Дело № 7-179(2)/2022
Судья Заболотникова О.А.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 11 мая 2022 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 марта 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 от 20 декабря 2021 года Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее также Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На указанное постановление защитником Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО2 была подана жалоба в суд.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 марта 2022 года названное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, заявитель просит названное решение судьи районного суда от 01 марта 2022 года отменить, ссылаясь на его незаконность.
Указывает, что в соответствии с действующим законодательством такие обстоятельства, как личность и имущественное положение должника, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, нельзя считать обстоятельствами, которые характеризуют малозначительность правонарушения и их следует учитывать при назначении административного наказания.
Ссылается на то, что судом не был исследован тот факт, что на момент рассмотрения протокола об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю были предоставлены документы о том, что взыскатель ФИО3 24 июня 2021 года выразила желание получить жилое помещение в г. Тамбове. При этом справка о телефонной беседе не может являться официальным документом, влекущим соответствующие юридические последствия, поскольку свидетельствует только о проведенной беседе, носящей формальный характер.
Также взыскателю было направлено уведомление о явке для заключения договора найма, однако в нем не было указано, где именно будет предложено жилое помещение и является ли оно, как требует исполнительный документ, благоустроенным. Между тем, согласно действующему законодательству единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, названо место жительства этих лиц.
Судом не было проверено наличие у должника свободного жилого помещения, а при его отсутствии - наличие заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда, а также не была выяснена позиция взыскателя по исполнительному производству.
Полагает, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от административной ответственности, вина Управления полностью доказана, а решение суда не исполнено.
Автор жалобы ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явилась, ходатайство об отложении слушания дела ею не заявлено, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО4, считавшего обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило то обстоятельство, что оно не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок 01 декабря 2021 года после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Отменяя постановление от 20 декабря 2021 года о привлечении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и прекращая производство по делу, судья районного суда пришла к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным, исходя из следующего.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскания исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Тамбова, вступившим в законную силу 07 июня 2021 года, на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади помещения по договору социального найма.
На основании исполнительного листа, выданного 22 июня 2021 года, судебным приставом-исполнителем 24 сентября 2021 года в отношении Управления возбуждено исполнительное производство № ***-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В рамках указанного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 октября 2021 года с Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 16 ноября 2021 года должнику установлен новый срок для исполнения вышеуказанного решения суда – 01 декабря 2021 года.
Постановлением администрации Тамбовской области № 23 от 14 марта 2017 года утверждено Положение об Управлении градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
В силу п. 3.1.28 названного Положения на Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области возложена функция по осуществлению в установленном порядке полномочий государственного заказчика в части приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот.
На основании распоряжения главы администрации Тамбовской области от 27 декабря 2017 года № 199 полномочия по закупке жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа переданы Управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Самостоятельными полномочиями по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не наделено.
Судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы заявителя установлены следующие обстоятельства.
В связи с отсутствием собственного жилья для распределения лицам названной категории Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области были совершены следующие действия в целях исполнения требований исполнительного документа по обеспечению ФИО3 жилым помещением.
24 июня 2021 года и 22 сентября 2021 года Управлением взыскателю ФИО3 было предложено заключить договор найма специализированного жилого помещения на имеющиеся в наличии жилые помещения, расположенные в Тамбовской области (г. Моршанск, г. Мичуринск, г. Уварово).
Поскольку взыскатель отказалась от предложенного благоустроенного жилого помещения в Тамбовской области и просила предоставить жилое помещение в г. Тамбове, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области было вынуждено продолжить работу с данным взыскателем, так как в исполнительном документе не указано, на территории какого населенного пункта должник обязан предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение.
30 июня 2021 года и 04 октября 2021 года Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в адрес Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области были направлены письма с просьбой о приобретении жилого помещения для ФИО3
Согласно информации, предоставленной Управлением градостроительства по аналогичным делам (письма от 12 октября 2021 года и 22 октября 2021 года), опубликовано 93 извещения, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос. Мичурина и 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района. Кроме того Управлением градостроительства указано, что имеется информация о вводе нового жилья у застройщиков региона только в 3-4 кварталах, в связи с чем планируется приобретение жилых помещений в количестве 8 квартир в г. Тамбове.
