Судья Майорова Т.Ю. Дело № 7-180/2022
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 25 мая 2022 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Карачинский источник» Ланг А.Н. на решение судьи Чановского районного суда Новосибирской области от 27 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Карачинский источник»,
установил:
постановлением заместителя начальника ЦАФАПОДД ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО1 № от 03 сентября 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Карачинский источник» (далее ООО «Карачинский источник» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в Ленинский районный суд города Новосибирска в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
Определением судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 01 декабря 2021 года жалоба ООО «Карачинский источник» передана по подведомственности в Чановский районный суд Новосибирской области.
Решением судьи Чановского районного суда Новосибирской области от 27 января 2022 года оспариваемое постановление должностного лица оставлено без изменения.
На принятые по делу акты в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ защитником ООО «Карачинский источник» Ланг А.Н. подана жалоба.
Согласно доводам жалобы, в действиях Общества отсутствует событие и состав вменяемого административного правонарушения. Материалы дела не содержат доказательств, что на участке дороги, где зафиксировано нарушение, допустимая осевая нагрузка – 10 тонн. При этом заявитель отмечает, что данная дорога является дорогой регионального значения и относится ко II категории, в связи с чем нормативная нагрузка составляет 11,5 тонн.
Прилагаемый к оспариваемому постановлению акт №118876 от 09 июля 2021 года не может быть признан надлежащим доказательством, поскольку автоматический пункт весогабаритного контроля транспортных средств являлся вновь установленным, данных о его работе в тестовом режиме не имелось. Считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей работе комплекса.
Просит отменить принятые по делу акты, прекратив производство по делу.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, которые поддержал защитник ООО «Карачинский источник» ФИО2, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Действующим на момент фиксации правонарушения пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно пункту 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года №2200 (далее Правила перевозки грузов автомобильным транспортом), «тяжеловесное транспортное средство» - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению №2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению №3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением №2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела, 09 июля 2021 года в 10 часов 53 минут по адресу: автодорога «К-02» – «Чаны-Венгерово-Кыштовка», 1+100 км в <адрес> (55,275827? с.ш., 76,81042? в.д.) зафиксировано движение транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №свидетельство о регистрации ТС №) с осевой нагрузкой 12,77 тонн (+27,7%) при разрешенной осевой нагрузке 10 тонн.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения собственника транспортного средства ООО «Карачинский источник» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Нарушение допустимости нагрузки транспортного средства – одиночного двухостного (имеющего количество скатов в группе - 2) – <данные изъяты>, государственный регистрационной знак №, зафиксировано с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фотовидеосъемки (наименование Unicam WIM, серийный №САМ 20002733, свидетельство о поверке МА 0031055, действительно до 11 декабря 2021 года, а также специальным средством измерения – комплекс весогабаритного контроля А/д «К-02» - «Чаны-Венгерово-Кыштовка», 1+100 км, в <адрес>, координаты комплекса 55,27852, 76,810420, свидетельство ТСИ № ОС.С.28.010.А 49780/1, срок действия до 03 ноября 2022 года, данные которого отражены в акте № от 09 июля 2021 года.
Доводы жалобы о недостоверности измерений являлись предметом проверки при рассмотрении жалобы судьей районного суда (л.д.20,25, 32-61), не нашли своего подтверждения в ходе производства по делу, в связи с чем отклонены по основаниям подробно изложенным в судебном решении. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
По запросу судьи областного суда владельцем специального средства измерения – комплекса весогабаритного контроля ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (далее – ГКУ НСО «ТУАД Новосибирской области») представлена информация, также опровергающая доводы жалобы о недостоверности изменений, в том числе об отсутствии тестовых испытаний и информировании об этом (л.д.109-115).
Согласно представленной информации № от 18 мая 2022 года, АПВГК на автодороге «К-02» - «Чаны-Венгерово-Кыштовка», 1+100 км, в <адрес> введен в эксплуатацию 15 декабря 2020 года. Согласно акту приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию (утвержден приказом и.о. начальника ГКУ НСО «ТУАД Новосибирской области» № от 17 декабря 2020 года). С 18 декабря 2020 года начата тестовая эксплуатация АПВГК на 2 км автодороги «К-02» – «Чаны-Венгерово-Кыштовка» в Чановском районе Новосибирской области, информация о тестовом режиме эксплуатации поста опубликована на сайте ГКУ НСО ТУАД в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (указана ссылка), что следует из представленного Приказа и.о. начальника ГКУ НСО «ТУАД Новосибирской области» № от 18 декабря 2020 года.
Согласно Приказу ГКУ НСО «ТУАД Новосибирской области» № от 09 марта 2021 года тестовая эксплуатация указанного пункта весового и габаритного контроля транспортных средств закончена, о чем также опубликована информация на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (указана ссылка).
Сбоев в работе АПВГК в июле 2021 года не регистрировалось. Выполнялись работы по текущему содержанию, которые предусмотрены эксплуатационной документацией оборудования и не влияют на точность и легитимность определяемых данных.
Таким образом, тестовая эксплуатация поста весового контроля, посредством которого выявлено административное правонарушение по настоящему делу, была завершена ДД.ММ.ГГГГ, то есть до выявления данного правонарушения, в связи с чем доводы жалобы о недостоверности отраженных в акте от ДД.ММ.ГГГГ показателей и невозможности его использования в качестве доказательства по делу являются несостоятельными.
Представленные в областной суд документы о выполнении работ по содержанию АПВГК на 2 км автодороги «К-02» – «Чаны-Венгерово-Кыштовка» указанные выводы не опровергают.
Вопреки утверждению заявителя предельно допустимая нагрузка на ось транспортного средства не зависит от категории автомобильной дороги.
Предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств установлены в приложении №2 к названным выше Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.
С учетом указанных в акте от 09 июля 2021 года характеристик транспортного средства, в отношении которого зафиксировано нарушение по настоящему делу, его допустимая нагрузка на группу осей составляет 18 тонн, то есть осевая нагрузка составляет 9 тонн на каждую.
Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства является размерной величиной (имеет единицу измерения тонна) и зависит не от категории автомобильной дороги, а от нормативной (расчетной) нагрузки на ось и числа колес на оси.
Согласно пункту 4.4 «ГОСТ Р 52748-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2007 года N 250-ст, категория автомобильной дороги учитывается при определении класса нагрузки, а не нагрузки на ось, и применяется при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования. Так, класс нагрузки К для нормативно нагрузки АК следует принимать равным для: автомобильных дорог категорий IA IB, IB, II – 11,5; автомобильных дорог категорий III, IV – 10; автомобильных дорог категории V – 6.
Как следует из акта № от 09 июля 2021 года, прилагаемого к оспариваемому постановлению, Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Новосибирской области, утвержденного постановлением Администрации Новосибирской области от 18 февраля 2010 года №65-па, информации, размещенной на сайте ГКУ Новосибирской области «ТУАД Новосибирской области», автодорога К-02 «Чаны-Венгерово-Кыштовка» относится к дороге общего пользования регионального значения, III технической категории, следовательно, предусматривает допустимую предельную нагрузку 10 тонн.
Между тем, установлено, что фактическая нагрузка на 2 ось составила 12,77 тонн (27,70%), что свидетельствует о превышении допустимой нагрузки на более 20%, для которого необходимо специальное разрешение.
Таким образом, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии ООО «Карачинский источник» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Представленным в обоснование доводов жалобы ООО «Карачинский источник» доказательствам, в том числе путевому листу, судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка.
Доказательств, подтверждающих, что транспортное средство, в отношении которого зафиксировано нарушение, находилось во владении иного лица, материалы дела не содержат, в ходе рассмотрения дела не представлено. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины данного юридического лица в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
По существу, все доводы жалобы повторяют доводы, приводимые в судебном заседании суда первой инстанции, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами, и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Судьей районного суда установленный статьей 30.6 КоАП РФ порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не нарушен.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств для снижения размера назначенного административного штрафа не усматривается.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения Чановского районного суда Новосибирской области от 27 января 2022 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
решение судьи Чановского районного суда Новосибирской области от 27 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Карачинский источник», оставить без изменения, жалобу защитника Ланг А.Н. — без удовлетворения.
Судья (подпись) Ю.Г.Деменкова
Копия верна: судья облсуда