ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1768/20 от 09.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Таипов Э.Т.

Дело № 7-1768/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 9 октября 2020 г. в г. Перми жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Военная экология" Мугиновой Ольги Валерьевны на постановление судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 28 сентября 2020 г., по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Военная экология"

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 28 сентября 2020 г. общество с ограниченной ответственностью "Военная экология" (далее по тексту – ООО "Военная экология") признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО "Военная экология" по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности на земельном участке с кадастровым номером **294, расположенном в **** на срок 70 суток.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ООО "Военная экология" Мугинова О.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указав на то, что постановление вынесено на основании недостоверных противоречивых доказательств. Судьей не дана оценка доводам защитника привлекаемого юридического лица об отсутствии в материалах дела доказательств размещения за границами эксплуатируемого участка площадки и следов нарушения целостности обваловки. Указывает, что границы площадки МБР "Трифоновская" отступают от границ земельного участка внутрь участка до 20 метров. Судьей не приняты во внимание показания свидетеля П., о том, что пробы почв брались на расстоянии 1 метра и 5 метров от обваловки, а не от границ земельного участка. В материалах дела отсутствуют сведения о том, каким образом, с использованием каких технических средств определялись границы земельного участка с кадастровым номером **294, отсутствуют фото установления границ земельного участка. Ссылается на положения статьи 1.5 КоАП РФ. Судьей не дана оценка доводам защитника ООО "Военная экология" о том, что материалы дела об административном правонарушении содержат противоречивые данные. Обследование участка, забор проб должностным лицом проводились с нарушением ГОСТ. Полагает о наличии нарушений положений при проведении государственного надзора.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ООО "Военная экология", должностное лицо административного органа, извещенные о времени и месте надлежаще, участия не принимали.

Защитники ООО "Военная экология" Мугинова О.В. и Лаевская Н.В. в судебном заседании настаивали на доводах жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитников, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшегося по делу постановления не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании части 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно преамбуле Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.) данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

На основании статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (часть 1), при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2).

На основании статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1), запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (часть 2).

В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Как следует из материалов дела, что основным видом деятельности ООО "Военная экология" является сбор отходов. Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на земельном участке с кадастровым номером **294, расположенном в **** и принадлежащем ООО "Военная экология" на право собственности.

Указанный участок предназначен для осуществления деятельности по обезвреживанию и рекультивации буровых и нефтесодержащих отходов.

Площадка обезвреживания и рекультивации буровых и нефтесодержащих отходов "Трифоновская", расположенная по вышеуказанному адресу поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Собственником земельного участка с кадастровым номером **1671, расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, является Муниципальное образование Октябрьский городской округ.

По договору аренды от 17 января 2020 г. земельный участок с кадастровым номером **1671 передан в аренду главе КФХ Л. для осуществления КФХ сельскохозяйственного производства.

Земельные участки с кадастровыми номерами **294 и **1671 имеют общую границу.

Обращения граждан П. и Х. в прокуратуру района о фактах нарушения природоохранного законодательства, послужили основанием для проведения в отношении рейдовых осмотров представителями Управления Росприроднадзора по Пермскому краю и Управления Россельхознадзора по Пермскому краю.

В ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером **1671 18 июня 2020 г. представителями Управления Россельхознадзора по Пермскому краю установлено, что на площади примерно 1300 кв.м. складированы отходы песчаного и глинистого грунта, которые перекрывают плодородный слой почвы, на поверхности грунта присутствует соляной блеск, имеются углубления с жидкостью темного цвета с маслянистой пленкой и характерным запахом нефтепродуктов.

В ходе рейдового осмотра взяты образцы почвы. Из протоколов испытаний № 4037, № 4038 от 9 июля 2020 г., а также из заключений эксперта № 32-ПА, № 33-ПТ от 16 июля 2020 г., усматривается, что в отборах проб, изъятых с земельного участка с кадастровым номером **1671, граничащего с земельным участком с кадастровым номером **294, превышение нормативных показателей содержания нефтепродуктов в почве, превышение предельно допустимой концентрации цинка, установлено снижение плодородия земель.

В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора № 562-П от 22 июля 2020 г. государственными инспекторами в области охраны окружающей среды совместно с сотрудниками ЭБ ПК ОМВД России по Пермскому краю и специалистами Филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Пермскому краю" Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Пермскому краю по Приволжскому Федеральному округу" 28 июля 2020 г. произведен осмотр территории за границами площадки обезвреживания и рекультивации буровых и нефтесодержащих отходов "Трифоновская", в ходе которой установлены следы нарушения целостности обваловки площадки с возможным вытеканием отходов за границу территории площадки МБР "Трифоновская", предварительно установлен факт размещения отходов за пределами эксплуатируемого участка. В ходе осмотра взяты пробы почвы за пределами МБР "Трифоновская" и фоновая проба. Из протоколов лабораторных исследований от 10 августа 2020 г. № 373П, 374П, 375П, 376П, следует, что в контрольных пробах почвы, изъятой за границами площадки МБР "Трифоновская" установлены превышения концентрации загрязняющих веществ по сравнению с показателями фоновой пробы.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО "военная экология" протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 8.2 и части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Привлекая ООО "Военная экология" к административной ответственности, за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, судья районного суда исходил из доказанности факта нарушения юридическим лицом законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования – требования статей 34, 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г., статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г., статей 13, 42 ЗК РФ, которые выразились в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а также порче земель.

Вопреки доводам жалобы, факт совершения административных правонарушений, а также вина юридического лица ООО "Военная экология" подтверждается: заявлением Х. и П. от 27 мая 2020 г., письмом администрации Октябрьского городского округа от 15 июня 2020 г., выписками из ЕГРН на земельные участки, рейдовым заданием от 15 июля 2020 г., приказом от 17 июня 2020 г., актом рейдовых осмотров, обследований органом государственного контроля (надзора) № 589 с фототаблицами и схемами, актами (протоколом) отбора образцов (проб) почв от 18 июня 2020 г., протоколами испытаний от 9 июля 2020 г., заключениями к протоколам испытаний от 16 июля 2020 г., протоколами об административных правонарушениях от 6 августа 2020 г. и 21 августа 2020 г., протоколами лабораторных исследований от 10 августа 2020 г., актами отбора проб от 28 июля 2020 г. с фототаблицами, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 28 мая 2020 г., приказом о проведении рейдовой проверки от 22 июля 2020 г., свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и иными материалами дела.

Оценка имеющимся в деле доказательствам дана судьёй районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Выводы судьи районного суда о наличии составов административных правонарушений и виновности ООО "Военная экология" в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, является правильными и обоснованными.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Военная экология" имелась возможность для соблюдения требований законодательства в обрасти охраны окружающей среду и природопользования, а также обращения с отходами производства и потребления, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленные обязанности по недопущению нарушения действующего законодательства, автором жалобы также не представлено.

Доводы об отсутствии в материалах дела сведений о том, каким образом, с использованием каких технических средств определялись границы земельного участка с кадастровым номером **294 не свидетельствуют об отсутствии составов вмененных административных правонарушений и не являются основанием для отмены вынесенного судьей районного суда постановления.

Доводы заявителя в части нарушения порядка отбора образцов проб для исследования, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены, противоречат представленным по делу доказательствам, достоверность которых сомнений не вызывает.

Доводы жалобы защитника по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Ссылка защитников о нарушениях при том, что проверка юридического лица проведена в нарушение положений Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г.) также подлежат отклонению.

Административные правонарушения выявлены не в ходе проверки в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г., а в результате осмотров, проведенных в связи с обращениями граждан, в качестве самостоятельного мероприятия.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие событий административных правонарушений (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).

Таким образом, вина ООО "Военная экология" в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, судьей установлена верно.

Ссылка заявителя жалобы на положения статьи 1.5 КоАП РФ, закрепляющие принцип административной ответственности - презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, предусматривающие, что лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, не состоятельна, поскольку при рассмотрении дела судьей районного суда вина привлекаемого в совершении вмененных административных правонарушений установлена. Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи районного суда при рассмотрении дела в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, судьей районного суда не нарушены.

Ссылки защитника Мугиновой О.В. на несогласие с назначенным административным наказанием не влекут отмены судебного акта.

Административное наказание назначено ООО "Военная экология" в соответствии с положениями части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде приостановления деятельности в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенных административных правонарушений, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, учитывая, что правонарушения представляют существенную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, посягают на установленный государством порядок обращения с отходами производства и потребления.

Судья районного суда, установив, что ООО "Военная экология" осуществляет деятельность с нарушениями природоохранного законодательства и законодательства по обращению с отходами производства и потребления, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для назначения привлекаемому административного наказания в виде административного приостановления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на земельном участке с кадастровым номером **294, расположенном в ****.

Оснований для признания назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется.

Вывод судьи районного суда о действительной необходимости применения к ООО "Военная экология" меры государственного принуждения в виде административного приостановления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на земельном участке с кадастровым номером **294, соответствует принципам назначения административного наказания ввиду создания угрозы здоровью и здоровью людей, окружающей природной среде.

Представленные в судебное заседание в краевой суд благодарственные письма, направленные в адрес ООО "Военная экология" не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения и являются основанием для отмены или изменения постановления судьи районного суда.

Постановление о привлечении ООО "Военная экология" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ООО "Военная экология" допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 28 сентября 2020 г. оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Военная экология" Мугиновой Ольги Валерьевны - без удовлетворения.

Судья: подпись.