ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1942/17 от 06.09.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №7- 1942/2017 город Челябинск

РЕШЕНИЕ

судья Андреев И.С. 06 сентября 2017 года

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Лысяковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.65 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз труда» в Челябинской области по жалобе председателя отделения ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г. Челябинска от 25 мая 2017 года,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 25 мая 2017 года, Регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз труда» в Челябинской области признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 5.65 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В жалобе в вышестоящий суд, председатель отделения ФИО1 указывает, что организации которые осуществляли перечисление денежных средств являются профсоюзными объединениями, финансирование которых осуществляется за счет уплаты членских взносов членами профсоюзных организаций. Так же ссылается на то, что ранее в отношении отделения уж составлялся протокол об административном правонарушении решение по к которому не принято. Полагает, что проведение административного расследования в данном случае является незаконным.

В судебном заседании законный представитель ФИО1, защитник Орлов А.В. доводы жалобы поддержаль.

Представитель Избирательной комиссии по Челябинской области ФИО2 против доводов жалобы возражал.

Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ст. 5.65 КоАП РФ использование политической партией или ее региональным отделением при финансировании своей деятельности, не связанной с участием в выборах и референдумах, денежных средств и иного имущества, полученных в качестве пожертвований от физического или юридического лица либо другого субъекта, которым законодательством Российской Федерации о политических партиях запрещено осуществлять


2

пожертвования, либо полученных в размере, превышающем максимальный размер соответствующего пожертвования, либо перечисленных (переданных) с нарушением установленного указанным законодательством порядка.

В соответствии с подпунктами «ж, з, о» пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от некоммерческих организаций, получавших в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям, денежные средства либо иное имущество от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении послужило установление сведений о поступлении Региональному отделению Всероссийской политической партии «Союз труда» в Челябинской области денежных средств от шестнадцати некоммерческих организаций -пожертвователей, девять из которых в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования, получали денежные средства от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В число указанных организаций осуществляющих пожертвования вошли:

1) Челябинская областная организация общественной организации «Межрегиональный профессиональный союзработников пищевых, перерабатывающих отраслей и смежных видов экономической деятельности Российской Федерации» (ОГРН <***>. ИНН <***>, ****), дата поступления - 31.05.2016 г.;

2) Челябинская областная организация профессионального союза машиностроителей Российской Федерация (Роспрофмаш) (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления - 31.05.2016 г.;

3) Челябинская областная организация Общественной организации Профсоюз работников связи России (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления -31.05.2016 г.;

4) Челябинская областная профсоюзная организация работников лесных отраслей Российской Федерации (России) (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления- 02.06.2016 г.;

5) Челябинская областная организация Профсоюза работников народного


3

образования и науки Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления -02.06.2016 г.;

6) Челябинская областная территориальная организация общероссийского Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****). дата поступления - 09.06.2016 г.;

7) Челябинская областная организация профессионального Союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления - 10.06.2016 г.;

8) Первичная профсоюзная организация работников Государственного ракетного центра «КБ имени академика В.П. Макеева» г. Миасс профессионального союза работников общего машиностроения Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления - 14.06.2016 г.;

9) Челябинская областная организация Профессионального союза работников агропромышленного комплекса Российской (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>/18 19 20; 424/3; 425/4), дата поступления - 21.06.2016 г.

Судья районного суда, принимая решение о наличии в действиях объединения состава административного правонарушения предусмотренного ст.5.65 КоАП РФ указал на то, что РО ВПП «Союз труда» в Челябинской области получило пожертвования от 16 некоммерческих организаций в течении второго квартала 2016 года. При этом установлено, что 9 из указанных организаций получали в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования региональному отделению политической партии, денежные средства от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Пожертвования непосредственно от физических лиц региональное отделение политической партии не получало, а идентифицировать какие именно физические лица вносили членские взносы в профсоюзные организации, которые в последующем явились пожертвованиями, суду не представляется возможным, поскольку данные физических лиц, вносивших взносы не установлены, данных о них суду не представлены.

Вместе с тем, поскольку денежные средства, полученные от Первичной профсоюзной организации работников Государственного ракетного центра


4

«КБ имени академика В.П. Макеева» г. Миасс профессионального союза работников общего машиностроения Российской Федерации ими были сразу же возвращены пожертвователю, после получении извещения от Избирательной комиссии, что подтверждается материалами дела, то вина регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз труда» в Челябинской области в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 5.65 КоАП РФ в использовании денежных средств полученных от указанной некоммерческой организации не установлена.

Между тем с таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться.

Диспозиция ст. 5.65 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование политической партией или ее региональным отделением при финансировании своей деятельности, не связанной с участием в выборах и референдумах, денежных средств и иного имущества, полученных в качестве пожертвований от физического или юридического лица либо другого субъекта, которым законодательством Российской Федерации о политических партиях запрещено осуществлять пожертвования, либо полученных в размере, превышающем максимальный размер соответствующего пожертвования, либо перечисленных (переданных) с нарушением установленного указанным законодательством порядка.

