ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1866/2021 от 20.08.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Рожкова И.П.

Дело №7-1866/2021 (12-1069)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 20 августа 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., при секретаре Бобиной Д.А., с участием должностного лица ФИО1, представителя административного органа ФИО2, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11.06.2021 начальник Управления жилищных отношений администрации г. Перми (далее - Управление) ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, ФИО3 просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что платежное поручение от 16.06.2020 № 191393 подписано иным должностным лицом, а именно сотрудником департамента финансов г.Перми. Направление заявки на регистрацию и проверку бюджетных обязательств не является направлением бюджетных средств или оплатой и не образует состав вменяемого правонарушения. Не является нецелевым использованием бюджетных средств, направление бюджетных средств со статьи бюджетной классификации расходов при отсутствии статьи бюджетной классификации расходов, по которой средства бюджетной системы подлежат списанию. Регистрация бюджетных обязательств и последующая оплата Департаментом финансов указанным в постановлении платежным поручением исполнительского сбора была осуществлена с той целевой статьи, на которую были доведены лимиты бюджетных обязательств, при отсутствии иных статей. Полагает, что фактические обстоятельства дела исследованы не в полном объеме и не получили надлежащей правовой оценки.

При рассмотрении жалобы в краевом суде ФИО3, извещенная о времени и месте судебного заседания, участие не принимала.

Должностное лицо ФИО1 и представитель административного органа ФИО2 возражали против удовлетворения жалобы.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу положений статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признает направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела в период с 18.01.2021 по 07.04.2021 Контрольно-счетной палатой г. Перми проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем жителей города Перми» Управлением жилищных отношений администрации г. Перми.

В ходе проверки установлен факт нецелевого использования бюджетных средств в сумме 112 500 рублей. Управлением, в лице ФИО3, за счет средств, предусмотренных в бюджете г. Перми на реализацию мероприятий в области ЖКХ в рамках подпрограммы 1.1 «Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда», произведена оплата исполнительских сборов судебных приставов-исполнителей за неисполнение решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, то есть платежи, не направленные на обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в непригодном для проживания и аварийном жилищном фонде в рамках ликвидации аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте по результатам контрольного мероприятия от 26.03.2021.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления аудитором Контрольно-счетной палаты г. Перми Ш. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО3

Привлекая ФИО3 к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, судья районного суда исходил из положений статьи 2.4 КоАП РФ, доказанности в действиях указанного лица состава вмененного административного правонарушения и отсутствия оснований для освобождения от административной ответственности.

Оснований не согласиться с выводами, изложенными в постановлении судьи районного суда, не имеется. Оценка имеющихся в деле доказательств произведена судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, выводы судьи о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, являются мотивированными.

Факт совершения вменяемого ФИО3 правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 19.04.2021 № 6/2021, актом контрольного мероприятия от 26.03.2021, копией постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 30.01.2019, копией решения Индустриального районного суда г. Перми от 07.11.2019, платежным поручением № 191393 от 16.06.2020, заявкой на оплату расходов № 1008 от 16.06.2020 и иными материалами дела.

Совокупность исследованных доказательств достаточна для вывода о наличии в деянии ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к указанной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно пункту 1.6 Положения об Управлении жилищных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 213 «Об управлении жилищных отношений администрации города Перми» (далее - Положение об Управлении) Управление в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Пермского края, нормативными правовыми актами города Перми и Положением об Управлении.

В соответствии с пунктами 5.2, 6.1 Положения об Управлении начальник Управления руководит Управлением на принципах единоначалия и персональной ответственности; открывает и закрывает лицевой счет в департаменте финансов администрации города Перми; подписывает финансовые документы; распоряжается имуществом и средствами Управления; осуществляет расходование бюджетных средств в соответствии с принятыми денежными обязательствами и доведенными лимитами бюджетных обязательств; несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на Управление задач и функций.

Из указанных норм следует, что полномочия по расходованию бюджетных средств и ответственность за обеспечение целевого характера использования бюджетных средств, выделенных Управлению, возложена на начальника Управления.

Распоряжением Главы г. Перми от 21.12.2018 № 102-к ФИО3 назначена на должность начальника Управления с 24.12.2018 по 23.12.2019.

ФИО3, являясь начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми, обладает организационно-распорядительными функциями и применительно к положениям статьи 2.4 КоАП РФ является должностным лицом, которое в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей допустило нецелевое использование бюджетных средств.

Объективных данных, свидетельствующих о том, что у ФИО3 отсутствовала возможность для соблюдения требований бюджетного законодательства, а также убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что ею были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных требований, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы об отсутствии события и состава вменяемого ФИО3 правонарушения, со ссылкой на то, что подписание платежного поручения и направление средств бюджета осуществлено иным лицом, на отсутствие статьи, с которой оплата должна была быть осуществлена, отмены вынесенного постановления не влекут, выводы судьи районного суда о доказанности вины ФИО3 в совершении вменяемого правонарушения не опровергают.

