ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-174/2021 от 10.06.2020 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Судья Чебукина С.Н.                                                       Дело № 7-174/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                              10 июня 2020 года

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 апреля 2021 года,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО1 от 23.07.2020 УМУП «Ульяновскводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ.

За совершение этого правонарушения УМУП «Ульяновскводоканал» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19.04.2021 указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО1 не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы права.

В жалобе указано, что в ходе проведения плановой выездной проверки (с 26.05.2020 по 26.06.2020) установлено, что юридическим лицом УМУП «Ульяновскводоканал» в период с мая 2019 года по настоящее время (время проведения проверки) осуществляется размещение отходов IV класса опасности – «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» на объекте размещения отходов – иловых картах, находящихся по адресу: <...>;  в период с 31.12.2017 по настоящее время (время проведения проверки) осуществляется размещение отходов IV класса опасности – «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» на объекте размещения отходов – иловых картах, находящихся по адресу: в районе с. Красный Яр, севернее полигона ТБО.

Как указано в жалобе, вывод судьи районного суда о том, что осадки сточных вод (иловые осадки) не относятся к отходам производства и потребления, образованным в результате деятельности УМУП «Ульяновскводоканал», является ошибочным.      

Подробно позиция ФИО1 изложена в жалобе.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы в порядке ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав защитников УМУП «Ульяновскводоканал» ФИО2 и ФИО3, полагавших, что жалоба удовлетворению не подлежит, прихожу к следующим выводам.

Часть 12 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, которая, согласно соответствующих Правил, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49, проводится не реже одного раза в пять лет.

Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения государственным инспектором ФИО1 постановления от 23.07.2020 о привлечении УМУП «Ульяновскводоканал» к административной ответственности по ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ, послужили обстоятельства, выявленные в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа № 42 от 20.05.2020 межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям.

Из содержания обжалуемого постановления следует, что УМУП «Ульяновскводоканал» вменено в вину непроведение инвентаризации 14-той и 9-той иловых карт, находящихся по адресам: <...> в районе с. Красный Яр, севернее полигона ТБО соответственно, как объектов, на которых размещаются отходы IV класса опасности – отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.

Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу, судья Ленинского районного суда г. Ульяновска пришел к обоснованному выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях УМУП «Ульяновскводоканал», поскольку указанные иловые карты не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления, а являются технологическим оборудованием (инженерными сооружениями для осуществления технологических процессов), а, следовательно, обязанность у УМУП «Ульяновскводоканал» проводить инвентаризацию вышеуказанных иловых карт отсутствует.

Доводы жалобы должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, о том, что УМУП «Ульяновскводоканал» осуществляется размещение отходов IV класса опасности на объекте размещения отходов – иловых картах, находящихся по адресам: <...> в районе с. Красный Яр, севернее полигона ТБО, отклоняются по следующим основаниям.

В  соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

При этом на основании пункта 9.2.14.1 раздела 9.2.14 Свода правил СП 32.13330.2018 СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 г. № 860/пр, осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и. др.), должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде.

Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), если на иловых площадках систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации осуществляется этап технологического цикла производственного процесса водоотведения по стабилизации, обезвоживанию и обеззараживанию осадка и активного ила, то иловые площадки являются технологическим оборудованием.

Также из данных разъяснений следует, что вещества и материалы, образующиеся после полного завершения технологического цикла очистки сточных вод в соответствии с технологическим регламентом на очистку сточных вод, разработанным и утвержденным в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию, модернизацию сооружений коммунального водоснабжения и канализации, относятся к отходам.

Такие разъяснения даны в частности в письмах «О направлении разъяснений» Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования от 18.08.2014 № 05-12-44/1832 и от 07.12.2015 № АС-03-02-36/21630.

В этих письмах «О направлении разъяснений» указано, что иловые площадки (карты) относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.

Аналогичные разъяснения даны и в письме Минприроды России (л.д. 26 – 28, том 2) в ответ на обращение руководителя УМУП «Ульяновскводоканал» (л.д. 33, 34 том 2) с просьбой, разъяснить каким образом следует классифицировать эксплуатируемые УМУП «Ульяновскводоканал» иловые площадки (иловые карты).

Согласно Технологическим регламентам очистных сооружений УМУП «Ульяновскводоканал», расположенных по вышеуказанным адресам, на иловых площадках (иловых картах) происходит процесс обеззараживания и обезвоживания осадка сточных вод (117 -151, том 1).

С учетом изложенного полагаю, что следует согласиться с выводами судьи районного суда об отсутствии состава административного правонарушения в действиях УМУП «Ульяновскводоканал», поскольку каких-либо данных о том, что УМУП «Ульяновскводоканал» на указанных объектах осуществляется размещение веществ и материалов, образующиеся после полного завершения технологического цикла очистки сточных вод, не имеется.

Согласно ч. 4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При данных обстоятельствах судья районного суда сделал обоснованные выводы о том, что совокупность представленных доказательств не позволяет сделать вывод о наличии в деянии, вмененном УМУП «Ульяновскводоканал», состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.12 ст.8.2 КоАП РФ, с учетом чего прекратил производство по делу.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что  осадки сточных вод находятся на иловых картах более 11 месяцев, не могут служить основанием для удовлетворения жалобы исходя из следующего.

Как уже отмечалось выше, на иловых картах происходит технологический процесс обеззараживания (обезвоживания) осадков сточных вод и эти осадки сточных вод  можно будет классифицировать как отходы лишь после окончания технологического процесса обеззараживания (обезвоживания) этих осадков.

Как усматривается из технологического регламента, действующего на УМУП «Ульяновскводоканал», продолжительность обезвоживания илового осадка на иловых картах составляет от трех до шести лет. Средняя продолжительность обезвоживания илового осадка на иловых картах составляет не менее трех лет (л.д. 128, 150, том 1).

Таким образом, на иловых картах размещены не отходы производства и потребления, а находящиеся в стадии обеззараживания (обезвоживания) осадки сточных вод. Поэтому иловые карты являются инженерными сооружениями для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не являются объектами размещения отходов.

Доводы жалобы должностного лица надзорного органа направлены на переоценку выводов судьи районного суда, оснований для которой не нахожу. Эти доводы не опровергают установленных по делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.3 - 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО1 – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Судья                                                                                                 Ю.М. Жаднов