ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-186/2012 от 05.10.2012 Астраханского областного суда (Астраханская область)

                                                                                    АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        судья Иванова О. А. № 7-186/2012

РЕШЕНИЕг. Астрахань 5 октября 2012 года     Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Лесниковой М. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «» Е. на постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 22 августа 2012 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 22 августа 2012 года Общество с ограниченной ответственностью «» (далее по тексту - ООО «») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере  рублей.

В жалобе на указанное судебное постановление, представитель ООО » Е. ставит вопрос об его отмене, по основаниям незаконности и необоснованности, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов жалобы указывает, что юридическим лицом были заблаговременно подготовлены материалы обоснования деятельности по обращению с отходами для оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, срок действия которой заканчивался 3 мая 2012 года, а именно с 13 декабря 2011 года решался вопрос о получении данной лицензии, однако Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу 29 марта 2012 года в выдаче лицензии было отказано, ООО «» направлено заявление в Арбитражный суд Ростовской области о признании данного отказа незаконным, рассмотрение которого назначено на 16 октября 2012 года. Кроме того, в целях соблюдения действующего законодательства ООО «» обратилось в Управление Росприроднадзора по Астраханской области о рассмотрении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение во избежание нарушения требований закона при обращении с отходами, однако 28 марта 2012 года был получен ответ о том, что разработанные ООО «» нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не приняты к рассмотрению в связи с отсутствием лицензии. 5 апреля 2012 года ООО «» в Управление Росприроднадзора по Астраханской области направлено новое заявление о получении лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I-IV класса опасности лишь на территории Астраханской области. Лицензия получена 26 апреля 2012 года, с началом срока действия 24 апреля 2012 года, после этого в Управление Росприроднадзора по Астраханской области переданы 28 проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об их утверждении выданы ООО «» в период с мая по июль 2012 года. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами I-IV класса опасности, считает, что суд неполно исследовал представленные ООО «» доказательства, не дал им правовую оценку. Указывает, что ООО «» в соответствии с частью 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обязано доказывать свою невиновность. Считает, что с учетом характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, фактического внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду до рассмотрения судом дела, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, ущерба государству и другим лицам, то, что противоправные действия ООО «» не повлекли наступление неблагоприятных экологических последствий, имеются основания для применения положений о малозначительности административного правонарушения, установленных в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выслушав представителя ООО «» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области ФИО2, ФИО3, возражавших относительно удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления » предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления » в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Судом установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области в отношении ООО «» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В результате проверки выявлено, что ООО «» осуществляет деятельность по обращению с отходами в части их накопления.

Срок действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для структурных подразделений ООО «», а именно для  истек 3 мая 2012 года.

В нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления » ООО «» осуществлялась деятельность, в результате которой образовывались и накапливались отходы различных классов опасности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Определением заместителя старшего государственного инспектора по Астраханской области Л. от 8 июня 2012 года № в отношении ООО «» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено проведение административного расследования.

6 июля 2012 года № заместителем старшего государственного инспектора по Астраханской области Л. в отношении ООО «» составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признавая ООО «» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях указанного юридического лица данного состава административного правонарушения.

Вывод суда основан на законе и письменных доказательствах, которые оценены судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что ООО «» приняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, несостоятельны, опровергаются материалами дела.

Как показали результаты проверки, срок действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для структурных подразделений ООО «» истек 3 мая 2012 года, однако после этого, юридическим лицом осуществлялась деятельность, в ходе которой образовывались и накапливались отходы различных классов опасности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Действующие документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для  получены 31 мая 2012 года; для  получены 7 июня 2012 года; для  получены 8 июня 2012 года; для  получены 30 мая 2012 года; для  получены 4 июня 2012 года. На момент проверки отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Управления по эксплуатации и обслуживанию служебных зданий ООО «» административный центр газовиков и Управления производственно-технического обслуживания и комплектации ООО «».

Факт осуществления ООО «» деятельности по накоплению и размещению отходов производства и потребления в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не оспаривается юридическим лицом. На момент осуществления данной деятельности у ООО «» истек срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Не могут быть признаны объективными причинами, обстоятельства длительного получения ООО «» лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Действительно, ООО «» 13 декабря 2011 года обратилось в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (л.д. 81-82 том № 2), однако 16 декабря 2011 года за исх. № указанным органом направлено уведомление ООО «» о необходимости устранения в 30-дневный срок выявленных нарушений при подаче заявления и представления документов, которые отсутствуют (л.д. 83-84 том № 2).

28 декабря 2011 года ООО «» направлено заявление о переоформлении лицензии и недостающие документы (л.д. 85-90 том № 2).

16 января 2012 года за исх. № Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу возвращено заявление и документы ООО «», поскольку замечания указанные в уведомлении, юридическим лицом не устранены в полном объеме, а именно не представлено заявление «О предоставлении лицензии» оформленное в соответствии с законом (л.д. 91 том № 2).

2 марта 2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области издан приказ № о проведении внеплановой выездной проверки ООО «» на предмет готовности к выполнению лицензионных требований и условий осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на территории Астраханской области (л.д. 95-98 том № 2).

Также приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от 13 марта 2012 года № назначено проведение документарной проверки ООО «» - соискателя лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (л.д. 99-102 том № 2).

По результатам вышеуказанных проверок составлены акты, нарушений не установлено. Согласно сообщению ООО «» от 27 марта 2012 года в адрес Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу юридическим лицом выполнены требования данного органа и подтверждена готовность  к выполнению лицензионных требований.

Однако, 29 марта 2012 года за № Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу юридическому лицу направлено уведомление об отказе в предоставлении лицензии, ввиду того, что ООО «» не представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV класса опасности, по указанным в уведомлении адресам; не представило копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I-IV класса опасности по указанным в уведомлении адресам и специализированной установки по обезвреживанию отхода II класса опасности «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом»; отсутствует у соискателя лицензии в соответствии с законом санитарно -эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, расположенного по указанным в уведомлении адресам, которые соискатель лицензии предполагает использовать для деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Таким образом, Департаментом отказано в предоставлении лицензии в соответствии с пунктами 1,2 части 7 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в связи с предоставлением искаженной информации, а также установленного в ходе проведения проверки несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (л.д. 133-134 том № 2).

Ввиду несогласия ООО «» с решением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу об отказе в предоставлении лицензии направлено заявление о признании его незаконным в Арбитражный суд Ростовской области (л.д. 137-148 том № 2).

ООО «» приняты меры к направлению в Управление Росприроднадзора по Астраханской области 21 марта 2012 года заявления о рассмотрении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение во избежание нарушения требований закона при обращении с отходами. Однако Управлением 28 марта 2012 года отказано в утверждении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, так как у юридического лица отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Проанализировав вышеуказанные доказательства, суд пересматривающей дело приходит к выводу, что у ООО «» имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных судом обстоятельств и не исключают наличия в совершенном ООО «» деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о малозначительности правонарушения не влияют на правильность принятого решения, так как малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и формальном содержании признаков состава административного правонарушения, что в данном случае неприменимо, поскольку совершенное правонарушение связано с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, соблюдение которого является обязанностью каждого субъекта вступающего в правоотношения, регулируемые законом.

Согласно закону вменяемое ООО «» правонарушение имеет формальный состав и считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами; наступление последствий не требуется.

С учетом указанных обстоятельств оснований для освобождения ООО «» от административной ответственности в силу малозначительности не имеется.

Административное наказание назначено ООО «» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Кировского суда г. Астрахани от 22 августа 2012 года является законным и обоснованным.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 22 августа 2012 года оставить без изменения, жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «» Е. – без удовлетворения.