дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Салехард 04 мая 2022 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхлова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 09 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Интер РАО - Электрогенерация»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24.12.2021 №03/4-830/2021 акционерное общество "Интер РАО - Электрогенерация" (далее - АО "Интер РАО - Электрогенерация", юридическое лицо, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 09 марта 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу в отношении АО «Интер РАО-Электрогенерация» прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление.
С решением судьи не согласен старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов указывает, что в ходе проведения проверки инспектором был произведен осмотр территории АО «Интер РАО-Электрогенерация», в ходе которого были обнаружены отходы: шпалы железнодорожные пропитанные, отработанные покрышки (шины) автомобильные, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, огнетушители углекислотные, утратившие потребительские свойства. При этом представитель Общества каких-либо замечаний в ходе осмотра не высказал. Сведений о том, кто является собственником данных отходов, при проведении проверки представлено не было. У АО «Интер РАО-Электрогенерация» имеется автопарк, при эксплуатации которого возможно образование указанных отходов. На территории самого объекта имеются железнодорожные пути. Кроме того, из оборотно-сальдовой ведомости по счету 10 за период 2020 год установлено, что кредит (расход средств) для: батарейки EnergizerAPBL-1 90 3VEL 123 составил 12 штук; батарейки SuperlifeVarta 02003 составил 20 штук. Одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые, поврежденные отработанные, после утраты потребительских свойств подлежат удалению, следовательно, являются отходами, на которые отсутствуют паспорта.
Юридическое лицо АО «Интер РАО-Электрогенерация» и должностное лицо надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении дела не заявили, в судебное заседание не явились, дело рассматривается в отсутствие данных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям
Частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 16.09.2021 № РЕ-09/48 (в редакции решения от 24.09.2021 №РЕ-09/57) в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) проведена внеплановая выездная проверка в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду филиала «Уренгойская ГРЭС» акционерного общества «Интер РАО-Электрогенерация», предметом которой являлось соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды. Срок проведения проверки установлен с 20.09.2021 10-00 час. по 26.10.2021 18:00 час.
По результатам проведенной проверки 26.10.2021 составлен акт №0904-48ВН-А/110-0921, из которого следует, что обществом разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для филиала Уренгойская ГРЭС, приказом Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 29.12.2018 №1299-П обществу утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение со сроком действия до 28.12.2023. Согласно утвержденным нормативам образования отходов и лимитов на их размещение при осуществлении хозяйственной деятельности филиала Уренгойская ГРЭС на объекте НВОС №71-0189-000220-П образуются отходы I-V классов опасности в количестве 38 наименований, на которые разработаны паспорта. В ходе проведения выездной проверки было установлено, что у общества накапливаются такие отходы, как: "шпалы (шпалы железнодорожные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные" (код ФКО 8 41 000 01 51 3), которые являются отходами III класса опасности; "шины пневматические автомобильные отработанные (код ФКО 9 21 110 01 50 4), которые являются отходами IV класса опасности; "фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные" (код ФКО 9 21 303 01 52 3), которые являются отходами III класса опасности; "фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные" (код ФКО 9 21 302 01 52 3), которые являются отходами III класса опасности; "огнетушители углекислые утратившие потребительские свойства" (код ФКО 4 89 221 21 52 4), которые являются отходами IV класса опасности; одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные" (код ФКО 4 82 201 51 53 2), которые являются отходами II класса опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 15.12.2021 должностным лицом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении АО «Интер РАО-Электрогенерация» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица указанного органа от 24.12.2021 №03/4-830/2021 к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу, судья указал, что должностным лицом не представлено доказательств, что обнаруженные отходы образовались в результате какой-либо производственной деятельности АО «Интер РАО-Электрогенерация». Защитник юридического лица при проведении проверки, составлении протокола, вынесении постановления последовательно давал пояснения, что указанные отходы не образуются в результате производственной деятельности АО «Интер РАО-Электрогенерация», вместе с тем данные доводы не были проверены должностным лицом. С указанными выводами судьи полагаю необходимым согласиться, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению, за исключением определенным способом используемого донного фунта, а их утилизация - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих Единым требованиям к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657 (энергетическая утилизация).
В силу части 1 статьи 14 указанного Закона, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности установлены Порядком паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1026.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности предприятия являются производство электроэнергии, а также производство пара и горячей воды. Основное производство включает: котло-турбинный цех (пуско-резервная ТЭЦ, дизельная электростанция); ГРП; энергоблок ПГУ-450. Вспомогательное производство включает: цех централизованного ремонта (станочный, сварочный, аккумуляторный участки); электроцех; автотранспортный цех (гаражи, пункты ТО и ТР, медницкий и станочные участки), химический цех.
Между тем, судьей обоснованно указано, что ни материалы дела, ни постановление должностного лица не содержит сведений о том, в результате какой производственной деятельности эти отходы образовались. При том, что при составлении протокола об административном правонарушении и при вынесении обжалуемого постановления защитник последовательно оспаривал факт их образования обществом. Однако данные доводы должностным лицом проверены не были, надлежащей оценки при вынесении постановления не получили, ограничившись лишь указанием на них и тем, что обществом не доказано их принадлежность иным лицам на праве собственности.
