Судья Эминов О.Н. № 7-17/2022
РЕШЕНИЕ
г. Элиста 23 марта 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Кравцовой В.Е., с участием Очирова А.С., защитника Убушиева С.В., лица, составившего протокол об административном правонарушении, - старшего оперуполномоченного Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Калмыкия М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Очирова А.С. на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 февраля 2022 года по делу № * об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 февраля 2022 года Очиров А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
В жалобе Очиров А.С. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Указывает, что размещенная им в сети Интернет публикация в силу п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ является объектом литературного произведения, которое создано им в виде тексто-визуального нераздельного составного произведения. Отмечает, что нацистской является атрибутика и символика, которые использовались организациями, признанными Нюрнбергским международным военным трибуналом преступными, в его тексто-визуальном литературном произведении таковые не использовались. Ссылаясь на положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», указывает, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма, как и не является административным правонарушением демонстрация нацистской атрибутики или символики в рамках художественного или научного творчества.
В судебном заседании Очиров А.С. и его защитник Убушиев С.В. поддержали доводы жалобы, просили об отмене судебного акта и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Представитель УМВД России по г. Элисте, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - старший оперуполномоченный Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Калмыкия М. возражал против доводов жалобы.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения Очирова А.С., лица, составившего протокол об административном правонарушении, М., прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
При этом согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 20.3 КоАП РФ пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" одним из основных направлений противодействия является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Согласно статье 13 этого же Федерального закона запрещается распространение экстремистских материалов.
В силу статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма.
Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Как следует из обжалуемого судебного акта, 24 января 2022 г. в 14 часов 30 минут установлено, что в * часов * минуты 10.08.2021 г. в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: * пользователь «* *» разместил сообщение, публично демонстрирующее нацистскую символику, которая запрещена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Факт совершения Очировым А.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: определением № * о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 26 января 2022 года, протоколом об административном правонарушении от 9 февраля 2022 года, согласно которому 10 августа 2021 г., находясь дома по адресу: *, примерно в * часов * минуты, Очиров А.С. со своего личного компьютера в социальной сети «Вконтакте», со страницы «* *» в сообществе «Доска Позора», вход осуществляется свободно без логина и пароля, разместил фотоизображение в виде фашистского орла; актом осмотра Интернет-ресурса www.vk.com от 24 января 2022 г. с фототаблицей, рапортом старшего оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Республике Калмыкия М. от 25.01.2022 г., согласно которому в ходе осуществления мониторинга средств массовой информации Республики Калмыкия, в том числе в сети Интернет, в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Доска Позора», доступ на страницу сообщества осуществляется свободно, без введения пароля и логина, выявлен факт публикации с возможной демонстрацией нацистской атрибутики или символики, выложенный 10 августа 2021 г. в 12 часов 34 минуты пользователем «* *»; заключением заведующего кафедрой уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» Р. о том, что изображение на представленных информационных материалах не носит признаков пропаганды нацистской атрибутики, однако имеются основания считать размещение символа нацистской Германии публичным демонстрированием нацистской символики; письменным объяснением Очирова А.С. от 9 февраля 2022 г., согласно которому 10 августа 2021 г., находясь дома по адресу: *, примерно в 12 часов 34 минуты, со своего личного компьютера в социальной сети «Вконтакте», со страницы «* *» в сообществе «Доска Позора», вход осуществляется свободно без логина и пароля, разместил пост в отношении Главы Республики Калмыкия Х. и фотоизображения, на одном из которых было изображение в виде орла; справкой на физическое лицо, иными доказательствами по делу.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о виновности Очирова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Очирова А.С. в совершении административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Очирова А.С. состава административного правонарушения со ссылкой на публикацию им (Очировым А.С.) лишь изображения в форме белой птицы, напоминающей герб Германского государства, не состоятельны.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистская деятельность (экстремизм), - в том числе пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую).
Под демонстрацией нацистской символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 23.10.2014 г. № 2480-О, само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительного к ее генезису – может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Запрет на использование нацистской символики в любой форме направлен, в том числе, на защиту прав и свобод других лиц.
Объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения могут образовывать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистских атрибутики и символики, атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Как видно из заключения заведующего кафедрой уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» Р., в частности из содержания исследования, материал представляет собой фотографию, на которой изображен орел с распростертыми крыльями – это герб, который являлся официальным государственным символом нацистской Германии, на данном изображении действительно показан один из официальных символов нацистской Германии, соответствующий герб использовался в нацистской Германии в различных качествах – как на официальных документах, так и, к примеру, как элемент военной формы.
Содержание данного заключения не вызывает сомнения в относимости и достаточности для вывода о соответствии изображения орла на размещенной Очировым А.С. фотографии официальному символу нацистской Германии и опровергает доводы последнего о наличии существенных расхождений в данном изображении.
Таким образом, размещение Очировым А.С. в свободном доступе в телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» изображения, содержащего нацистскую символику или атрибутику, а именно, герба в виде орла, являющегося официальным государственным символом нацистской Германии, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что размещенные Очировым А.С. объекты не являются демонстрацией нацистской символики, а являются лишь составной частью созданного им тексто-визуального произведения (со ссылкой на письмо Роскомнадзора от 15 апреля 2015 г.), подлежат критической оценке.
В соответствии с Примечанием к ст. 20.3 КоАП РФ положения настоящей статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2013 N 1053-О указал на то, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", судам следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).
Вывод о том, что фотоизображение нацистских атрибутики и символики не направлено на их демонстрацию или пропаганду, можно сделать только в том случае, если такие действия совершены в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.
Конкретные обстоятельства настоящего дела такой вывод сделать не позволяют. В частности, Очиров А.С. в суде первой инстанции и при рассмотрении доводов жалобы в настоящем судебном заседании пояснил, что целью использования им в размещенной в сети Интернет фотографии изображения орла, использовавшегося в качества символа нацистской Германии, являлось сравнение действий данного государства по формированию мобилизационного военного резерва в годы, предшествующие Великой Отечественной войне, с действиями чиновников Министерства обороны Российской Федерации по формированию мобилизационного резерва в настоящее время. Таким образом, с учетом целевой направленности и общественно-политического контекста, реализованных Очировым А.С. в анализируемом изображении, характер его действий не свидетельствует о размещении им указанной символики с целью формирования негативного отношения к идеологии нацизма, как и не свидетельствует о том, что он не оправдывает такую идеологию.
Следовательно, доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, обусловлены стремлением избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Утверждение защитника Убушиева С.В. о необходимости прекращения производства по делу ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности несостоятельно.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из материалов дела следует, что публичная демонстрация изображения нацистской символики и атрибутики продолжалась непрерывно, на протяжении длительного периода времени, характеризовалась длительным противоправным поведением и поэтому является длящимся административным правонарушением, указанное административное правонарушение выявлено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, 24 января 2022 года.
Таким образом, срок давности привлечения Очирова А.С. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения обжалуемого судебного акта не истек.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Очирову А.С. в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, а также данных о личности виновного.
Существенных нарушений норм КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, не допущено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 февраля 2022 года по делу № * об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, в отношении Очирова А.С. оставить без изменения, жалобу Очирова А.С. – без удовлетворения.
Судья С.И. Говоров