ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-191/2021 от 12.05.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Немира Т.В. Дело №7-191/2021

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 12 мая 2021 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев жалобу Вязова Ю.М. на решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 02 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Татарского района Новосибирской области Вязова Юрия Маркленовича,

установил:

и.о. Татарского межрайонного прокурора Новосибирской области 16 июня 2020 года в отношении глава Татарского района Новосибирской области Вязов Ю.М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Постановлением и.о. заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области Хомяковой О.В. по делу № 06-10-43 от 06 августа 2020 года глава Татарского района Новосибирской области Вязов Ю.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Вязов Ю.М. обжаловал указанное постановление в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 02 февраля 2021 года постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Вязовым Ю.М. указано, что по делу неправильно установлены юридически значимые обстоятельства. Выводы должностного лица и суда являются необоснованными. Просит учесть, что подписывая заявки от имени главного распорядителя бюджетных средств, ему было неизвестно, что 26 декабря 2019 года между администрацией Татарского района и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее Министерством ЖКХиЭ Новосибирской области) будет заключено дополнительное соглашение №50650000-12019-002/1. Кроме того должностным лицом, вынесшим постановление, не было принято во внимание, что условия предоставления субсидии по соглашению от 18 марта 2019 года были изменены за 5 календарных дней до прекращения соглашения.

Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, просит отменить принятые по делу акты и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, которые поддержали Вязов Ю.М. и его представитель Штевский С.Н., заслушав возражения представителей административного органа Хомяковой О.В., Бутина С.В., а также заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Павлюка А.М., проверив в соответствии с требованиями закона дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно представленным материалам дела установлено следующее.

Правительством Новосибирской области постановлением от 16 февраля 2015 года № 66-п утверждена государственная программа Новосибирской области «Формирование современной городской среды на территории города Татарска Новосибирской области на 2018-2024 годы» (далее государственная программа), целью которой является повышение уровня комфортности, безопасности условий проживания населения Новосибирской области.

Одной из подпрограмм госпрограммы является «Благоустройство территорий населенных пунктов».

В рамках исполнения мероприятий госпрограммы постановлением администрации города Татарска Новосибирской области утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории города Татарска Новосибирской области на 2018-2024 годы» (в редакции постановления администрации города Татарска Новосибирской области – 27 февраля 2020 года № 36).

В целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» между Министерством ЖКХиЭ Новосибирской области и администрацией Татарского района Новосибирской области в лице Главы Татарского района Новосибирской области заключено соглашение от 18 марта 2019 года № 50650000-1-2019-002 о предоставлении из бюджета Новосибирской области в 2019 году бюджету Татарского муниципального района субсидии на реализацию госпрограммы (далее - Соглашение) на сумму 7 549 600 рублей, в том числе, средства федерального бюджета в сумме 7 247 600 рублей. Срок действия соглашения до 31 декабря 2019 года. В соглашение вносились изменения путем заключения дополнительного соглашения от 26 декабря 2019 года № 50650000-1-2019-002/1.

В целях реализации соглашения между администрацией Татарского района и администрацией города Татарска заключено соглашение от 26 марта 2019 года № 38, предметом которого является взаимодействие сторон по предоставлению и расходованию администрацией города Татарска субсидии в размере 7 549 600 рублей на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Татарска Новосибирской области в рамках подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» госпрограммы.

В рамках исполнения данного соглашения от 26 марта 2019 года № 38 администрацией Татарского района предоставлена субсидия администрации города Татарска в размере 7 549 600 рублей.

Администрацией города Татарска с ООО «УК-Лидер» заключено соглашение от 27 июня 2019 года № 5-Б на предоставление субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Татарска Новосибирской области. Работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов включали в себя, в том числе, благоустройство придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, пл. Базарная, 2. Указанные работы выполнены в полном объеме, акт приемки выполненных работ составлен 18 декабря 2019 года, оплата подрядной организации произведена в полном объеме размере 3 341 900 рублей.

В ходе прокурорской проверки установлено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: город Татарск, пл. Базарная, 2, благоустройство дворовой территории которого осуществлялось в 2019 году, в том числе за счет средств федерального бюджета, по состоянию на 16 июня 2020 года не был поставлен на государственный кадастровый учет, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом дополнительное соглашение, содержащее условие о необходимости образования земельного участка после принятия такого обязательства администрацией Татарского района с администрацией города Татарска не заключалось.

