ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу № 7-184/2023
г. Уфа 3 июля 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М.
при секретаре Юлдашбаевой И.И.
с участием ГАВ, инспектора ОИАЗ ОП №... УМВД России по адресФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГАВ на постановление судьи Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ГАВ,
УСТАНОВИЛ:
протоколом об административном правонарушении АП № (08) 000001 от дата, составленным инспектором ГИАЗ ОП №... УМВД России по адресФИО3, в отношении ГАВ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Материалы дела направлены на рассмотрение в Советский районный суд адрес Республики Башкортостан.
Постановлением судьи Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата действия ГАВ переквалифицированы на ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, ГАВ просит постановление судьи Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить, приводя доводы о его незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Выслушав ГАВ, опросив в качестве свидетеля инспектора ОИАЗ ОП №... УМВД России по адресФИО3, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.
Согласно ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от дата № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от дата № 54-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от дата № 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
В силу положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона от дата № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от дата № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
При этом в силу п.п. 1, 2, 4 ст. 4 Федерального закона от дата № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия, проведение предварительной агитации и другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона от дата № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Из представленных материалов дела следует, что в ходе мониторинга сети «Интернет», социальной сети «В Контакте» на странице сообщества «Рот фронт Уфа и Башкирия» (http://vk.com/ciub76539173) заместителем начальника ОП №... УМВД России по адресФИО4 установлено, что дата в неустановленное время около адрес РБ проведено публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования с целью привлечения внимания общественности по факту продления меры пресечения в виде ареста гражданам ФИО9, ФИО10, ФИО11, и ФИО12 Организатор ГАВ использовал плакаты следующего содержания: «Свободу политузникам - борцам за социализм!!!»; «Пресечем попытки спецслужб запугать общественность путем фабрикации дел против марксистов, пропагандирующих коммунизм!!!». На основании рапорта, зарегистрированного в КУСП, в отношении ФИО1 инспектором ОИАЗ ОП №... УМВД России по адресФИО3 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ за то, что он дата с 12.00 час. до 15.00 час. по адресу: адрес, организовал и провел публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования перед входом в здание Советского районного суда адрес Республики Башкортостан, на территории, непосредственно прилегающей к служебному входу, возле лестницы в Советский районный суд адрес Республики Башкортостан, на расстоянии менее 10 метров от входа в указанное здание, занимаемое Советским районным судом адрес Республики Башкортостан, с использованием 2 плакатов следующего содержания: «Свободу политузникам - борцам за социализм»; «Пресечем попытки спецслужб запугать общественность путем фабрикации дел против марксистов, пропагандирующих коммунизм», с целью привлечения внимания общественности на продление меры пресечения в виде заключения под стражу гражданам, в отношении которых возбуждены уголовные дела, ФИО9, ФИО10, ФИО11, и ФИО12, вопрос о продлении меры пресечения которым, рассматривался судьей Советского районного суда адрес Республики Башкортостан, тем самым нарушил требования ст.8 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Судья Советского районного суда адрес Республики Башкортостан, изучив материалы дела, с учетом положений п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата№... "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришла к обоснованному выводу о переквалификации действий ГАВ на ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, мотивировав тем, что ГАВ вменяется организация и проведение публичного мероприятия в форме одиночного пикетирования на территории, где проведение указанного мероприятия запрещено законом.
При этом под организатором публичного мероприятия для целей ст. 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных ч. 4 ст. 5 Федерального закона от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 ст. 20.2 КоАП РФ.
Частью 4 ст.5 Федерального закона от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрены обязанности организатора при проведении массовых публичных мероприятий, требующих предварительного направления в орган местного самоуправления уведомления об их проведении.
Пикетирование, проводимое одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, не требует предварительного направления уведомления в орган местного самоуправления (ч. ч. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
В силу положений ст. 8 Федерального закона от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых запрещается проведение публичного мероприятия, относятся, в частности, территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Суд второй инстанции соглашается с данными выводами.
