ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-19 от 15.01.2013 Кировского областного суда (Кировская область)

  Судья Хомяков Е.В.                                                                      Дело № 7-19

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров                                                                                    15 января 2013 года

Судья Кировского областного суда Кощеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области Распопина Д.В. на решение судьи Советского районного суда Кировской области от 09 ноября 2012 года по жалобе Коновалова О.Ф. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области от 10 октября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области от 10 октября 2012 года должностное лицо - глава администрации Пунгинского сельского поселения Верхошижемского района Кировской области Коновалов О.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы Коновалова О.Ф. на указанное постановление решением судьи Советского районного суда Кировской области от 09 ноября 2012 года постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области Распопина Д.В. от 10 октября 2012 года № 71 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Коновалова О.Ф. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Начальник отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области Распопин Д.В. обратился с жалобой в Кировский областной суд, в которой просит отменить решение судьи Советского районного суда Кировской области от 09 ноября 2012 года и оставить постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области от 10 октября 2012 года № 71 Распопина Д.В. без изменения. В обоснование указал, что протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом Управления в присутствии и в отношении главы администрации Пунгинского сельского поселения Коновалова О.Ф. Данный протокол содержит все необходимые сведения, предусмотренные КоАП РФ, в том числе сведения о том, какие мероприятия обязана выполнять администрация Пунгинского сельского поселения и его законный представитель - глава Коновалов О.Ф., руководствуясь п. 1 ст. 34 Устава поселения - руководить и решать все вопросы, отнесенные к администрации поселения. В судебном процессе Коновалов О.Ф. присутствовал, подтвердил, что знал о свалке на землях сельскохозяйственного назначения, не оспаривал факт, что он как законный представитель администрации обязан принимать меры по сбору и вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования и имел возможность предпринять меры по переводу в другую категорию земельного участка, перекрыт свалкой, а также поставить на участке захламления запрещающие свалку аншлаги, в подтверждение своей вины представил суду копию договора, заключенного администрацией Пунгинского сельского поселения с предпринимателем Несриевым М.Д. о намерениях по ликвидации захламления земельного участка под свалкой. Довод Суда о том, что глава администрация муниципального образования не может нести ответственность по ст. 8.7 КоАП РФ в связи с тем, что администрация не является собственником, либо землепользователем спорного участка земель сельскохозяйственного назначения не состоятелен. Так, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядком организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Пунгинское сельское поселение, утвержденным решением Пунгинской сельской Думы от 29 декабря 2008 года № 10/41, с п. 19ст. 8, п. 21 ст. 32 Устава МО Пунгинское сельское поселение, а также п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального образования. Таким образом, на Администрацию Пунгинского сельского поселения законодательством и на его главу возложена обязанность по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории муниципального образования. При этом не имеет правового значения факт принадлежности или непринадлежности администрации на каком-либо праве спорных земельных участков. Наличиена территории муниципального образования несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащем исполнении главой администрации своих обязанностей, что привелокзахламлению земель сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления. В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Обобороте земель сельскохозяйственного назначения» полностью расписан механизм действий органа местного самоуправления по невостребованным земельным долям, аименно: понятие невостребованной земельной доли; случаи признания земельной доли невостребованной; составление списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными с размещением на официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за 3 месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности; утверждение списка невостребованных долей; обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными. Итогом такой работы органа местного самоуправления будет являться - оформление соответствующего права. В связи с чем, орган местного самоуправления и в частности его глава, как непосредственный руководитель по факту выявления на территории Пунгинского сельского поселения невостребованных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности обязаны предпринять меры по оформлению права собственности муниципального образования на земельные участки сельскохозяйственного назначения, сформированные в счет невостребованных долей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Глава администрации Пунгинского сельского поселения Коновалов О.Ф., зная о факте образования несанкционированной свалки, зная о категории земли под свалкой, а также зная о своих правах и обязанностях, в соответствии с локальными правовыми актами администрации (Устав, Порядок), нормативно-правовыми актами, бездействовал и не предпринял необходимых зависящих от него мер, таких как: организовать сбор и вывоз мусора, установить запрещающие свалку знаки, аншлаги, ограждения, предпринять меры по переводу в другую категорию, назначение земельного участка. В связи с чем, самые ценные земли сельхозназначения не используются по назначению, так как на нем размещены несвойственные земле предметы. Позиция государственного органа была представлена в отзыве суду представителем Управления по доверенности Корневой М.В. в судебном процессе 09 ноября 2012 года, но не принята во внимание судом. Суд не разобрался, что должное лицо было привлечено к ответственности по итогам проведения административного расследования, а не «в результате проведения плановой проверки», как это указано на 1 листе судебного решения. В отзыве Управления подробно расписано о проведении административного расследования с указанием нормативной базы, которая нарушена главой администрации, а именно: в силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могт использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания за лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных сельскохозяйственным производством целей. В соответствии с приложением № 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 25 мая 1994 года № 160, захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.). Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативные правовыми актами органов местного самоуправления. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 51 указанного Федерального закона запрещаются: с отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, поверхностные и подземные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой и водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей. Состав данной статьи формальный и не требует подтверждения наступления вредных последствий. Материалами дела подтверждается факт размещения несанкционированной свалки ТБО в границах муниципального образования Пунгинское сельское поселение и вина должностного лица. Управлением представлено достаточно доказательств того, что указанный в постановлении участок захламлен отходами производства и потребления, на участке не проводятся обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и по предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что приводит к снижению плодородия почвы, вызванному негативным воздействием на него продуктов производства и жизнедеятельности. Материалы административного дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. Учитывая изложенное, наличие в действиях (бездействии) главы администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, материалами дела подтверждается. Нарушений процессуальных норм при производстве по делу административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление принято административным органом в пределах его компетенции, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Размер административного штрафа определен Управлением в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в порядке ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.

В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области по доверенности М.В. Корнева поддержала доводы жалобы.

Коновалов О.Ф., будучи извещен о месте и времени судебного заседания, не явился.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, пояснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 6 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.

Согласно части 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Материалами дела установлено, что при проведении плановой выездной проверки <дата> года юридического лица - администрации Пунгинского сельского поселения Верхошижемского района Кировской области было выявлено нарушение, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв и предотвращению захламления земель твёрдыми бытовыми отходами. По данному нарушению в этот же день уполномоченным должностным лицом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неопределённого круга лиц.Участок, на котором расположена несанкционированная свалка, расположен в Верхошижемском районе Кировской области, на территории Пунгинского сельского поселения, <адрес>, <адрес>. Участок граничит с одной стороны с бывшим колхозным полем, с трёх других сторон - с лесом. С правой стороны расположен карьер 1980-х годов по добыче песка. Метка GPS-навигатора с координатами <данные изъяты>. Площадь захламления составляет 300 кв. м. На земельном участке, нет аншлагов, запрещающих размещение мусора, каких-либо ограждений. Правоустанавливающих документов, разрешающих размещение свалки, у администрации Пунгинского сельского поселения нет.06 августа 2012 года в присутствии главы администрации Пунгинского сельского лоселения Коновалова О.Ф. был произведён осмотр захламленного земельного участка и фотосъёмка, о чём составлен соответствующий акт. Осмотром установлен состав мусора - пластиковая, стеклянная, металлическая тара, ломаная бытовая техника, предметы быта, старые гнилые доски от разобранных бытовых построек, обрезанные ветки от деревьев, остатки мебели, тряпья. В рамках административного расследования был сделан запрос в администрацию Верхошижемского района и получен ответ о том, что свалка бытовых отходов действительно находится на земле сельскохозяйственного назначения, а земельный участок находится в общедолевой собственности граждан, собственников земельных долей. Таким образом, на земле сельскохозяйственного назначения располагаются несвойственные ей предметы, ввиду чего земля не может использоваться в соответствии с её назначением.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья указал, что глава Пунгинского сельского поселения не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, поскольку правообладателем земельного участка, на котором расположена свалка, является СПК «Пунгинский», то есть правомочия собственников в отношении земли сельскохозяйственного назначения осуществляются гражданами-собственниками земельных долей СПК «Пунгинский», а не администрацией Пунгинского сельского поселения. Этот вывод нахожу несостоятельным, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядком организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Пунгинское сельское поселение, утвержденным решением Пунгинской сельской Думы от 29 декабря 2008 года № 10/41, с п. 19ст. 8, п. 21 ст. 32 Устава МО Пунгинское сельское поселение, а также п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Следовательно, на администрацию Пунгинского сельского поселения законодательством и на его главу возложена обязанность по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории муниципального образования. При этом не имеет правового значения факт принадлежности или непринадлежности администрации на каком-либо праве спорных земельных участков. Наличиена территории муниципального образования несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащем исполнении главой администрации своих обязанностей.

В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Обобороте земель сельскохозяйственного назначения» полностью расписан механизм действий органа местного самоуправления по невостребованным земельным долям, а именно: понятие невостребованной земельной доли; случаи признания земельной доли невостребованной; составление списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными с размещением на официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за 3 месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности; утверждение списка невостребованных долей; обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными. Итогом такой работы органа местного самоуправления будет являться - оформление соответствующего права. В связи с чем, орган местного самоуправления и в частности его глава, как непосредственный руководитель по факту выявления на территории Пунгинского сельского поселения невостребованных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности обязаны предпринять меры по оформлению права собственности муниципального образования на земельные участки сельскохозяйственного назначения, сформированные в счет невостребованных долей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Глава администрации Пунгинского сельского поселения Коновалов О.Ф. не предпринял необходимых зависящих от него мер, таких как: организовать сбор и вывоз мусора, установить запрещающие свалку знаки, аншлаги, ограждения, предпринять меры по переводу в другую категорию, назначение земельного участка. Более того, как следует из выступления представителя госоргана, в поселении отсутствует свалка.

Таким образом, глава Пунгинского сельского поселения Коновалов О.Ф. является надлежащим субъектом.

Что касается наличия в решении ссылок на то, что в протоколе об административном правонарушении от 27 сентября 2012 года не указано, какие установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не выполнил глава администрации Пунгинского сельского поселения Коновалов О.Ф., - то следует отметить, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания имеются конкретные ссылки на то, какие мероприятия должны были быть выполнены Коноваловым О.Ф.

В связи с изложенным считаю, что вынесенное Советским районным судом Кировской области решение полежит отмене.

Поскольку при вынесении постановления 10 октября 2012 года начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области нарушения норм материальных, процессуальных прав не было допущено, наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, при этом учтены обстоятельства смягчающие и отягчающий административную ответственности, - данное постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

Решение судьи Советского районного суда Кировской области от 09 ноября 2012 года отменить.

Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области от 10 октября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении главы администрации Пунгинского сельского поселения Кировской области Коновалова О.Ф. - оставить без изменения.

Судья Кировского областного суда

А.В. Кощеев