ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-183/2016 от 26.05.2016 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело

РЕШЕНИЕ

г. Салехард 26 мая 2016 г.

Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ч. 1 статьи 11.3.1 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица Акционерного общества «Аэропорт Салехард» по жалобе его представителя Т. на решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 20 апреля 2016 г., которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу И. от 15.01.2016 г. о назначении штрафа в размере 2000 рублей,

установил:

производство по делу возбуждено постановлением зам. Новоуренгойского транспортного прокурора Б.1 от 04.12. 2015 по результатам проведенной проверки

исполнения требований авиационной безопасности.

Акционерное общество «Аэропорт Салехард» (далее- Общество, авиапредприятие) привлечено к ответственности за то, что в авиапредприятии нарушаются требования Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утв. приказом Минтранса Российской Федерации от 28.11.2005 года № 142, в части не обеспечения периодичности повышения (подтверждения) квалификации должностных лиц службы авиационной безопасности (далее - САБ).

В частности, при привлечении Общества к административной ответственности должностное лицо контролирующего органа исходило из того, что по состоянию на 04.12. 2015 сотрудники САБ «группы перронного контроля и досмотра воздушных судов» аэропорта Салехард: А., Б.2, К.1, Р., Ш. и инспектор по досмотру группы досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них, багажа и груза, бортовых запасов и почты К.2 по состоянию на 04.12. 2015 осуществляют трудовую деятельность без прохождения (повышения) квалификации по своим должностным специальностям.

Решением судьи Салехардского городского суда от 20.04. 2015 постановление должностного лица изменено: исключено из мотивированной части решения указание на не обеспечение подготовки (переподготовки) инспектора по досмотру группы досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них, багажа и груза, бортовых запасов и почты САБ аэропорта г. Салехард К.2

В другой части постановление оставлено без изменения, а жалобе без удовлетворения.

В жалобе представитель Общества Т. поставил вопрос о прекращении дела по основанию отсутствия состава правонарушения, полагая, что при его разрешении недостаточно исследованы и применены нормативные правовые акты, регулирующие порядок и сроки прохождения обучения для сотрудников САБ авиапредприятия. Обществом не нарушались нормы, правила и процедуры авиационной безопасности, в части периодичности прохождения обучения, повышения (подтверждения квалификации) сотрудников службы авиационной безопасности по специализации «Перронный контроль, досмотр воздушных судов».

Проверив материалы дела, заслушав представителя Т. по доводам жалобы, возражения заместителя Новоуренгойского транспортного прокурора Б.1,

прихожу к следующему.

Часть ч. 1 ст. 11.3.1 Кодекса РФ об АП предусматривает ответственность за невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В силу требований ст. 26.1 Кодекса РФ об АП по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, обстоятельства исключающие производство по делу, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Оснований согласиться с выводами должностного лица и судьи о том, что Общество совершило правонарушение не имеется.

Согласно ст. 83 Воздушного кодекса РФ, п.4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 №142 (ФАП-142) авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов. САБ аэропортов являются службами с особыми уставными задачами.

В силу п.6 ФАП-142 сотрудники САБ аэропортов проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.

В соответствии с разделом 4 Приказа Федеральной авиационной службы России от ДД.ММ.ГГГГ «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» сотрудникам групп досмотра установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности - 2 года.

В авиапредприятии создана и функционирует САБ и согласно п. 3.8 Положения о САБ АО «Аэропорт Салехард», САБ в своей структуре имеет следующие подразделения: группа перронного контроля и досмотра воздушных судов; группа досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них багажа, груза, бортовых запасов, почты.

А., Б.2, К.1, Р., Ш., являются работниками группы перронного контроля и досмотра воздушных судов САБ.

В период 28.10.2013 по 01.11.2013 прошли обучение в НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» по программе повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности по программе «Перронный контроль, досмотр воздушных судов» с получением документа установленного образца - сертификата о краткосрочном повышении квалификации, направленных на обучение по приказу Общества от 17.10.2013 №286 и обучение производилось по следующим программам "Перронный контроль, досмотр воздушных судов", «Авиационная безопасность для руководителей и должностных лиц службы авиационной безопасности (САБ)».

Согласно положений п.1 Приказа Минтранса РФ от 02.11.2004 № 28 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства транспорта Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.11.2004 года № 6124) акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в газете "Транспорт России", являющейся источником официального опубликования. Акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу с момента их подписания (утверждения), если самими актами не установлен иной срок или порядок вступления в силу.

Федеральной авиационной службой (ФАС) во исполнение положений приказа ФАС от 16.10.1998 № 310 изданы указания ФАС от 05.02.1999 № 27.1.8.-22, которыми определена периодичность повышения (подтверждения) квалификации специалистов по авиационной безопасности: для сотрудников досмотра - 2 года; для сотрудников САБ (кроме групп досмотра) - 3 года. Введены соответствующие программы обучения сотрудников САБ для группы по специализации "Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей" и специализации "Перронный контроль, досмотр воздушных судов", которые являются различными для соответствующих работников САБ по указанным направлениям деятельности.

Из п.2.4. должностной инструкции инспектора по досмотру АО авиапредприятия следует, что в его должностные обязанности входит осуществление в установленном порядке предполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, груза, почты, с целью выявления запрещенных к перевозке предметов и веществ. Результаты досмотра рейсов и пассажиров, наработки и технического состояния ТСД вносить в служебную документацию; проверку у пассажиров при входе в пункт досмотра авиабилетов и документов, удостоверяющих их личность; ручной досмотр багажа и ручной клади, (тактильны) досмотр пассажиров, в случае выхода из строя технических средств досмотра, а также в случае введения данного требования руководством САБ; совместно с сотрудниками ЛОП и других заинтересованных ведомств встречный (послеполетный) досмотр пассажиров и багажа, груза, почты, а также личный досмотр авиапассажиров; изъятие и документальное оформление (обнаруженных в процессе досмотра) опасных предметов и веществ, оружия, боеприпасов и т.д., запрещенных к перевозке на ВС, и ограниченных к перевозке на ВС жидкостей, гелей и аэрозолей).

Данные обязанности, относятся к сотрудникам САБ групп досмотра, периодичность повышения (подтверждения) квалификации которых, указанными выше нормативно-правовыми актами определена в 2 года.

Из раздела 2.2. должностной инструкции Инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов авиапредприятия следует, что в его должностные обязанности входит осуществление в установленном порядке предполетный и послеполетный досмотр воздушного судна (в случае его проведения в соответствии с законом РФ "О полиции") с целью выявления запрещенных к перевозке предметов и веществе, проверять перевозочную документацию; контроль за процессом посадки на воздушное судно авиапассажиров, погрузки (разгрузки) багажа, почты, грузов и бортовых запасов; контроль за работой грузчиков СОП при обработке багажа пассажиров в зоне комплектации к погрузке, а также сопровождения доставляемых на воздушное судно грузов, почтовых отправлений и бортового питания; прием оружия к перевозке, оформление соответствующих документов, доставку на борт перед вылетом воздушного судна и выдачу оружия после прилета в аэропорту; патрулирование на перроне стоянок воздушного судна и территории аэродрома пешим порядком и на патрульном автомобиле; дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности при выполнении подконтрольных и литерных мероприятий.

Анализ должностных инструкций по указанным двум группам должностей САБ авиапредприятия позволяет сделать вывод, что должность Инспектора (старшего инспектора) группы перронного контроля и досмотра воздушных судов авиапредприятия не относится к группе специальностей САБ группы досмотра, поскольку указанные работники не выполняют какие либо функции по досмотру пассажиров, груза, багажа, почты и бортовых запасов, а осуществляют лишь контролирующие функции не связанные с досмотром.

Следовательно, указанные должности относятся к сотрудникам САБ (кроме групп досмотра) периодичность повышения (подтверждения) квалификации которых в соответствии с приведенными выше нормативно-правовыми актами составляет 3 года.

Таким образом, на время проведения прокурорской проверки в авиапредприятии по соблюдению требований законодательства об обеспечении авиационной безопасности требования нормативного правового акта - Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утв. приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142, в части не обеспечения периодичности повышения (подтверждения) квалификации должностных лиц САБ Обществом не были нарушены.

При этом, такой вывод не опровергается информацией НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» и Тюменского МТУ Росавиации о периодичности повышения (подтверждения) квалификации сотрудников САБ группы досмотра 2 года в деле.

В силу требования п. 1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, начатое производство подлежит прекращению.

Судья при рассмотрении дела сделал правильный вывод об отсутствии состава правонарушения в действиях Общества в части вменения не обеспечения подготовки (переподготовки) инспектора по досмотру группы досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них, багажа и груза, бортовых запасов и почты САБ К.2, исходя из того, что действительно К.2 была включена в приказ авиапредприятия об обучении на курсах авиационной безопасности и не прошла подготовку (переподготовку), поскольку находилась на больничном, по выходу на работу была отстранена работодателем от работ, связанных с использованием досмотровой техники.

В другой части решение судьи подлежит отмене применительно к пункту 3 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП с прекращением производства по делу по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса - в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП,

решил:

решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 20 апреля 2016 г. и постановление главного государственного инспектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу от 15.01.2016 г. по делу по ч. 1 статьи 11.3.1 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - Акционерного общества «Аэропорт Салехард» в части вывода о наличии состава правонарушения по факту не прохождения сотрудников САБ «группы перронного контроля и досмотра воздушных судов» аэропорта Салехард: А., Б.2, К.1, Р., Ш. отменить и производство по делу в этой части прекратить на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП - в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В другой части решение оставить без изменения, жалобу удовлетворить.

Судья /подпись/ Домрачев И.Г.