Нахождение на территории филиала общества указанных категорий отходов без сведений о том, в результате какой деятельности общества они образованы, о периоде их образования, с приложением тому подтверждающих документов, само по себе не свидетельствует о наличии факта нарушения обществом требований законодательства в области обращения с отходами. При том, что в силу статьи 4 Федерального закона № 89-ФЗ собственник сам относит тот или иной объект к отходам производства, в зависимости от цели и намерений их использовать.
Отклоняется довод жалобы старшего инспектора о том, что шпалы железнодорожные деревянные пропитанные могли образоваться при демонтаже с железнодорожных путей, находящихся в ведении Филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация», поскольку данный довод построен исключительно на предположениях проверяющего лица.
Действительно, АО «Интер РАО-Электрогенерация» имеет на территории Филиала «Уренгойская ГРЭС» железнодорожные пути, что защитником общества не оспаривалось.
Вместе с тем, в материалы дела представлены договоры аренды, заключенные с ООО «Северная грузовая компания» (договор №8-УРЕ/009-0083-16 от 07.04.2016) и ООО «ОптТрейд» (договор №8-УРЕ/009-0012-17 от 20.01.2017), из которых усматривается, что принадлежащие филиалу железнодорожные пути переданы в аренду, при этом арендаторы обязались обеспечивать переданное им имущество в исправном состоянии, своевременно и за свой счет производить все виды ремонтно-путевых работ (пункты 3.2, 3.4 договора с ООО «СГК» и пункты 3.3.4, 3.3.7 договора с ООО «ОптТрейд»).
Согласно акту приема-передачи объектов аренды, в том числе железнодорожных путей, переданных в аренду ООО «Северная грузовая компания» от 14.09.2017, арендатором, выполнявшим текущий ремонт железнодорожных путей, на примыкающем к железнодорожным путям земельном участке, в период действия договора, организовано складирование шпал, демонтированных в рамках проведения ремонтных работ в период с апреля по сентябрь 2016 года. При этом ООО «Северная грузовая компания» было предложено произвести организацию вывоза строительного мусора (шпал) с представлением подтверждающих документов.
Указанные обстоятельства старшим инспектором не проверялись, оценка им не давалась.
Также отклоняются доводы жалобы о том, что шины, фильтры могли образоваться в результате деятельности предприятия, поскольку ими эксплуатируется автомобильная и иная техника, работающая на двигателях внутреннего сгорания, поскольку они также являются исключительно предположением должностного лица.
Наличие какой-либо техники (вид, марка, модель) при проведении проверки инспектором не устанавливалось. Также как и не установлен факт того, что обнаруженные шины и фильтры могли на указанной технике использоваться (подходили к ним по техническим характеристикам).
Аналогичный довод в отношении отхода «огнетушители углекислые утратившие потребительские свойства».
Как следует из материалов дела, старшим инспектором при проведении проверки исследовалась Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 АО «Интер РАО-Электрогенерация» за 2020 год.
В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке). Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.
Вместе с тем, в указанной ведомости за 2020 год отсутствуют сведения о поступлении в АО «Интер РАО-Электрогенерация» огнетушителей, а также отсутствуют сведения об их списании. Оборотно-сальдовые ведомости за иные периоды должностным лицом не проверялись.
Также отклоняется довод должностного лица о том, что отражение в оборотно-сальдовой ведомости по счету 10 за 2020 год в графе кредит (расход средств): батарейки EnergizerAPBL-1 90 3VEL 123 - 12 штук; батарейки SuperlifeVarta 02003 - 20 штук, является безусловным доказательством того, что данные батарейки утратили потребительские свойства и являются отходами, по следующим основаниям.
Как указывалось выше, Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 №94н утвержден план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).
Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.
При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что включение батареек в графу кредит в оборотно-сальдовой ведомости по счету 10, означает, что они отпущены со склада в работу. Никаких иных выводов, в том числе о том, что указанные батарейки утратили свои потребительские свойства, в связи с чем стали отходом, из указанной ведомости сделать нельзя, поскольку в приказе прямо указано, что при выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Из материалов дела следует, что старшим инспектором при проведении проверки оборотно-сальдовая ведомость по счету 91 не исследовалась, соответственно доказательств того, что батарейки EnergizerAPBL-1 90 3VEL 123 - 12 штук; батарейки SuperlifeVarta 02003 - 20 штук на момент проведения проверки утратили потребительские свойства, а, следовательно, являются отходами, в материалы дела не представлено.
Довод должностного лица о том, что АО «Интер РАО-Электрогенерация» не доказало при проведении проверки факт того, что они не являются собственниками обнаруженных отходов, нарушает основополагающий принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об АП).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения судьи Ноябрьского городского суда от 09.03.2022 не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Ноябрьского городского суда от 09 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Интер РАО - Электрогенерация» - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Дряхлова