Судья БулатовИ.Х. Дело №7-187/2019
РЕШЕНИЕ
13 февраля 2019 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан ГалимовЛ.Т., при секретаре судебного заседания ГалиевойР.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника открытого акционерного общества «ТГК-16» Галимова Игоря Владимировича на постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от10.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверив материалы дела, выслушав защитника ХаликовуС.М., представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан П., С., изучив доводы жалобы,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от10.01.2019 открытое акционерное общество «ТГК-16» (далее – ОАО«ТГК-16», заявитель, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000руб.
В жалобе защитник ОАО«ТГК-16» Г. просит отменить постановление судьи городского суда ввиду существенных нарушений норм процессуального и материального права при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, неисследованности судьей обстоятельств дела.
Изучение материалов дела свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона от04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ) эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена (пункт 2 статьи 16.1 Закон №96-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 30 Закона №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.
Согласно пунктам 31,32,33 Приказа Минприроды России от15.09.2017 №498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» паспорт установок очистки газа составляется на основании документации изготовителя установок очистки газа или проектной (конструкторской) документации установок очистки газа и (или) результатов пусконаладочных работ установок очистки газа. Требование применяется в отношении установок очистки газа, введенных в эксплуатацию до 15.02.2013.
Паспорт установок очистки газа должен содержать: регистрационный номер установок очистки газа в реестре установок очистки газа; информацию о установок очистки газа, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе установок очистки газа, о месте установки установок очистки газа и дате начала эксплуатации; наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию установок очистки газа; сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию установок очистки газа, в том числе должность, фамилия, имя, отчество (при наличии); схемы устройства установок очистки газа и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления, схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы установок очистки газа; технические характеристики установок очистки газа, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы установок очистки газа по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в установки очистки газа и на выходе из установок очистки газа, эффективность работы установок очистки газа, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; показатели работы установок очистки газа, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа установок очистки газа.
К паспорту установок очистки газа должны прилагаться: документация изготовителя установок очистки газа или проектная (конструкторская) документация установок очистки газа; требование применяется в отношении установок очистки газа, введенных в эксплуатацию до 15.02.2013; документация изготовителей или проектная (конструкторская) документация вспомогательного оборудования и (или) аппаратуры, необходимых для обеспечения работы установок очистки газа, с техническим описанием и руководствами (инструкциями) по эксплуатации; требование применяется в отношении установок очистки газа, введенных в эксплуатацию до 15.02.2013; руководство (инструкция) по эксплуатации; технические документы по эксплуатации контрольно-измерительных приборов и автоматики, приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы установок очистки газа; информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; программа проведения технического обслуживания, проверки показателей работы установок очистки газа и планово-предупредительного ремонта; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или) обезвреживание выбросов; сведения об осмотрах и проверках установок очистки газа, включая проверки показателей работы установок очистки газа, об отклонениях показателей работы установок очистки газа от технических характеристик установок очистки газа, содержащихся в паспорте установок очистки газа, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении; сведения об остановках установок очистки газа, о проведенных планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приемки установок очистки газа при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации; иные документы, необходимые для обеспечения бесперебойной и безаварийной эксплуатации установок очистки газа на уровне проектных очистки и (или) обезвреживания выбросов, которые хозяйствующий субъект считает необходимым приложить.
Из материалов дела следует, что 10.10.2018 в 14 часов 30 минут по результатам административного расследования проведенного в отношении ОАО«ТГК-196» филиала ОАО«ТГК-16» - «Нижнекамская ТЭЦ» (ПТК-1), юридический адрес: <адрес>, адрес филиала: 423570, город Нижнекамск, <адрес>, выявлено несоблюдение Правил эксплуатации установок очистки газа, а именно: в паспорте установки очистки газа АС-1 лесопильного участка ЦТО (регистрационный номер 000768) не установлены проектные показатели работы, включая эффективности циклона; к паспорту установки очистки газа АС-1 лесопильного участка ЦТО (регистрационный номер 000768) не приложена документация изготовителя установки очистки газа или проектная (конструкторская документация установки очистки газа, где отражаются технические параметры работы установки очистки газа включая проектную эффективность.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении, копией паспорта установки очистки газа АС-1 лесопильного участка ЦТО и другими материалами дела, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
ОАО«ТГК-16» привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия общества квалифицированы по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами закона.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено правильно, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и имущественного положения лица, привлекаемого к ответственности (статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Наличие у общества объективной возможности выполнить требования законодательства и непринятие им каких-либо мер для исполнения возложенной на него законом обязанности свидетельствуют о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Материалы дела не содержат исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению юридическим лицом своих обязанностей, установленных действующим законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Довод жалобы о том, что срок давности привлечения ОАО «ТГК-16» к административной ответственности истек, устройство было поставлено на учет и соответственно в надзорный орган бела предоставлена вся документация в соответствии с действующим законодательством, не влечет безусловную отмену постановления, поскольку временем совершения данного правонарушения является время его выявления.
Вопреки доводам жалобы для привлечения лица к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление факта загрязнения атмосферного воздуха вследствие нарушения правил эксплуатации оборудования для очистки газов не является обязательным, достаточным является установление такой угрозы.
Никаких объективных препятствий для соблюдения Правил эксплуатации установок очистки газа, и, соответственно, соблюдения обязательных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе к соответствующим методам контроля, у ОАО«ТГК-16» не имелось и судье, рассматривающему жалобу, не представлено.
Следует отметить, что правонарушение посягает на право каждого на благоприятную окружающую среду. Установление ответственности преследует задачу предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для человека, растительного и животного мира, а также наносящих ущерб материальным ценностям вследствие загрязнения атмосферного воздуха.
Доводы жалобы, по которым заявитель не согласен с оспариваемым постановлением, сводятся к неправильному толкованию правовых норм, переоценке доказательств и установленных судьей городского суда фактических обстоятельств, а потому не влияют на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Таким образом, ОАО «ТГК-16» не были приняты все меры к соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды. И доводы жалобы об отсутствии события правонарушения и отсутствии объективных доказательств вины юридического лица в совершении вмененного правонарушения не нашли своего подтверждения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи городского суда, которое является законным и обоснованным, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от10.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «ТГК-16» оставить без изменения, жалобу защитника Галимова Игоря Владимировича – без удовлетворения.
Судья