ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-190(2 от 24.07.2023 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-190(2)/2023

Судья Михкельсон О.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 24 июля 2023 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев протест прокурора города Мичуринска Тамбовской области на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 23 марта 2023 года и решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 16 мая 2023 года, вынесенные в отношении главы города Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением прокурора города Мичуринска Тамбовской области от 03 марта 2023 года в отношении главы города Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Данное постановление и материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения в Управление Федерального казначейства по Тамбовской области.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 23 марта 2023 года производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На указанное постановление прокурором города Мичуринска Тамбовской области был подан протест.

Решением судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 16 мая 2023 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 23 марта 2023 года оставлено без изменения.

В протесте, адресованном в Тамбовский областной суд, прокурор города Мичуринска Тамбовской области ставит вопрос об отмене постановления должностного лица от 23 марта 2023 года и решения судьи городского суда от 16 мая 2023 года, ссылаясь на их незаконность.

Полагает необоснованными выводы должностного лица и судьи городского суда о том, что отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения по состоянию на 01 января 2023 года, подписанный электронной подписью главы города Мичуринска Тамбовской области Харниковым М.В. в рамках соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету № 68715000-1-2022-003 от 19 января 2022 г., в котором отражены сведения об окончании строительства по объекту «Водозаборный узел учхоз Роща в г. Мичуринске Тамбовской области», представленный в Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области, не относится к бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Указывает, что предоставление данного отчета, содержащего недостоверные сведения, привело к искажению информации об активах, обязательствах и финансовом результате использования субсидии на сумму более 10 %, а также к искажению показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета, что является грубым нарушением требований к составлению и предоставлению бюджетной (финансовой) отчетности.

Также заявителем указано, что вышеназванный отчет в нарушение п. 4.3.7 соглашения направлен в Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области лишь 26 января 2023 года, о чем свидетельствует соответствующая дата на отчете, несмотря на то, что крайней датой его предоставления являлось 11 января 2023 года. Таким образом, нарушение срока предоставления отчета составило 15 дней.

Выражает несогласие с выводами должностного лица и судьи городского суда о том, что отчет о достижении показателей результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, не отнесен законодательством к бюджетной отчетности, формы которой определены приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По мнению заявителя, данная позиция является несостоятельной, так как указанная инструкция определяет порядок составления и предоставления отчетов, указанных в ней, и не содержит исчерпывающего перечня документов, являющихся бюджетной (финансовой) отчетностью. Указанный отчет не представляется возможным считать отчетностью, предоставляемой с определенной периодичностью (год, квартал, месяц), так как срок его предоставления не урегулирован законодательством и устанавливается соответствующим соглашением. Анализ норм законодательства позволяет считать данный отчет бюджетным, так как его предоставление предусмотрено Бюджетным кодексом РФ и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, а также его предоставление по результатам использования денежных средств, предоставляемых из бюджета на цели, определенные соответствующими соглашениями.

Автор протеста, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явился, ходатайство об отложении слушания дела им не заявлено, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, выслушав защитника главы города Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В. -Иноземцеву Н.Н., действующую на основании доверенности № 01/01/-28/163 от 26 мая 2023 года, полагавшую протест не подлежащим удовлетворению, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с примечанием к указанной норме под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 процентов;

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Как усматривается из материалов дела, прокурором города Мичуринска Тамбовской области при проведении проверки исполнения бюджетного законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда» было установлено, что между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и администрацией Тамбовской области было заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 069-09-2022-235. Предметом данного соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Тамбовской области субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Чистая вода» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710.

19 января 2022 года между управлением градостроительства и архитектуры Тамбовской области (далее - Управление) и администрацией г. Мичуринска Тамбовской области было заключено соглашение о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету № 68715000-1-2022-003 (далее - Соглашение). Предметом данного Соглашения являлось предоставление из бюджета Тамбовской области в 2022-2024 годах бюджету г. Мичуринска Тамбовской области субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках регионального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области» государственной программы Тамбовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения области», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая вода» государственной программы субъекта Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения области».