К числу таких лиц относятся некоммерческие организации, получавшие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям, денежные средства либо иное имущество от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Данное ограничение направлено на противодействие обходу прямых запретов на финансирование партий со стороны как иностранных субъектов, так и государственных (муниципальных) органов и организаций. По мнению разработчиков данной нормы, не исключается ситуация, когда некоммерческая организация, получив от указанных юридических и физических лиц денежные средства либо иное имущество и обезличив их, может незамедлительно перечислить соответствующие средства политической партии, ее региональным отделениям. Подобный механизм формирования названных фондов и имущества политических партий не отвечает принципу прозрачности финансирования политических партий.

Таким образом, квалифицирующее значение в рассматриваемой ситуации имеет установление субъекта направляющего денежные средства и наличие у этого субъекта ограничений по осуществлению пожертвований.

Как уже был указанно, к числу таких субъектов отнесены в том числе, некоммерческие организации, получавшие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования политической партии, ее региональным


5

отделениям, денежные средства либо иное имущество от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,

государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Отделению Всероссийской политической партии «Союз труда» в Челябинской области вменяется нарушение вышеуказанного порядка получения пожертвований от:

Челябинская областная организация общественной организации «Межрегиональный профессиональный союзработников пищевых, перерабатывающих отраслей и смежных видов экономической деятельности Российской Федерации» (ОГРН <***>. ИНН <***>, ****), дата поступления - 31.05.2016 г.;

Челябинская областная организация профессионального союза машиностроителей Российской Федерация (Роспрофмаш) (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления - 31.05.2016 г.;

Челябинская областная организация Общественной организации Профсоюз работников связи России (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления -31.05.2016 г.;

Челябинская областная профсоюзная организация работников лесных отраслей Российской Федерации (России) (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления-02.06.2016 г.;

Челябинская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления -02.06.2016 г.;

Челябинская областная территориальная организация общероссийского Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****). дата поступления - 09.06.2016 г.;

Челябинская областная организация профессионального Союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления - 10.06.2016 г.;

Челябинская областная организация Профессионального союза

работников агропромышленного комплекса Российской (ОГРН <***>, ИНН <***>, ****), дата поступления - 21.06.2016 г.


6

Из представленных в материалы дела платежных документов представляется возможным установить следующее факты перечисления от вышеуказанных организаций.

Согласно платежного поручения № 61 от 31 мая 2016 года от Челябинской областной организации общественной организации «Межрегиональный профессиональный союзработников пищевых, перерабатывающих отраслей и смежных видов экономической деятельности Российской Федерации» была перечислена 1000 рублей, назначение платежа из членских профсозных взносов на уставную деятельность партии «Союз труда» согласно Пост. Президиума ФПЧО от 04 марта 2016 года (том 2 л.д. 24).

Из платежного поручения № 40 от 31 мая 2016 года следует, что от Челябинской областной организации профессионального союза машиностроителей Российской Федерация (Роспрофмаш) на уставную деятельность партии «Союз труда» согласно Пост. Президиума ФПЧО от 04 марта 2016 года перечислено 6 000 рублей (том 2 л.д. 25).

Из платежного поручения № 64 от 31 мая 2016 года следует, что от Челябинской областной организации Общественной организации Профсоюз работников связи России на уставную деятельность партии «Союз труда» согласно Пост. Президиума ФПЧО от 04 марта 2016 года перечислено 20 000 рублей (том 2 л.д. 27).

Из платежного поручения № 41 от 30 мая 2016 года следует, что от Челябинской областной профсоюзной организацией работников лесных отраслей Российской Федерации (России) на уставную деятельность партии «Союз труда» согласно Пост. Президиума ФПЧО от 04 марта 2016 года перечислено 1 600 рублей (том 2 л.д. 30).

Из платежного поручения № 479 от 02 июня 2016 года следует, что от Челябинского областного профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на уставную деятельность партии «Союз труда» согласно распоряжению № 75 от 02 июня 2016 года перечислено 134 000 рублей (том 2 л.д. 32).

Из платежного поручения № 384 от 09 июня 2016 года следует, что от Челябинской областной территориальной организации общероссийского Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на уставную деятельность партии «Союз труда» согласно письма № 01/05 от 19 мая 2016 года перечислено 18 988 рублей (том 2 л.д. 34).

Из платежного поручения № 124 от 10 июня 2016 года следует, что от Челябинской областной организации профессионального Союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации согласно Пост. Президиума ФПЧО от 04 марта 2016 года перечислено 1 500 рублей (том 2 л.д. 36).


7

Из платежного поручения № 76 от 21 июня 2016 года следует, что от Челябинской областной организации Профессионального союза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации согласно договора № 17 от 20 июня 2016 года перечислено 3 ООО рублей (том 2 л.д. 36).