Из информации Управления градостроительства (письмо от 12 ноября 2021 года) следовало, что опубликовано 108 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос. Мичурина и 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района (находится на стадии регистрации в Росреестре Тамбовской области). 25 октября 2021 года Управлением градостроительства размещено 14 извещений на приобретение квартир на вторичном рынке жилья в административных центрах Тамбовского района. Кроме того, у Управления градостроительства имеется информация о вводе нового жилья у застройщиков региона только в 4 квартале 2021 года, в связи с чем управление планирует приобрести в указанные сроки жилые помещения в количестве 8 квартир в г. Тамбове.
17 ноября 2021 года Управлением градостроительства в адрес Управления направлено письмо с указанием на то, что из-за нехватки денежных средств, заложенных в бюджете Тамбовской области на 2022 год, в сопоставлении с планируемым показателем - 280 квартир, начать закупочные процедуры в г. Тамбове, Тамбовском районе, г. Мичуринске, г. Котовске, а также в любом муниципальном образовании на первичном рынке жилья не представляется возможным. Имеющиеся лимиты при наличии показателя государственной программы Тамбовской области «Социальная поддержка граждан» - 280 квартир позволят рассчитать среднюю стоимость квадратного метра в размере 26,8 тысяч рублей. Исходя из опыта приобретения жилья по указанной цене, возможно, будут приобретаться квартиры только в отдаленных муниципальных образованиях Тамбовской области (г. Моршанск, г. Уварово и т.п.) и только на вторичном рынке. После передачи вышеуказанных жилых помещений в комитет по имуществу с последующей передачей в оперативное управление подведомственных управлению учреждений, жилые помещения будут предлагаться детям сиротам и лицам из их числа, в том числе ФИО3.
Также Управлением 18 октября 2021 года и 02 ноября 2021 года в адрес ФИО3 были направлены письма о проделанной работе по обеспечению ее жилым помещением и об отсутствии жилых помещений, расположенных на территории г. Тамбова.
23 ноября 2021 года Управлением в адрес ФИО3 направлено письмо с указанием мероприятий, который были предприняты по исполнению решения суда.
13 декабря 2021 года Управлением вновь направлено в адрес Управления градостроительства письмо с просьбой приобрести жилое помещение в г. Тамбове для ФИО3 с целью исполнения решения суда.
По информации, полученной от Управления градостроительства (письмо от 09 декабря 2021 года), опубликовано 107 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос. Мичурина и 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района. В том же письме Управлением градостроительства указано, что проведены торги на приобретение 14 квартир на вторичном рынке жилья в административных центрах Тамбовского района и 8 квартир на первичном рынке жилья в г. Тамбове (находятся на стадии заключения контрактов). Контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района зарегистрирован в Росреестре Тамбовской области, документы для дальнейшего оформления направлены в комитет по управлению имуществом области. В целях своевременного и эффективного исполнения полномочия по достижению показателя результативности в 2022 году, Управление градостроительства рассматривает вопрос начала проведения закупочных процедур в 2021 году, однако из-за недостатка денежных средств, запланированных в бюджете Тамбовской области - 316 338,6 тысяч рублей на 2022 год в сопоставлении с планируемым показателем - 280 квартир, начать закупочные процедуры не представляется возможным.
14 декабря 2021 года Управлением в адрес ФИО3 было направлено письмо с указанием мероприятий, выполненных должником с целью исполнения решения суда, и обоснованием невозможности исполнить требования исполнительного документа по независящим от Управления причинам.
При наличии указанных обстоятельств, судьей районного суда установлено, что Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в рамках исполнительного производства принимались своевременные, необходимые и исчерпывающие меры в пределах предоставленной законодательством компетенции к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем пришла к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о назначении административного наказания.
Поводов не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных по настоящему делу обстоятельств, норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела судья районного суда обосновано пришла к выводу о том, что бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие Управления, выразившееся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.
Доводами жалобы заявителя выводы судьи районного суда не опровергаются.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого судебного акта не является.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 марта 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов