.к. собственных средств от предпринимательской деятельности ТСЖ не имеет, осуществляет функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, сбору коммунальных платежей. При вынесении постановления не учтен факт отсутствия причинения вреда. ТСЖ «Вавилова, 16» ранее к административной ответственности не привлекалось. Полагает, что в действиях ТСЖ «Вавилова, 16» отсутствовало событие правонарушения на основании п. 2.3.14 – 2.3.17 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Просит отменить постановление начальника Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора от 12.02.2018 № КТС-34/08-001/юл, решение судьи Советского районного суда г. Томска от 19 апреля 2018 года, производство по делу прекратить.
Извещенный о времени и месте судебного заседания начальник Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора Л. в Томский областной суд не явился, о причинах неявки не сообщил, в этой связи определено рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании законный представитель ТСЖ «Вавилова, 16» председатель правления ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, выступление законного представителя ФИО1, обсуждение доводов жалобы приводят к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.9, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (решение по жалобе на постановление) выносится решение об отмене постановления (решения по жалобе на постановление) и о возвращении дела (жалобы на постановление) на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (жалобу на постановление).
Как установлено п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ товарищество собственников жилья представляет собой одну из организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, то есть не имеющих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющих полученную прибыль между участниками.
В соответствии со ст. 291 Гражданского кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами, могут создавать товарищества собственников жилья. Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.
Более детально вопросы создания и деятельности товарищества собственников жилья урегулированы главой 13 Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
Пунктами 1, 6, 7 ч. 1, п. 1, 3, 5 ч. 2 ст. 137 Жилищного кодекса РФ установлено, что товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги; продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу. В случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе: предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме; получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации; заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.
В силу ст. 152 Жилищного кодекса РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью. Товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества собственников жилья, предусмотренные настоящей главой и уставом товарищества.
В соответствии с п. 1.4 Устава ТСЖ «Вавилова, 16» товарищество не ставит своей основной целью получение прибыли.
Между тем начальник Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора при вынесении 12.02.2018 постановления пришел к выводу о том, что деятельность ТСЖ «Вавилова, 16» по управлению многоквартирным домом является предпринимательской.
Доводы жалобы о том, что деятельность ТСЖ «Вавилова, 16» не является предпринимательской, ТСЖ «Вавилова, 16» не ставит перед собой основной целью извлечение прибыли и собственных средств от предпринимательской деятельности не имеет, судьей районного суда оставлены без внимания, что указывает на отсутствие всесторонности, полноты и объективности выяснения обстоятельств дела.
Кроме того, в обжалуемом решении судья районного суда со ссылкой на ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ отмечает, что результаты проверки допускается использовать в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены без нарушения закона. Результаты проверки, проведенной в рамках административных процедур государственного контроля и надзора, могут служить доказательствами по фактам нарушений обязательных требований, которые квалифицируются органами государственного контроля и надзора как административные правонарушения.
Между тем судьей районного суда при вынесении обжалуемого постановления не были учтены следующие существенные обстоятельства, связанные с полномочиями Ростехнадзора.
Жалоба гражданина, послужившая поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, поступила в Сибирское управление Ростехнадзора.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, названная служба (далее – Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, помимо иных функций, функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) и является органом федерального государственного энергетического надзора.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии; теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно п. 2(2) Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 610 (далее - Положение), государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее - обязательные требования в сфере теплоснабжения), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения.
Как установлено подп. «а» п. 5 Положения, должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право беспрепятственно посещать территории, здания, помещения, сооружения объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу подп. «а, в» п. 8 Положения государственный надзор осуществляется при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций; строительстве, реконструкции объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с подп. «а, г, е» п. 9 Положения предметом проверки является соблюдение теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями обязательных требований, в том числе: наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; соблюдение установленного порядка вывода объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в ремонт; выполнение теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями иных обязательных требований.
При этом государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - проверки).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.01.2015 № 38 утвержден административный регламент исполнения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора.
Так, согласно п. 6 названного административного регламента предметом государственного надзора является соблюдение теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями обязательных требований безопасности в сфере теплоснабжения.
Из приведенных нормативно-правовых актов следует, что для Ростехнадзора подконтрольными субъектами в рамках федерального государственного энергетического надзора являются исключительно теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318 утверждены правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, названный вид контроля, помимо иных федеральных органов исполнительной власти, возложен на Ростехнадзор и его территориальные органы. Однако к числу подконтрольных Ростехнадзору субъектов собственники многоквартирных домов не отнесены.
В соответствии с п. 1, 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами. Мероприятие по контролю включают действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов юридического лица и иной информации об его деятельности.
Согласно п. 7 ч. 1, ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, относится наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такое лицо в соответствии с федеральным законом. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции.
Таким образом, из анализа приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что обсуждение вопроса о полномочиях Сибирского управления Ростехнадзора по осуществлению в отношении ТСЖ «Вавилова, 16» мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с названным юридическим лицом, взаимосвязано с вопросом о законности их проведения, однако судьей районного суда эти значимые для правильного разрешения дела вопросы необоснованно были оставлены без внимания, что также указывает на отсутствие всесторонности, полноты и объективности выяснения обстоятельств дела при разбирательстве жалобы законного представителя.
Допущенные процессуальные нарушения признаются существенными, а потому влекут отмену решения судьи Советского районного суда г. Томска от 19 апреля 2018 года с возвращением жалобы на постановление, вынесенное должностным лицом административного органа, вместе с делом на новое рассмотрение.
В связи с отменой решения судьи и возвращением жалобы на постановление в районный суд доводы настоящей жалобы законного представителя рассмотрению не подлежат, поскольку вышестоящий суд не вправе предрешать выводы суда первой инстанции, а законный представитель вправе заявить приведенные в настоящей жалобе доводы при новом рассмотрении в районном суде.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Томского областного суда
решил:
жалобу удовлетворить частично.
Решение судьи Советского районного суда г. Томска от 19 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении ТСЖ «Вавилова, 16» отменить, жалобу на постановление вместе с материалами дела возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Томского областного суда А.А. Цой