Судья Рожкова И.П.
Дело №7-1854/2021 (12-1059)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 19 августа 2021 г.
Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., при секретаре Бобиной Д.А., с участием ФИО1, должностного лица ФИО2, представителя административного органа ФИО3, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Ленинского районного суда г. Перми от 18.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18.06.2021 начальник Управления жилищных отношений администрации г. Перми (далее - Управление) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, ФИО1 просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с нарушением процедуры и порядка привлечения к административной ответственности, а также отсутствием состава и события административного правонарушения. Указывает на то, что платежное поручение от 16.11.2020 № 403355 подписано иным должностным лицом - сотрудником департамента финансов г. Перми Б. Направление заявки на регистрацию и проверку бюджетных обязательств не является и не может являться направлением бюджетных средств или оплатой и не образует состав вменяемого нарушения. Не является нецелевым использованием бюджетных средств направление бюджетных средств со статьи бюджетной классификации расходов при отсутствии статьи бюджетной классификации расходов, по которой средства бюджетной системы подлежат списанию. При невозможности установить на какую статью следует отнести расходы, финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств. Исполнительский сбор не является расходами, носит штрафной характер. Информация для оплаты прошла контроль казначейства на соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, коду классификации расходов бюджета, указанному по соответствующей строке данных сведений. В дополнениях к жалобе ссылается на то, что в ответе Департамента финансов администрации г. Перми от 27.05.2021 указано, что подраздел 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» включает все мероприятия, а не только ликвидацию аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда. В 2021 году Департаментом финансов администрации г. Перми осуществлен кассовый перенос расходов с целевой статьи 1510221990 на вновь включенную целевую статью 1540122110, в том числе и расходы на оплату исполнительских сборов по делам о предоставлении жилья детям-сиротам. Из этого следует, что по ранее существовавшей целевой статье были доведены соответствующие лимиты на все расходы Управления. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств для оплаты исполнительских сборов на сумму 610,5 тыс. руб. доведены до Управления 05.11.2020 по целевой статье основного мероприятия «Реализация мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства» и виду расходов «уплата иных платежей». Оплата проведена за счет указанных средств, имевших целевой характер.
В краевом суде ФИО1 доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо ФИО2 и представитель административного органа ФИО3 возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу положений статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признает направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела в период с 18.01.2021 по 07.04.2021 Контрольно-счетной палатой г. Перми проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем жителей города Перми» Управлением жилищных отношений администрации г. Перми.
В ходе проверки установлен факт нецелевого использования бюджетных средств в размере 130 000 рублей.
Управлением, в лице начальника ФИО1 за счет средств, предусмотренных в бюджете г. Перми на реализацию мероприятий в области ЖКХ в рамках подпрограммы 1.1 «Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда», произведены платежи, не направленные на обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в непригодном для проживания и аварийном жилищном фонде в рамках ликвидации аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, произведена оплата исполнительских сборов судебных приставов-исполнителей за неисполнение решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте по результатам контрольного мероприятия от 26.03.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления аудитором Контрольно-счетной палаты г. Перми ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1
Привлекая ФИО1 к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, судья районного суда исходил из положений статьи 2.4 КоАП РФ, доказанности в действиях указанного лица состава вмененного административного правонарушения и отсутствия оснований для освобождения от административной ответственности.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в постановлении судьи районного суда, не имеется. Оценка имеющихся в деле доказательств произведена судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, выводы судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, являются мотивированными.
Факт совершения вменяемого ФИО1 правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 19.04.2021 № 1/2021; актом от 26.03.2021; копией постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 15.05.2019; копией решения Индустриального районного суда г. Перми от 14.05.2020; платежным поручением от 16.11.2020 № 403355; заявкой на оплату расходов от 16.11.2020 № 2484 и иными материалами дела.
Совокупность исследованных доказательств достаточна для вывода о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно пункту 1.6 Положения об Управлении жилищных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 213 «Об управлении жилищных отношений администрации города Перми» (далее - Положение об Управлении) Управление в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Пермского края, нормативными правовыми актами города Перми и Положением об Управлении.
В соответствии с пунктами 5.2, 6.1 Положения об Управлении начальник Управления, в том числе руководит Управлением на принципах единоначалия и персональной ответственности; открывает и закрывает лицевой счет в департаменте финансов администрации города Перми; подписывает финансовые документы; распоряжается имуществом и средствами Управления; осуществляет расходование бюджетных средств в соответствии с принятыми денежными обязательствами и доведенными лимитами бюджетных обязательств; несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на Управление задач и функций.
