ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия) Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Иванова С.Ж. Дело № 7- 180/12
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 03 октября 2012 г.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1. на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 23 августа 2012 г., которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1,
постановлено:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации по охране природы в Республике Саха (Якутия) о признании должностного лица – .......... СТ «Алмазтехмонтаж» Управления капитального строительства АК АЛРОСА(ОАО) ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КОАП РФ, и назначения ей наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2, действующего на основании доверенности от 22.09.2012 г. № ..., представителя Управления Росприроднадзора по РС (Я) ФИО3, действующего на основании доверенности от 01.10.2012 г. № ..., а также Якутского природоохранного прокурора Умеренко В.А., суд
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по охране природы в Республике Саха (Якутия) № ... от 03 августа 2012 г. должностное лицо - .......... СТ «Алмазтехмонтаж» Управления капитального строительства АК АЛРОСА(ОАО) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Согласно постановлению правонарушение выразилось в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Мирнинский районный суд РС (Я), решением которого вышеуказанный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с названным решением суда, ФИО1, обратилась с жалобой, ссылаясь на то, что она неправомерно признана виновным должностным лицом в совершении административного правонарушения, при вынесении постановления административным органом были допущены нарушения норм КоАП РФ.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не просила об отложении судебного разбирательства. По правилам, изложенным в подпункте 4 пункта 1 статьи 30.6 КоАП РФ суд рассматривает жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку имеются данные о надлежащем извещении участников процесса о месте и времени рассмотрения дела.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Изучив материалы административного дела, заслушав доводы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также объяснения представителя Управления Росприроднадзора, Якутского природоохранного прокурора, полагавших привлечение лица к административной ответственности законным и обоснованным, суд приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ административным правонарушением является несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 18.07.2011 № 243-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с указанным Законом обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При рассмотрении дела судом установлено, что в ходе выездной плановой проверки, проведенной 24.07.2012г. в СТ «Алмазтехмонтаж» Управления капительного строительства АК «АЛРОСА» (ОАО) (СТ «AIM») на основании распоряжения Якутского природоохранного прокурора от 20.07.2012г. были выявлены нарушения природоохранного законодательства, а именно:
согласно схеме временного хранения (накопления) отходов (в составе проекта НООЛР рис.3.3) условным обозначением 2 отмечены емкости для сбора отработанных масел; возле вышеуказанных емкостей, расположенных на южной стороне гаража, по правую сторону на верху металлической конструкции расположена цистерна на 6 куб.м., практически полностью наполненная отработанным маслом, однако проектом НООЛР размещение указанной емкости для накопления отработанного масла не предусматривается; цистерна стоит на открытом воздухе без навеса, снизу имеется кран, на грунте под емкостью зафиксированы пятна отработанного масла. Присутствующие при проверке ФИО1 и Х. пояснили, что проектом ПНООЛР по Мирнинской площадке не предусмотрена цистерна для сбора отработанных масел, цистерна была привезена Айхальским участком для передачи в ЗАО «Экология ПромСервис», после слива отработки планировали вернуть емкость в п. Айхал, но представители из «Эклогия ПромСервис» отказались принимать емкость, т.к. слив в емкости неисправен и изъять отработку не представлялось возможным, вследствие чего цистерна с отработанным маслом была размещена на территории СТ «ATM» с нарушением способа и условий хранения отхода 3 класса опасности для окружающей природной среды, что является нарушением требований ч.1 и ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
приказом от 28.02.2012г. за № ... по СТ «Алмазтехмонтаж» назначены лица, ответственные за обращение с отходами I-1V класса опасности, на которых не представлены подтверждающие документы о специальной подготовке на право работы с такими отходами, а именно: п. 1.2 приказа допущен к работе с опасными отходами 3 класса опасности (аккумуляторные батареи, отработанные масла, отработанные топливные и масляные фильтры, отработанные шины) механик участка № ... К.; указанное в приказе лицо допущено к работе с отходами 1-4 класса опасности в нарушение требований ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной управляющим СТ «Алмазтехмонтаж» Н., на .......... СТ «Алмазтехмонтаж» ФИО1 возложен контроль за осуществление природоохранных мероприятий; указанные выше нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей и отсутствия соответствующего контроля со стороны .......... Мирнинской площадки СТ «ATM» УКС АК «АЛРОСА» (ОАО) ФИО1
Постановлением заместителя Якутского природоохранного прокурора от 31.07.2012г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ - «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» в отношении должностного лица - .......... .......... Мирнинской площадки СТ «Алмазтехмонтаж» Управления капительного строительства АК «АЛРОСА» (ОАО) ФИО1
Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы в РС(Я) от 03.08.2012г. .......... Мирнинской площадки СТ «Алмазтехмонтаж» Управления капительного строительства АК «АЛРОСА» (ОАО) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался действующими правовыми нормами области природоохранного законодательства.