Таким образом, администрацией Татарского района в лице главы Татарского района при предоставлении администрации города Татарска межбюджетных трансфертов на благоустройство придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Татарск, площадь Базарная, д.2, нарушено условие соглашения в части обеспечения проведения администрацией города Татарска работ по образованию земельного участка.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы Татарского района Новосибирской области Вязова Ю.М. к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Судья районного суда по результатам рассмотрения жалобы Вязова Ю.М. пришел к выводу о законности постановления по делу об административном правонарушении.

Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется, исходя из следующего.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 136 БК РФ предусмотрены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 статьи 136 БК РФ).

На основании пункта 1 статьи 139 БК РФ межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, являются субсидиями местным бюджетам из бюджета Российской Федерации.

С учетом положений части 3 статьи 139 БК РФ (в редакции до 14 августа 2019 года), цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

В действующей редакции указанной нормой предусмотрено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 139 БК РФ).

В соответствии с абз.7 подпункта «а» пункта 7 Правил предоставления распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее Правила), утвержденных приложением №15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710), соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета должно включать обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению проведения органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия из федерального бюджета.

Аналогичная обязанность предусмотрена в отношении указанных органов власти и статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Правилами также предусмотрено условие предоставления субсидии из федерального бюджета на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, заключаемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 Правил).

С учетом анализа приведенных норм и определения в пункте 3 Правил дворовой территории, софинансирование работ по благоустройству дворовых территорий из средств федерального бюджета возможно при условии, если осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, на которых о расположены многоквартирные дома, к которым прилегает дворовая территория.

Условия об обеспечении проведения органами местного самоуправления Новосибирской области по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету муниципалитета предоставляется субсидия из областного бюджета Новосибирской области, были предусмотрены пунктом 4.3.32 Соглашения в редакции от 26 декабря 2019 года №50650000-1-2019-002/1), заключенного между Министерством ЖКХиЭ Новосибирской области и администрацией Татарского района Новосибирской области в лице Главы Татарского района Новосибирской области.

Доводы жалобы о том, что указанные условия предоставления субсидии были изменены за 5 календарных дней до прекращения соглашения, являются несостоятельными, поскольку данные условия предоставления субсидии предусмотрены Правилами предоставления субсидии и федеральным законодательством.

Кроме того, согласно материалам дела Министерством ЖКХиЭ Новосибирской области в адрес глав муниципальных районов, в том числе главы Татарского района Новосибирской области, еще 18 марта 2019 года, то есть на момент заключения соглашения от 18 марта 2019 года, были направлены разъяснения о реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ современной городской среды к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, в соответствии с которыми рекомендовано руководствоваться Приказом Минстроя России от 07 марта 2019 года №153/пр «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома» (л.д.118-122).

В пункте 13 данного Приказа рекомендовано определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков. Перед заключением дополнительного соглашения от 26 декабря 2019 года Министерством ЖКХиЭ Новосибирской области 18 марта 2019 года главам муниципальных районом также был направлен запрос о предоставлении сведений о формировании земельных участков придомовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации государственной программы (л.д.123), а администрацией Татарского района Новосибирской области 23 декабря 2019 года направлен ответ о том, что проектирование рабочей документации проводится и оплачено (л.д.124-125). Между тем, как следует из материалов, администрацией района такие работы начали осуществляться уже после прокурорской проверки – летом 2020 года, то есть, когда срок реализации Соглашения истек.

Вышеуказанные действия (бездействия) администрации Татарского района Новосибирской области в лице Главы Татарского района Новосибирской области Вязова Ю.М. при предоставлении администрации города Татарска межбюджетных трансфертов, выразившиеся в нарушении условий Соглашения об обеспечении проведения работ по образованию земельного участка, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, фактические обстоятельства совершения правонарушения установлены правильно и объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами, которым в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка.

Оснований для иной оценки представленных доказательств судья вышестоящего суда не находит.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материалы дела позволили должностному лицу и судье районного суда прийти к правильным выводам, что выявленные нарушения условий Соглашения о предоставлении субсидии обусловлены ненадлежащим исполнение Главой Татарского района Новосибирской области Вязовым Ю.М. своих служебных обязанностей, в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы относительно невиновности в совершении административного правонарушения повторяют доводы, приводимые в судебном заседании суда первой инстанции, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами, и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте.

Постановление должностного лица и решение судьи районного суда соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Административное наказание Вязову Ю.М. назначено в соответствии с требованиями закона, в минимальном размере административного штрафа.

Правовых оснований для снижения размера административного штрафа, а также для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.

Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по настоящему делу в отношении Вязова Ю.М. актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 02 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Татарского района Новосибирской области Вязова Юрия Маркленовича, оставить без изменения, жалобу Вязова Ю.М. — без удовлетворения.

Судья (подпись) Ю.Г.Деменкова

Копия верна: судья облсуда