Вина ГАВ в совершении административного правонарушения по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ подтверждается материалами дела:
-протоколом об административном правонарушении АП № (08) 000001 от дата;
- рапортом старшего инспектора ОИАЗ ОП №... УМВД России по адресФИО3, а также ее показаниями, данными в судебном заседании суда первой и второй инстанций, согласующимися друг с другом;
- рапортом заместителя начальника ОП №... УМВД России по адресФИО4 от дата из которого следует, что в ходе мониторинга сети «Интернет», социальной сети «Вконтакте», на странице сообщества «Рот фронт Уфа и Башкирия» (http://vk.com/club76539173) установлено, что дата в неустановленное время около адрес были проведены два публичных мероприятия в форме одиночного пикетирования с целью привлечения внимания общественности по факту продления ареста гражданам ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12, обвиняемых за участие в террористическом сообществе по ч. 2 ст. 205.4 УК РФ;
- актом осмотра Интернет страницы сайта от дата из которого следует, что заместителем начальника ОП №... УМВД России по адресФИО4дата был произведен мониторинг сети «Интернет», социальной сети «Вконтакте», на странице сообщества «Рот фронт Уфа и Башкирия» (http://vk.com/club76539173);
- фотоматериалом страницы сообщества «Рот фронт Уфа и Башкирия» (http://vk.com/club76539173);
- объяснением ГАВ, из которых следует, что он выложил фотографии в сети интернет на странице сообщества «Рот фронт Уфа и Башкирия», на которых он изображен напротив здания Советского районного суда адрес РБ, по адресу: адрес при проведении публичного одиночного пикета;
- справкой на физическое лицо ГАВ, который ранее к административной ответственности не привлекался;
- заключением эксперта №... от дата, согласно которому, на представленных на исследование фотоизображениях признаки монтажа не выявлены.
Кроме того, указанное подтверждается заключением эксперта К283-фэ от дата (Фототехническая экспертиза назначена определением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от дата), из которого следует, что представленные фотоизображения, зафиксированные в файлы «20230117_151322.jpg»; «20230117_151342.jpg» не имеют признаков наличия фотомонтажа и ретуши. Фотоизображения, зафиксированные в файлы «20230117_151322_1.jpg»; «20230117_151342_1.jpg» изготовлены с использованием графического редактора Abode Photoshop CS Windows.
Представленные ГАВ изображения с надписями на плакатах могли быть использованы как оригиналы для опубликованных в Интернете на странице РОТ Фронт в Уфе и Башкирии.
Представленные ГАВ изображения без надписей на плакатах не могли быть использованы как оригиналы для создания с помощью Фотошопа представленных ГАВ изображений с надписями на плакатах.
Оценив в совокупности вышеизложенные доказательства, судья районного суда пришел к выводу о том, что ГАВ совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Не согласиться с выводами судьи суда предыдущей инстанции оснований не имеется.
Доводы жалобы о невиновности ГАВ являются необоснованными.
Таким образом, вышеизложенные доказательства свидетельствует о наличии в действиях ГАВ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что судом дана не верная оценка доказательствам, в фотоматериалы, имеющиеся в деле, изменения внесены им самим, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, являются не состоятельными, опровергаются материалами дела, которым как судом первой инстанции так и второй инстанции надлежащая оценка дана.
Постановление о привлечении ГАВ к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Вид и мера административного наказания назначены ГАВ в пределах санкции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Назначая административное наказание, судья на основе всесторонней оценки характера совершенного административного правонарушения, пришел к обоснованному выводу о том, что назначение ГАВ административного наказания в виде административного штрафа будет способствовать достижению установленных ст. 3.1 КоАП РФ целей административного наказания.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Определением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от дата назначена судебная фототехническая экспертиза, производство которой поручено экспертам АНО Научно-исследовательский институт экспертиз адрес, пер. Весковский, адрес (адрес представительства в адрес: адрес).
В адрес Верховного Суда Республики Башкортостан поступило ходатайство директора Научно-исследовательского института экспертиз ФИО6 о возмещении расходов на проведение экспертизы на сумму 45000 рублей.
В силу абзаца 2 части 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 названного Кодекса в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу.
Таким образом, разрешение указанного вопроса относится к компетенции того судьи, органа, должностного лица, которые выносят по делу об административном правонарушении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по нему.
При таких обстоятельствах, с учетом положений абзаца 2 части 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к компетенции судьи Верховного Суда Республики Башкортостан разрешение вопроса об издержках по данному делу об административном правонарушении не относится.
В соответствии с изложенным, ходатайство директора Научно-исследовательского института экспертиз ФИО6 о возмещении расходов на проведение экспертизы подлежит разрешению Советским районным судом адрес Республики Башкортостан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.7, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ГАВ оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство директора Научно-исследовательского института экспертиз ФИО6 о возмещении расходов на проведение экспертизы направить для разрешения судье Советского районного суда адрес Республики Башкортостан.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов
Справка: судья районного суда Шакирьянова А.Г.
Дело №5-9/2023.