Из указанных норм следует, что полномочия по расходованию бюджетных средств и ответственность за обеспечение целевого характера использования бюджетных средств, выделенных Управлению, возложена на начальника Управления.
Распоряжением Главы г. Перми от 19.08.2020 № 104-к ФИО1 назначена на должность начальника Управления с 20.08.2020 г. по 19.08.2021.
ФИО1, являясь начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми (на момент совершения административного правонарушения), является должностным лицом, которое в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей допустило нецелевое использование бюджетных средств.
Объективных данных, свидетельствующих о том, что у ФИО1 отсутствовала возможность для соблюдения требований бюджетного законодательства, а также убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что ею были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных требований, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы об отсутствии события и состава вменяемого ФИО1 правонарушения, со ссылками на подписание платежного поручения и направление средств бюджета иным должностным лицом, на отсутствие статьи, с которой оплата должна была быть осуществлена, отмены вынесенного постановления не влекут, выводы судьи районного суда о доказанности вины ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения не опровергают.
Судьей районного суда установлено и из материалов дела об административном правонарушении следует, что Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 213 утверждено Положение об управлении жилищных отношений администрации города Перми, в соответствии с пунктом 2.2.6 которого основными задачами Управления являются: формирование и управление муниципальным жилищным фондом.
Решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 № 303 «О бюджете города Перми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», расходы Управления на мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены по целевой статье 1510200000 «Основное мероприятие «Реализация мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с Порядком применения бюджетной классификации, утвержденным распоряжением начальника департамента финансов администрации города Перми от 20.09.2018 № СЭД-06-01.01-03-р-131, значения отдельных последовательных кодов классификации по целевой статье 1510200000 означают:
«15» - муниципальная программа «Обеспечение жильем жителей города Перми»;
«1» - подпрограмма 1.1 «Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда»;
«02» - Основное мероприятие 1.1.1.2 «Реализация мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства».
Таким образом, решением о бюджете города Перми на 2020 год предусмотрено, что расходы по целевой статье 1510200000 направляются на мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства с целью ликвидации аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда.
В рамках исполнительного производства № **-ИП, возбужденного на основании решения Ленинского районного суда г.Перми по гражданскому делу № 2-4279/2018, на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Ч., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.05.2019 с администрации г.Перми взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., который снижен решением Индустриального районного суда г.Перми от 14.05.2020 до 40 000 руб.
Оплата вышеуказанного исполнительского сбора произведена по заявке Управления платежным поручением от 16.11.2020 № 403355 за счет средств, предусмотренных в бюджете г.Перми на реализацию мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства по подпрограмме 1.1 «Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда».
Платежное поручение от 16.11.2020 № 403355 сформировано на основании заявки на оплату расходов № 2484 от 16.11.2020, подписанной 13.11.2020 электронной подписью начальника Управления ФИО1
Следовательно, ФИО1, как уполномоченное должностное лицо, наделенное правом в рамках своих полномочий по расходованию бюджетных средств, подписав заявку № 2484 от 16.11.2020 с указанием конкретной целевой статьи, приняла решение о необходимости внести соответствующий платеж за счет средств, не предусмотренных на него.
На основании изложенного ФИО1 является надлежащим субъектом административного правонарушения и, как должностное лицо, несет ответственность за необеспечение целевого характера использования бюджетных средств, ответственность за которое, предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Доказательств того, что ФИО1 в пределах своих полномочий приняты все необходимые меры, исключающие совершение административного правонарушения, не представлено. Перераспределение бюджетных средств с КЦСР ** на КЦСР ** в сумме 610,5 тыс. руб. по заявке начальника Управления жилищных отношений от 05.11.2020 об этом не свидетельствует, поскольку целевая статья 1510200000 не соответствовала назначению произведенного 16.11.2020 платежа.
Таким образом, ФИО1 является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, санкционирование оплаты денежных обязательств в форме разрешительной надписи (акцепта) после проверки платежных документов управлением казначейства, не является основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности, поскольку ответственность за представленные документы и целевой характер использования бюджетных ассигнований несет получатель бюджетных средств. Проверка обоснованности расходования средств должностными лицами департамента финансов осуществляется с точки зрения наличия подтверждающих обязательство документов без анализа их правового содержания. В связи с этим доводы ФИО1 об ответственности должностных лиц департамента финансов за санкционирование платежа, а также о наличии у указанных лиц копий постановления судебного пристава-исполнителя, из которого видно назначение платежа, несостоятельны.