10 февраля 2022 года в целях освоения выделенных в рамках указанного Соглашения денежных средств между отделом реализации проектов администрации г. Мичуринска Тамбовской области и ООО «Дорспецстрой» было заключено два муниципальных контракта № 01/02-2022 и № 02/02-2022 на выполнение работ по строительству объектов «Водозаборный узел ПТУ-37 в г. Мичуринске Тамбовской области» и «Водозаборный узел учхоз Роща в г. Мичуринске Тамбовской области», на общую сумму 20 691 185, 20 рублей.

Согласно выписке из Отчета об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, по состоянию на 1 января 2023 года из федерального бюджета в отчетном периоде поступило - 9 894 100 рублей «Субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения (строительство водозаборного узла учхоза Роща в г. Мичуринске Тамбовской области, Тамбовская область, городской округ город Мичуринск, улица Учхоз Роща)», 3 727 600,00 рублей «Субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения (строительство водозаборного узла ПТУ-37 в г. Мичуринске Тамбовской области, Тамбовская область, городской округ город Мичуринск, город Мичуринск)».

Пунктом 4.3.7 Соглашения было предусмотрено, что муниципалитет обязуется обеспечивать представление в Управление, а также в Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области в форме электронного документа в государственной интегрированной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчет о достижении значений результатов использования субсидии по форме согласно приложению № 6 к указанному Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью (квартальные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом).

26 января 2023 года администрацией г. Мичуринска Тамбовской области в Управление был представлен отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 января 2023 года по форме согласно приложению № 6, подписанный электронной подписью главы г. Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В., в котором отражены сведения об окончании строительства по объекту «Водозаборный узел учхоз Роща в г. Мичуринске Тамбовской области», что не соответствовало действительности, учитывая отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Водозаборный узел учхоз Роща в г. Мичуринске Тамбовской области» по состоянию на 7 февраля 2023 года.

По мнению прокурора, представление указанного отчета, содержащего недостоверные сведения, привело к искажению информации об активах, обязательствах и финансовом результате использования субсидии на сумму более 10% (72,64% или 10 106 160 рублей), а также к искажению показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы г. Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Прекращая производство по данному делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Тамбовской области в постановлении от 23 марта 2023 года исходил из того, что в рассматриваемом случае отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, представленный в Управление в рамках исполнения Соглашения, не отнесен законодательством к бюджетной отчетности, формы которой определены приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

При этом должностное лицо административного органа исходило из следующего.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно частей 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 15.15.6 КоАП РФ корреспондирует с положениями главы 25.1 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетная отчетность в соответствии с пунктом 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

Перечень, формы бюджетной отчетности и инструкция по их заполнению утверждены приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

На основании п. 6 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

С данными выводам согласился судья городского суда, обоснованно указав в решении, что должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о том, что поскольку администрация г. Мичуринска Тамбовской области является органом местного самоуправления, на неё распространяется действие Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Для остальных организаций (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

С учетом приведенных норм, судья городского суда признал необоснованным довод прокурора о том, что приказом финансового управления Тамбовской области от 19 декабря 2019 г. № 150 утверждена типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Тамбовской области бюджету муниципального образования в которой, в числе прочего закреплена обязанность включения в соответствующее соглашение условия о необходимости предоставления достижения значений результатов использования Субсидии по форме согласно приложению к Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее даты следующего года, в котором была получена Субсидия, поскольку исходя из положений ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ финансовое управление Тамбовской области не наделено полномочиями по установлению методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Также судьей городского суда правильно указано о том, что положения ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ содержат исключительно полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и не раскрывают состав бюджетной (финансовой) отчетности, в связи с чем довод прокурора о том, что к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесено, в числе прочего контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета, что также свидетельствует о том факте, что данный отчет относится к бюджетной (финансовой) отчетности, не соответствует смыслу указанной нормы Бюджетного кодекса РФ.

Несогласие прокурора с оценкой установленных должностным лицом и судьей городского суда обстоятельств, имеющейся по делу совокупности доказательств, правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Согласно п. 4 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

С учетом положений указанных норм, вопреки доводу протеста, должностным лицом административного органа правомерно было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на стадии подготовки к его рассмотрению, поскольку в рассматриваемом случае имелись обстоятельства, исключающие производство по делу.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 23 марта 2023 года и решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 16 мая 2023 года, вынесенные в отношении главы города Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, оставить без изменения, протест прокурора города Мичуринска Тамбовской области - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов