Судья Старцева Т.В.
Дело № 7-1781/2021 / 21-771/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев в судебном заседании 9 августа 2021 г. в г. Перми жалобу защитника акционерного общества "ЭнергоремонТ Плюс" П. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 1 апреля 2021 г., решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 28 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "ЭнергоремонТ Плюс",
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 1 апреля 2021 г. акционерного общества "ЭнергоремонТ Плюс" (далее по тексту – АО "ЭнергоРемонт Плюс") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 28 мая 2021 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника П., постановление должностного лица от 1 апреля 2021 г. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник П. просит об отмене решения судьи районного суда и удовлетворении жалобы, указав на незаконность и необоснованность вынесенного решения. Полагает о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель АО "ЭнергоРемонт Плюс", защитник П., потерпевший Г., извещенные о времени и месте судебного заседания надлежаще, участия не принимали.
Защитник Лен А.В., в судебном заседании настаивала на доводах жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.
На основании части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно частей 1, 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществление технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (абзац второй части 2 статьи 212 ТК РФ).
Как усматривается из материалов дела, 17 марта 2021 г. на АО "ЭнергоремонТ Плюс" произошел несчастный случай со слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовленных цехов 5 разряда Г.
Государственной инспекцией труда в Пермском крае назначено проведение расследования тяжелого несчастного случая в Пермском филиале АО "ЭнергоремонТ Плюс" (распоряжением от 17 марта 2021 г. № 59/6-143-21-ИЗ\12-4083-И/52-27).
Актом о расследовании тяжелого несчастного случая установлено, что причиной несчастного случая на производстве явилось неудовлетворительная организация производства работ, а именно:
- выдача наряда-допуска на подготовку рабочего места для ремонта задвижки № 62, мероприятия по обеспечению безопасных условий которого нарушали мероприятия по обеспечению безопасных условий действующего наряда-допуска № 83М на ремонт обратного клапана ПЭН-7 (согласно наряду-допуск № 83М вентиля на обходном трубопроводе задвижки № 62 должны быть закрыты, а по наряду-допуску на ремонт задвижки № 62 должны быть открыты);
- выдача распоряжения на подготовку рабочего места по наряду-допуску для ремонта задвижки № 62, мероприятия по обеспечению безопасных условий которого нарушали мероприятия по обеспечению безопасных условий действующего наряда-допуск № 83М на ремонт обратного клапана ПЭН-7;
- выдача разрешения на повторный допуск к выполнению работ по наряду-допуску № 83М "Ремонт обратного клапана ПЭН-7 с производством огневых работ", мероприятия по обеспечению безопасных условий которого нарушали мероприятия по обеспечению безопасных условий действующего наряда-допуска № 83М на ремонт обратного клапана ПЭН-7;
- недостаточный контроль должностных лиц за состоянием условий труда на рабочих местах.
На основании акта о расследовании тяжелого несчастного случая в отношении АО "ЭнергоремонТ Плюс" был составлен акт № 1 от 31 марта 2021 г. о несчастном случае на производстве.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО "ЭнергоремонТ Плюс" протокола об административном правонарушении и в последующем привлечения должностным лицом административного органа к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Привлекая АО "ЭнергоремонТ Плюс" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ должностное лицо административного органа, а впоследствии судья районного суда при рассмотрении жалобы, исходили из доказанности вины общества в совершении описанного деяния, а также соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления.
Между тем, с таким выводом судьи районного суда, как противоречащим материалам дела и неоснованным на процессуальных требованиях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя.
На основании статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.4 КоАП РФ законные представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют защиту его прав и законных интересов. Законными представителями юридического лица в соответствии с названным Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
На основании части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания протокола от 1 апреля 2021 г. № 59/6-143-21-ИЗ/12-5017-И/52-27 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, составленном в отношении АО "ЭнергоремонТ Плюс", следует, что законный представитель юридического лица на составление протокола не явился, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника М. на основании доверенности от 4 февраля 2021 г.
При рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (пункт 2 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 1 апреля 2021 г. в отношении АО "ЭнергоремонТ Плюс" составлен протокол об административном правонарушении.
Должностное лицо Государственной инспекции труда в Пермском крае в нарушение названных норм 1 апреля 2021 г., то есть в дату составления протокола об административном правонарушении в отсутствие сведений об извещении законного представителя АО "ЭнергоремонТ Плюс" рассмотрел дело об административном правонарушении и вынес постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрение дела в отсутствие неизвещенного надлежащим образом законного представителя АО "ЭнергоремонТ Плюс" является существенным процессуальным нарушением, влекущим нарушение права юридического лица на защиту.
Присутствие защитника при рассмотрении дела, явившегося на составление протокола об административном правонарушении, с учетом положений статьи 25.4 КоАП РФ, не свидетельствует о соблюдении порядка рассмотрения дела должностным лицом административного органа.
В соответствии с положениями главы 25 КоАП РФ защитник является самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении, согласно статье 25.5 КоАП РФ допускается к участию в деле с момента возбуждения производства по делу, наделен комплексом самостоятельных прав, предусмотренных частью 5 данной нормы, в том числе, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать постановления по делу.
В связи с изложенным в силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении АО "ЭнергоремонТ Плюс" подлежало рассмотрению с участием его законного представителя. В отсутствие указанного лица дело могло быть рассмотрено если имелись данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На момент рассмотрения дела 1 апреля 2021 г. (в день составления протокола об административном правонарушении) сведений об извещении законного представителя АО "ЭнергоремонТ Плюс" у должностного лица административного органа не имелось.
Какие-либо сведения об извещении законного представителя АО "ЭнергоремонТ Плюс", являющегося лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Изложенное выше не позволяет сделать вывод, о соблюдении порядка извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, в связи с чем, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 1 апреля 2021 г., решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 28 мая 2021 г. подлежат отмене, с учетом того, что срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек, и возможность разрешения дела по существу не утрачена, то дело подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу Государственной инспекции труда в Пермском крае правомочному рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностному лицу при новом рассмотрении дела необходимо также проверить соблюдение процессуальных требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ об извещении законного представителя АО "ЭнергоремонТ Плюс" о составлении протокола об административном правонарушении.
В связи с отменой постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда по указанным основаниям судья краевого суда не входит в обсуждение доводов жалобы защитника П., поскольку они подлежат рассмотрению при новом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 1 апреля 2021 г., решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 28 мая 2021 г. отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "ЭнергоремонТ Плюс" возвратить на новое рассмотрение должностному лицу Государственной инспекции труда в Пермском крае, правомочному рассмотреть дело.
Судья: подпись.