Дело № 7-189/2019 судья Смирнова В.А.
РЕШЕНИЕ
29 июля 2019 г. г. Тверь
Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного бюджетного учреждения «Торопецкий психонерологический интернат» ФИО1 на постановление судьи Торопецкого районного суда Тверской области от 30 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения «Торопецкий психоневрологический интернат»,
установил:
постановлением Торопецкого районного суда Тверской области
от 30 мая 2019 г. государственное бюджетное учреждение «Торопецкий психоневрологический интернат» (далее – ГБУ «Торопецкий психонерологический интернат», ГБУ «Торопецкий СПНИ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 147-155).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, директор
ГБУ «Торопецкий СПНИ» ФИО1 просит вышеуказанное постановление изменить в части назначенного наказания, применив ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. В обоснование своих доводов указывает, что ГБУ «Торопецкий СПНИ» является единственным социальным учреждением в Торопецком районе, осуществляющим социальную защиту проживающих там определенных категорий граждан, за счет средств выделенных из бюджета. Полагает, что при назначении наказания не было учтено, что на момент вынесения постановления о привлечении ГБУ «Торопецкий СПНИ» к административной ответственности выявленные нарушения были устранены, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ является обстоятельством смягчающим административную ответственность (л.д. 160-162).
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Васильеву Н.В., действующую по доверенности в интересах ГБУ «Торопецкий СПНИ», поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, представителей Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тверской области ФИО2, ФИО3, критиковавших доводы жалобы, оснований к отмене состоявшегося по делу постановления, не усматриваю.
В соответствии ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации
№323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинские организациями.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья граждан являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ ).
В силу подп. 2 п. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.
В соответствии п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Согласно пп «в» п. 4, пп. «в(1)» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пп «в» п. 4, пп. «в(1)» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, Государственное бюджетное учреждение «Торопецкий сельский психоневрологический интернат» (ОГРН №, ИНН №, КПП №) является организацией предоставляющей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания и одними из видов оказываемых услуг являются социально-медицинские услуги и социально-психологические (п. 1.1, 2.3, 2.4 Устава – т. 1 л.д. 39-42).
Учреждение имеет лицензию № № от 19 декабря 2012 г. на осуществление доврачебной медицинской помощи по: диетологии, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), сестринскому делу, лечебному делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии (л.д. 61-62).
05 марта 2019 г. руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения дал поручение руководителям территориальных органов Росздравнадзора провести внеплановую проверку психоневрологических интернатов в рамках лицензированного контроля медицинской деятельности, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (л.д. 36-37).
Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 № ТГ-П12-1245 издан приказ от 20 марта 2019 г. № П69-62/19 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГБУ «Торопецкой сельский психоневрологический интернат», по адресу осуществления медицинской деятельности: <адрес>, <адрес>, с указанны приказом врио директора учреждения ФИО7 был ознакомлен 21 марта 2019 г., и в этот же день получил уведомление о проведении проверки (л.д. 8-15).
Проверка внесена в реестр проверок прокуратуры (л.д. 18-225).
По результатам проверки, проведенной с 13 час 00 мин 26 марта 2019 г. по 14 час. 30 мин. 01 апреля 2019 г. должностными лицами Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тверской области был составлен Акт, в котором содержатся сведения о выявленных нарушениях. С актом проверки директор ГБУ «Трояновский СПНИ» ФИО1 ознакомлен и копию акта с приложениями получил 04 апреля 2019 г. (л.д. 23-33).
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления начальником отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тверской области в отношении
ГБУ «Торопецкий СПНИ» протокола об административном правонарушении № 36 от 16 апреля 2019 г., в котором учреждению вменено невыполнение лицензиатом требований Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно:
- выявлены нарушения по ведению журналов регистрации операций связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету в нарушение Приложения №3 Правил, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 17 июня 2013 г. № 378н;
- заместитель директора по медицинской части ФИО8 имеет высшее медицинское образование по специальности «санитарно - гигиеническое дело» и после дипломное образование по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (прошел профессиональную переподготовку по указанной специальности 07 декабря 2015 г., о чем представлены диплом и сертификат специалиста), но действующий сертификат специалиста по клинической специальности не предоставлен, в нарушение подп. «в» п. 4, подп. «в(1)» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (л.д. 3-7).
Факт совершения административного правонарушения и вина
ГБУ «Торопецкий СПНИ» подтверждены совокупностью доказательств, а именно: поручением руководителя федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05 марта 2019 г. (л.д. 36-37), приказом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тверской области от 20 марта 2019 г. № П69-62/19 о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении
ГБУ «Торопецкий СПНИ» с 26 марта по 04 апреля 2019 г. (л.д. 8-15), актом проверки органа государственного контроля (надзора) от 04 апреля 2019 г.
№ б/н (л.д. 23-33), уставом ГБУ «Торопецкий СПНИ» (л.д. 39-58), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 11 января 2012 г. (л.д. 39), свидетельством о постановке на учет Российской Федерации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 12 января 1996 г. (л.д. 60), лицензией на осуществление медицинской деятельности № №
от 19 декабря 2012 г. с приложениями, выданной Министерством здравоохранения Тверской области (л.д. 61-62), положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности
ГБУ «Торопецкий СПНИ» (л.д. 82-88), протоколом об административном правонарушении от 16 апреля 2019 г. № 36 (л.д. 3-7), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11КоАП РФ.
Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела полно, всесторонне и объективно установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения. Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях ГБУ «Торопецкого СПНИ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20
КоАП РФ.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ГБУ «Торопецкий СПНИ» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства. При этом у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм в области порядка управления, однако ГБУ «Торопецкий СПНИ» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Стороной защиты таких доказательств не представлено.
Довод жалобы о том, выявленные нарушения были устранены учреждением до вынесения постановления судьей районного суда, не опровергает наличие в действиях ГБУ «Торопецкий СПНИ» инкриминируемого состава административного правонарушения.
В силу п. 6 указанного Положения о лицензировании медицинской деятельности под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе подп. «а», «б» п. 5 данного Положения соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Из материалами дела установлено, что ГБУ «Торопецкий СПНИ» осуществляло деятельность на основании лицензии № № от 19 декабря 2012 г., не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что создавала угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, потому выявленные нарушения лицензионных требований являются грубыми.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях
ГБУ «Торопецкий СПНИ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении учреждения вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем полагаю, что постановление подлежит изменению в части назначенного наказания, применив правила, предусмотренные ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, финансового положения ГБУ «Торопецкий СПНИ», и то обстоятельство, что лицо, привлекаемое к ответственности является государственным бюджетным учреждением, а также то, что данных о том, что ранее ГБУ «Торопецкий СПНИ» привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат, дляцелей административного наказания, указанных в ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и исключения избыточного ограничения прав бюджетного учреждения назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ до 75000 рублей.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу директора Государственного бюджетного учреждения «Торопецкий психонерологический интернат» ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление судьи Торопецкого районного суда Тверской области от 30 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения «Торопецкий психоневрологический интернат» изменить, снизить назначенное государственному бюджетному учреждению «Торопецкий психонерологический интернат» административное наказание в виде штрафа до 75000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу директора Государственного бюджетного учреждения «Торопецкий психонерологический интернат» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья И.В. Яшина