Судья Баланов О.В. Дело № 7-180/2021
РЕШЕНИЕ
13 мая 2021 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <должностного лица> СПК «Титал» Озманяна Т.А. на решение судьи Болотнинского районного суда Новосибирской области от 15 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <должностного лица> СПК «Т.» Озманяна Т.А.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области Похлебина Ю.Н. от 3 декабря 2020 года № 07-05/27п <должностное лицо> Сельскохозяйственного производственного кооператива «Титал» (СПК «Титал») Озманян Т.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Болотнинского районного суда Новосибирской области от 15 февраля 2021 года указанное постановление должностного лица изменено в части назначенного административного штрафа, который снижен до 25 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, <должностное лицо> СПК «Т.» Озманян Т.А. просит изменить решение судьи Болотнинского районного суда Новосибирской области от 15 февраля 2021 года и назначить наказание в виде административного штрафа менее половины минимального размера административного штрафа.
Полагает, что суд в своем решении не в полной мере учел обстоятельства того, что СПК «Титал» принял меры к устранению загрязнения участка, в сентябре 2020 года осуществлена вспашка спорного земельного участка, а также произведена досыпка чернозема, кроме того, СПК «Титал» заключен договор с ФНГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» на разработку проекта рекультивации.
Полагает, что содержащийся в решении судьи вывод о том, что размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, противоречит правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 07.04.2020 года № 15-П.
Указывает, что СПК «Титал» является сельхозпроизводителем, ведет свою деятельность в высокорискованной, низкомаржинальной, но стратегически важной отрасли экономике, в связи с общим экономическим спадом в 2020 году прибыль СПК «Титал» существенно упала, а долговая нагрузка на предприятие в виде платежей по кредитам, арендной плате, налогам, заработной плате и т.д. возросла; при учете финансовых показателей предприятия административный штраф в размере 25 000 рублей значительно осложнит ведение нормальной хозяйственной деятельности, приведет к дефициту оборотных средств и к иным существенным негативным последствиям для предприятия; размер штрафа является чрезмерным и не соответствует целям административного наказания.
Кроме того, <должностному лицу> СПК «Титал» стало известно о том, что на спорном земельном участке имеется превышение предельных показателей вредных веществ только из проверки, проведенной специалистами Россельхознадзора в августе 2020 года. Также полагает возможным обратить внимание, что спорный земельный участок находится в собственности СПК «Титал», а возникшее загрязнение почв не повлекло негативных последствий для третьих лиц, ущерб, нанесенный земельному участку как природному объекту СПК «Титал» устранит самостоятельно в соответствии с проектом рекультивации.
Данная жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Защитник Тихонов И.В. поддержал доводы жалобы, представитель должностного лица Кубарева Ю.В., прокурор Павлюк А.М. согласились с решением судьи.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет административную ответственность.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункты 1,2 пункта 2 указанной статьи).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что собственники земельных участков обязаны, в числе прочего, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков.
В силу пункта 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
Согласно пункта 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
24 декабря 2004 Минздравом России были утверждены и введены в действие Методические рекомендации 4.1. Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Методы микробиологического контроля почвы № ФЦ/4022, которыми установлены нормативы степени оценки эпидемической опасности почвы в зависимости от индексов санитарно-показательных микроорганизмов: 1-10 - чистая; 10-100 - умеренно опасная; 100-1000 - опасная; 1000 и выше - чрезвычайно опасная.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы, действовавших на момент проведения проверки и привлечения <должностного лица> СПК «Титал» к административной ответственности, в почвах территорий по санитарно-бактериологическим показателям не допускается наличие возбудителей каких-либо инфекций, патогенных бактерий, энтеровирусов. Индекс санитарно-показательных организмов должен быть не выше 10 клеток в 1 г почвы.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой Новосибирской области с участием специалистов Управления Россельхознадзора по Новосибирской области в отношении СПК «Титал» 19 августа 2020 года на земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 54:03:037216:1679, общей площадью 0,5125 га, расположенном по адресу: Новосибирская область, Болотнинский район, в границах МО Баратаевского сельсовета, ориентир: в 835 м по направлению на юго-запад от г. Болотное Болотнинского района Новосибирской области, принадлежащем на праве собственности СПК «Артем» (с 24 апреля 2020 года переименован в СПК «Титал»), установлены границы места слива жидких коммунальных отходов на площади 0,0744 га. На установленной площади земельного участка при осмотре имеются признаки порчи земель, выраженные в загрязнении плодородного слоя почвы вредными веществами вследствие длительного слива жидких коммунальных отходов на данную территорию (наличие нa поверхности почвы отходов от деятельности заведений общественного питания в виде пластиковых стаканов и столовых приборов, упаковок от продуктов питания, стеклянных бутылок, плодородный слой почвы рыхлый со следами перегнивания). Следов свежего слива жидких коммунальных отходов на земельном участке при осмотре не обнаружено. Согласно фототаблице к протоколу осмотра от 19 августа 2020 года, содержащейся в материалах дела, при осмотре на установленной с признаками порчи земель территории земельного участка площадью 0,0744 га произрастает однолетняя и многолетняя сорная растительность естественного происхождения (преобладающие виды: крапива двудомная, марь белая и др.) с высотой травостоя 1,5-2 м.