Таким образом, для правильной квалификации рассматриваемого правонарушения необходимо установление порядок формирования денежных средств организаций пожертвователей и установить, получали ли вышеуказанные организации в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям, денежные средства либо иное имущество от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В соответствии с распоряжениями Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в отношении вышеуказанных организаций были проведены внеплановые документарные проверки на предмет проверки сведений, указанных юридическим лицом при внесении перечислений (пожертвований) на счет Регионального отделения Всероссийской партии «Союз Труда» в Челябинской области.

Из представленных в материалы дела актов проверок, возможно установить следующие обстоятельства:

- источником формирования денежных средств Челябинской областной организации общественной организации «Межрегиональный профессиональный союзработников пищевых, перерабатывающих отраслей и смежных видов экономической деятельности Российской Федерации» являлись членские взносы, а так же средства премирования профсоюзного актива от Федерации профсоюзов Челябинской области, организационный взнос за участие в поездке профсоюзного актива от первичной профсоюзной организации работников ООО «Южуралкондитер»;

- источником формирования денежных средств Челябинская областная организация профессионального союза машиностроителей Российской Федерация (Роспрофмаш) являлись членские взносы;

- источником формирования денежных средств Челябинской областной организации Общественной организации Профсоюз работников связи России являлись членские взносы;

- источником формирования денежных средств Челябинской областной профсоюзной организацией работников лесных отраслей Российской Федерации (России), являлись членские взносы, а так же средства премирования профсоюзного актива и оказания материальной помощи Федерации профсоюзов Челябинской области;


8

- источником формирования денежных средств Челябинского областного профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации являлись членские взносы;

- источником формирования денежных средств Челябинской областной территориальной организации общероссийского Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации являлись членские взносы;

- источником формирования денежных средств Челябинской областной организации профессионального Союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации являлись членские взносы;

- источником формирования денежных средств Челябинской областной организации Профессионального союза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации являлись членские взносы, а так же средства премирования профсоюзного актива Федерации профсоюзов Челябинской области.

Сведения были представлены в материалы дела председателем отделения ФИО1 в копиях и истребованы судьей областного суда в Минюсте России Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области.

Указанные акты не содержат сведений, что проверяемые организации получали в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям, денежные средства либо иное имущество от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и

муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

При этом, представленные в материалы дела сообщения о юридических и физических лицах, внесших денежные средства, передавших иное имущество вышеуказанным некоммерческим организациям не содержат сведений, о перечисляемых денежных средствах, на предмет их отнесения к указанным ограничениям должностным лицом возбудившим дело об административном правонарушении проверены не были.

Более того, те платежные поручения, которые имеются в материалах дела, подтверждают выводы Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области сделанные по результатам проверки, о том, что источником формирования денежных средств некоммерческих организаций являются членские взносы, средства премирования профсоюзного актива Федерации профсоюзов Челябинской области ( том 2, л.д. 17-20, 48-53). Иных сведений в материалы дела представлено не было.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях


9

деятельности», статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

Членские профсоюзные взносы из заработной платы работников подлежат после ее выплаты немедленному перечислению на счет профсоюзной организации, а потому указанные суммы не могут рассматриваться как собственное имущество работодателя, у суммы не могут рассматриваться как собственное имущество работодателя, поскольку суммы членских профсоюзных взносов уже удержаны работодателем.

Иных платежных поручений, которые по мнению должностного лица составившего протокол об административном правонарушении подтверждают факт перечисления некоммерческим организациям (Челябинская областная организация общественной организации «Межрегиональный профессиональный союз работников пищевых, перерабатывающих отраслей и смежных видов экономической деятельности Российской Федерации»; Челябинская областная организация профессионального союза машиностроителей Российской Федерация (Роспрофмаш); Челябинская областная организация Общественной организации Профсоюз работников связи; Челябинская областная профсоюзная организация работников лесных отраслей Российской Федерации (России); Челябинская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации; Челябинская областная территориальная организация общероссийского Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации; Челябинская областная организация профессионального Союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации; Челябинская областная организация Профессионального союза работников агропромышленного комплекса) денежных средств от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий материалы дела не содержат.

Таким образом, из представленных в материалы дела документов, однозначно сделать вывод, что региональным отделением при финансировании своей деятельности, несвязанной с участием в выборах и референдумах, денежные средства получены в качестве пожертвований от организации получавших в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям, денежные средства либо иное имущество от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления,


10

государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, не представляется возможным.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, решение судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз труда» в Челябинской области прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Советского районного суда г. Челябинска от 25 мая 2017 года, вынесенное в отношении Регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз труда» в Челябинской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном сей 5.65 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу в отношении Регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз труда» в Челябинской области прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья

Майорова E.I I.