Так, согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (в ред. от 25.06.2012).
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Признавая .......... ФИО1 должностным лицом, ответственным за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, суд исходил из имеющихся в деле письменных доказательств, исследованных судом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Во исполнение Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» приказом УКС СТ «Алмазтехмонтаж» от 22.02.2012г. № ... .......... ФИО1 назначена ответственным за заполнение таблиц данных учета, в области обращения с отходами (л.д. 47); Приказом УКС СТ «Алмазтехмонтаж» от 22.02.2012г. № ... во исполнение приказа Ростехнадзора от 05.04.07 № ... «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и редакции к приказу № ... от 27.03.08 «О порядке заполнения и предоставления форм расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», .......... ФИО1 назначена ответственной за предоставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 48); Приказом УКС СТ «Алмазтехмонтаж» от 22.02.2012г. № ... в целях соблюдения природоохранного законодательства, в соответствии с законом РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ФЗ-89 от 24.06.98г. «Об отходах производства и потребления» на .......... ФИО1 возложена обязанность по предоставлению статистической отчетности по установленным формам и представлять интересы СТ «Алмазтехмонтаж» в контролирующих организациях в данной сфере деятельности (л.д. 49).
Согласно должностной инструкции .......... СТ «Алмазтехмонтаж» УКС АК «АЛРОСА», утвержденной в 2011г., к функциональным обязанностям и правам .......... относятся: участие в разработке и контроле исполнения сметы затрат, формировании годовых планов треста в части «земля, недвижимость, охрана окружающей среды» (п.2.1.); участие в работе вышестоящих и инспектирующих органов по проверке природоохранной деятельности и надзору за зданиями и сооружениями (п.2.4.); предоставление главному специалисту по ООС УКС статистических отчетов: по форме 2-ТП-воздух (сведения об охране атмосферного воздуха), 2-ТП-отходы (образование, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов производства и потребления) (п.2.5.), предоставление технического отчета о неизменности производственного процесса или ходатайство об изменении установленных лимитов на размещение отходов в Ленском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (п.2.6.); обеспечение ведения первичной документации об образовании отходов производства и потребления (организация учета металлолома, организация учета и вывоза мусора, сбор, хранение и сдача люминесцентных ламп и ртуть содержащих приборов (п.2.7.); ведение журнал учета отходов производства и потребления (п.2.8.); ежегодное предоставление главному специалисту по ООС УКС согласованного с контролирующими органами: плана-графика контроля соблюдения нормативов ПДВ, предложения по мероприятиям для достижения ПДВ, мероприятия по сокращению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий; плана-графика контроля соблюдения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предложения по мероприятиям для достижения нормативов образования отходов, план мероприятий образования отходов до нормативов (п.2.9.); ежегодная разработка и предоставление плана природоохранных мероприятий; ежеквартальный расчет и согласование платежей за негативное воздействие на окружающую среду в АК «АЛРОСА», согласно установленному ФС УТЭН Ростехнадзора срока (п.2.10.); предоставление информации и статистических отчетов в сроки, установленные Федеральным законом, согласно графику предоставления статотчетов и природоохранной документации (п.2.11.); руководство в своей работе Законами Российской Федерации, нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами в области охраны окружающей среды (п.2.12.). Ведущий инженер производственно-технического отдела несет ответственность: за выполнение требований Федеральных законов РФ: № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды»; № 96 от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха»; № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления»; № 2761 от 13.05.1992г. «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной отчетности»; № 116 от 21.07.1997г. «Промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др. (п.4.1.) (л.д.42-45).
Вышеприведенные положения приказов и должностной инструкции в совокупности указывают на то, что .......... ФИО1 является должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, касающимися в том числе организации работы по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что ФИО1, являясь в качестве.............. Мирнинской площадки СТ «Алмазтехмонтаж» УКС АК «АЛРОСА» (ОАО), и, обладая соответствующими полномочиями, не предприняла всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований, т.е. совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Учитывая, что лицо правомерно привлечено к административной ответственности, постановление суда вынесено законно и обоснованно, суд приходит к выводу об оставлении обжалуемого решения без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 23 августа 2012 г.по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного суда РС (Я): Л.А. Дмитриева