В ходе проведения проверки на земельном участке с КН 54:03:037216:1679 проведен отбор почвенных образов в количестве 20 штук для определения нормативного значения бактериологических показателей: коли индекс (индекс БГКП), индекс энтерококков, и в количестве 2 штук на химико-токсикологические показатели с целью определения в почве содержания нитратов (валовое содержание) и цинка (подвижная форма).
Согласно полученным результатам из 20 отобранных проб в 18 пробах выявлено превышение содержания условно патогенных энтеробактерий (индекс энтерококков, коли-индекс (индекс БГКП)).
Высокие индексы санитарно-показательных микроорганизмов (коли-индекс (индекс БГКП), индекс энтерококков) свидетельствуют о неблагополучии и создании высокого риска инфицирования (загрязнения почвы патогенными энтеробактериями) почвы.
Таким образом, в результате слива жидких коммунальных отходов допущено превышение содержания условно патогенных энтеробактерий (индекс энтерококков, коли-индекс (индекс БГКП)) от 100 до 1000 микробных клеток в 1 грамме почвы на площади 0,0744 га земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения <должностного лица> СПК «Титал» к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением и.о. межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 октября 2020 года; постановлениями по делу об административном правонарушении (№№ 5-44/2019, 5-45/2019), предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ в отношении СПК «Артем», <должностного лица>» Озманяна Т.А., которыми указанные лица были привлечены к административной ответственности за слив ЖТО на земельном участке с кадастровым номером 54:03:037216:1679; договором купли-продажи земельного участка от 10 октября 2019 года, согласно которому СПК «Артем» приобрел земельный участок у <данные изъяты>.; протоколом осмотра земельного участка от 19 августа 2020 года; протоколом изъятия проб и образцов от 19 августа 2020 года; протоколами испытаний № 1НВ-9777-9798 от 28 августа 2020 года, 31 августа 2020 года; справкой по результатам обследования от 28 сентября 2020 года.
Всем исследованным и представленным доказательствам судьей районного суда при принятии решения в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).
Приказом № 2 от 23.01.2017 полномочия <должностного лица> СПК «Артем» (переименован в СПК «Титал») продлены сроком на пять лет на основании протокола № 1 от 23.01.2017 общего собрания членов СПК «Артем». Приказом № 09а от 24.04.2020 г. Озманян Т.А. назначен <должностным лицом> СПК «Титал» с 24.04.2020 г. В силу пункта 7 статьи 26 Федерального закона № 193-ФЗ от 8.12.1995 «О сельскохозяйственной кооперации» председатель кооператива представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается в соответствии с уставом кооператива имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета кооператива в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение работников кооператива, организует их работу, издает обязательные для исполнения членами кооператива и работниками кооператива приказы и распоряжения, организует выполнение решений общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива и исполняет иные не противоречащие уставу кооператива функции в интересах кооператива.
С учетом представленных доказательств должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводам, что Озманян Т.А., являясь председателем СПК «Т.», уполномоченным на исполнение функции кооператива - собственника спорного земельного участка, на которого в силу закона возложены обязанности выполнения мероприятий по улучшению, защите земель и почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не принял достаточных и своевременных мер по обеспечению надлежащего исполнения указанных требований действующего законодательства, в связи с чем правомерно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и доказанности вины Озманяна Т.А. не имеется.
Нарушений требований законодательства, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ с применением положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Учитывая совокупность смягчающих наказание обстоятельств, имущественное положение председателя СПК «Т.» Озманяна Т.А., судья районного суда пришел к правильному выводу о возможности снижения размера административного штрафа до 25 000 рублей.
Ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2020 № 15-П «По делу о проверке конституционности частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой акционерного общества «РСК» не может быть принята во внимание, поскольку части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования исключают возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта Российской Федерации за совершение конкретного административного правонарушения.
Заявитель привлечен к административной ответственности на основании федерального закона – Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляющего правовое регулирование при назначении административного наказания. Доводы заявителя о возможности снижения размера назначенного административного штрафа менее половины минимального размера административного штрафа подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании правовых норм.
Постановление должностного лица и решение судьи районного суда соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по настоящему делу в отношении Озманяна Т.А. актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Болотнинского районного суда Новосибирской области от 15 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <должностного лица> СПК «Т.» Озманяна Т.А. оставить без изменения, жалобу Озманяна Т.А. — без удовлетворения.
Судья Ю.А.Конева