Судьей районного суда установлено и из материалов дела об административном правонарушении следует, что Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 213 утверждено Положение об управлении жилищных отношений администрации города Перми, в соответствии с пунктом 2.2.6 которого основными задачами Управления являются: формирование и управление муниципальным жилищным фондом.

Решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 № 303 «О бюджете города Перми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», расходы Управления на мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены по целевой статье 1510200000 «Основное мероприятие «Реализация мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с Порядком применения бюджетной классификации, утвержденным распоряжением начальника департамента финансов администрации города Перми от 20.09.2018 № СЭД-06-01.01-03-р-131, значения отдельных последовательных кодов классификации по целевой статье 1510200000 означают:

«15» - муниципальная программа «Обеспечение жильем жителей города Перми»;

«1» - подпрограмма 1.1 «Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда»;

«02» - Основное мероприятие 1.1.1.2 «Реализация мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства».

Таким образом, решением о бюджете города Перми на 2020 год предусмотрено, что расходы по целевой статье 1510200000 направляются на мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства с целью ликвидации аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда.

В рамках исполнительного производства № **-ИП, возбужденного на основании решения Ленинского районного суда г. Перми от 01.10.2018 по гражданскому делу № 2-3788/2018, на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Г., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.01.2019 с администрации г. Перми взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, который снижен решением Индустриального районного суда г. Перми от 07.11.2019 до 37 500 рублей.

Оплата указанного исполнительского сбора произведена Управлением платежным поручением от 16.06.2020 № 191393 за счет средств, предусмотренных в бюджете г. Перми на реализацию мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства по подпрограмме 1.1 «Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда».

Платежное поручение от 16.06.2020 № 191393 сформировано на основании заявки на оплату расходов № 1008 от 16.06.2020, подписанной электронной подписью начальника Управления ФИО3, уполномоченной на распоряжение средствами Управления и осуществляющей расходование средств, выделенных Управлению.

Следовательно, ФИО3, как уполномоченное должностное лицо, наделенное правом в рамках своих полномочий по расходованию бюджетных средств, подписав заявку с указанием конкретной целевой статьи, приняла решение о необходимости внести соответствующий платеж за счет средств, непредусмотренных на него, в связи с этим является надлежащим субъектом и как должностное лицо несет ответственность за необеспечение целевого характера использования бюджетных средств, ответственность за которое, предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Доказательства того, что ФИО3 в пределах своих полномочий приняла необходимые меры, исключающие совершение административного правонарушения, из материалов дела не усматривается.

Таким образом, ФИО3 является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, санкционирование оплаты денежных обязательств в форме разрешительной надписи (акцепта) после проверки платежных документов управлением казначейства, не является основанием для освобождения ФИО3 от административной ответственности, поскольку ответственность за представленные документы и целевой характер использования бюджетных ассигнований несет получатель бюджетных средств. Проверка обоснованности расходования средств должностными лицами департамента финансов осуществляется с точки зрения наличия подтверждающих обязательство документов без анализа их правового содержания. В связи с этим довод ФИО3 об ответственности должностных лиц Департамента финансов за санкционирование платежа несостоятелен.

Довод заявителя жалобы о допустимости платежа при отсутствии статьи, с которой должна была быть осуществлена оплата, не обоснован. По заявке на оплату расходов от 16.06.2020 № 1008 расходование средств произведено по коду бюджетной классификации, включающему целевую статью 1510200000. Решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 № 303 «О бюджете города Перми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и Порядком применения бюджетной классификации предусмотрено, что финансирование расходов по целевой статье 1510200000 осуществляется с целью ликвидации аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда. Направление бюджетных средств на оплату исполнительского сбора судебного пристава-исполнителя за неисполнение исполнительного документа, связанного с предоставлением жилого помещения ребенку-сироте, за счет средств, предусмотренных в бюджете г. Перми на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы 1.1 «Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда», является нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку это разные основания предоставления жилого помещения и имевшая место цель расходования средств не соответствует целям, определенным решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 г. № 303.

Ссылка на практику вышестоящих судов, не может быть принята во внимание, поскольку, указанные решения были приняты по иным обстоятельствам и не могут быть учтены в рамках настоящего дела.

Таким образом, бюджетные средства были использованы и направлены начальником Управления на цели, не соответствующие условиям получения денежных средств, то есть израсходованы не по целевому назначению, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным статьей 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности ФИО3

Имеющиеся в деле доказательства, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны судьей достоверными. Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ФИО3 в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

Административное наказание ФИО3 назначено в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ФИО3, допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11.06.2021 оставить без изменения, жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Судья - (подпись)