Доводы жалобы об отсутствии статьи бюджетной классификации расходов, по которой средства бюджетной системы подлежали списанию, а также ссылка на письмо департамента финансов администрации г. Перми от 27.05.2021 № 059-06-04.01-04/3-87, пункт 3.15 Указаний о порядке применения целевых статей расходов бюджета г. Перми (Приложение 1 к распоряжению начальника департамента финансов администрации г. Перми от 20.09. 2018 № СЭД-059-06-01.01-03-р-131), основаны на ошибочном толковании заявителем норм права, в связи с чем являются необоснованными.
Письмо департамента финансов администрации г. Перми от 27.05.2021 № 059-06-04.01-04/3-87 содержит сведения о подразделе 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства», в то время как заявка на оплату расходов и платежное поручение от 16.11.2020 содержат указание на подраздел 0501 «Жилищное хозяйство» (Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»).
Вопреки утверждению заявителя, расходы по целевой статье 1510200000, в соответствии с решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 № 303 «О бюджете города Перми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Порядком применения бюджетной классификации, утвержденным распоряжением начальника департамента финансов администрации города Перми от 20.09.2018 № СЭД-06-01.01-03-р-131, должны быть направлены на ликвидацию аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда.
Согласно пункту 8.1.1 акта Контрольно-счетной палаты г. Перми от 26.03.2021 финансово-экономическое обоснование к проектам бюджета г. Перми на 2020-2021 годы не содержит видов работ и планируемых расходов по мероприятию «Уплата иных платежей», который, между тем, указан в заявке на оплату расходов 16.11.2020.
Направление бюджетных средств на оплату исполнительского сбора судебного пристава-исполнителя за неисполнение исполнительного документа, связанного с предоставлением жилого помещения ребенку-сироте, за счет средств, предусмотренных в бюджете г. Перми на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы 1.1 «Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда», является нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку это разные основания предоставления жилого помещения и имевшая место цель расходования средств не соответствует целям, определенным решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 г. № 303.
Факт перераспределения бюджетных средств с КЦСР ** на КЦСР ** в сумме 610,5 тыс. руб. на основании письма начальника Управления жилищных отношений от 05.11.2020 не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. Несмотря на то, что выделение средств было обосновано необходимостью уплаты исполнительских сборов, в том числе по исполнительному производству № **-ИП, поскольку целевая статья 1510200000, на которую перераспределены средства экономии, определена начальником Управления ФИО1, и данная статья не соответствует назначению произведенного 16.11.2020 платежа.
Таким образом, бюджетные средства были использованы и направлены начальником Управления на цели, не соответствующие условиям получения денежных средств, то есть израсходованы не по целевому назначению, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы от отсутствии статьи, с которой должна была быть осуществлена оплата, не соответствуют обстоятельствам и опровергается материалами дела.
Из заявки на оплату расходов от 16.11.2020 № 2484 расходование средств произведено по коду бюджетной классификации, включающему целевую статью 1510200000, решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 261 «О бюджете города Перми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и Порядком применения бюджетной классификации финансирование расходов по ней осуществляется с целью ликвидации аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, то есть осуществление расходов на оплату исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа по предоставлению администрацией города Перми жилого помещения детям-сиротам не может быть произведено по целевой статье 1510200000 и является нецелевым использованием бюджетных средств.
Ссылка на практику вышестоящих судов, не может быть принята во внимание, поскольку, указанные решения были приняты по иным обстоятельствам и не могут быть учтены в рамках настоящего дела.
Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения к административной ответственности были предметом рассмотрения судьи районного суда, своего подтверждения нашли и обоснованно отклонены.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным статьей 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности ФИО1
Имеющиеся в деле доказательства, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны судьей достоверными, относительно обстоятельств правонарушения. Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ФИО1 в совершении вменяемого ей административного правонарушения. Совершенное ФИО1 административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. Вывод судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводов, влекущих отмену или изменение постановления, в жалобе не приведено, оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда при рассмотрении жалобы и проверке законности обжалуемого акта судьей краевого суда не установлено.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ФИО1, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения постановления судьи районного суда и удовлетворения жалоб не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18.06.2021 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья - (подпись)