ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-194/2021 от 18.02.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

№7-194/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород 18 февраля 2021 года

Судья Нижегородского областного суда Столбов Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе (дополнений к жалобе) защитника ФИО3, действующей в интересах АО «Волга», на решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении АО «Волга»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № 06-086/2019 от 23 декабря 2019 года АО «Волга» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.

Решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19 марта 2020 года постановление административного органа от 23 декабря 2019 года оставлено без изменения, а жалоба АО «Волга» – без удовлетворения.

В жалобе и дополнениях к ней, поданной в Нижегородский областной суд, защитник ФИО3, действующая в интересах АО «Волга», просит судебное решение от 19 марта 2020 года и постановление административного органа от 23 декабря 2019 года отменить за незаконностью и необоснованностью.

Жалоба подана в установленный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления (решения).

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО3 и представителя административного органа, судья вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» допускается возможность возмещения вреда, причиненного природной среде, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя вреда в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

Согласно п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления) объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

В пункте 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» указано, что к объектам, подлежащим ГЭЭ также относится объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы и внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Департаментом Росприроднадзора по ПФО с 15.01.2019 по 08.02.2019 проведена плановая комплексная выездная проверка с целью соблюдении АО «Волга» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе данной проверки установлено, что основным видом деятельности АО «Волга», согласно Уставу, является производство и продажа бумаги и бумажных изделий.

В результате хозяйственной деятельности на АО «Волга» образуются отходы производства и потребления.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 30.12.2016 № AOXGNG4H АО «Волга» поставило объект на учет по адресу: [адрес] присвоен код объекта оказывающего негативное воздействие 22-0152-001591-П с присвоением I категории.

Согласно акту-приема передачи земельного участка от 08.08.2013 на земельном участке имеется: сооружение 4-ая секции золошламонакопителя (складирование осадка) общей площадью 150000 кв.м., сооружение шламонакопитель (1-я секция) общей площадью 150000 кв.м; сооружение шламонакопитель двухсекционный для складирования осадков общей площадью 500000 кв.м., насосная станция перекачки иловой воды со шламонакопителя ( производственное) общей площадью 157,6 кв.м.

Согласно договору аренды № 14/19-МОС ДО «Волга» передало ООО «Волга - УК «Жилищно-коммунального хозяйства» с правом владения и использованием объектов и земельных участков, начало срока аренды 01.01.2019.

АО «Волга» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, экспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-класса опасности от 30.03.2016 № 052-202 со сроком действия - бессрочно, в части обработки, обезвреживания и размещения (хранение, захоронение) отходов IV класса опасности (обработка, обезвреживание отхода коры и обработка, обезвреживание и размещение ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод).

Количество и перечень отходов, образующихся на предприятии, отражены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Предприятие имеет утвержденные Нормативы образования обходов и лимитов на их размещение от 02.06.2014 № 303-р, сроком действия с 03.06.2014 по 03.06.2019, которые ежегодно подтверждаются техническими отчетами о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, Технический отчет по обращению с отходами за 2017-2018 года был сдан в Департамент Росприроднадзора по ПФО 04.06.2018 [номер]-ТО. Технический отчет об обращении с отходами за 2016-2017 года сдан в Департамент Росприроднадзора по ПФО 24.05.2017 № 08262-ТО.

В соответствии с документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также техническим отчетом по обращению с отходами за период с 04.06.2017 по 04.06.2018 на АО «Волга» образуется 47 вида отходов I - V класса опасности.

В ходе проверки были представлены разработанные и утвержденные паспорта на 18 видов отходов I - IV класса опасности (на площадках по адресам: [адрес], 600 м от д. Истомино золошламонакопители), из них на площадках по адресам: [адрес] золошламонакопители 43 вида: I класса опасности 1 вид отходов; II класса опасности 1 вид отходов; III класса опасности - 7 видов отходов; IV класса опасности - 9 видов отходов; VI класса опасности - 25 видов отходов.

АО «Волга» представлен статистический отчет по форме [номер]-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 и 2018 гг.

Согласно данным статистического отчета за 2018 год и данным первичного учета в области обращения с отходами, на АО «Волга» образуются следующие виды отходов: ил избыточный биологических очистных сооружений - код ФККО [номер] в количестве 5169 тонн (на начало года 68107,9 г, обезврежено 5169 т., наличие на конец года 68107,9 т); осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15% обводненный - код ФККО [номер] в количестве 0 т (на начало года 0 т. наличие на конец года 0; осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, практически неопасный - код ФККО [номер] в количестве 10815,5 тонн (на начало года 288330,1 т, обезврежено 5802 т., размещение 5013 т наличие на конец года 293343,1); отходы коры - код ФККО 305 100 01 21 4 в количестве 54529,2 тонн (на начало года 0 т. обезврежено 54529.2 т); опилки натуральной чистой древесины - код ФККО 305 230 01 43 5 в количестве 6948 г (на начало года О т, обезврежено 6948); зола от сжигания кородревесных отходов и осадков очистки сточных вол целлюлозно-бумажного производства, содержащая преимущественно диоксид кремния - код ФККО 742 211 12 49 5 в количестве 2856,7 тонн (на начало года 35 176,8 т, обезврежено 54529,2 т, размещение 2856,7 т наличие на конец года 38033,5 т.). На ОРО (площадка шламонакопителей (золошламонакопители), расположенная в северо-западном направлении от [адрес] в 600 м от [адрес]. Земельный участок с кадастровым номером [номер], местоположение [адрес]) размещены следующие отходы: ил избыточный биологических очистных сооружений - код ФККО 722 200 01 39 4 в количестве 5169 тонн (на начало года 68107,9 т, обезврежено 5169,0 т, наличие на конец года 68107,9 т); осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, практически неопасный - код ФККО 729 010 12 39 5 в количестве 10815,5 тонн (на начало года 288330,1 тонн, обезврежено 5802 тонн, размещение 5013 тонн, наличие на конец года 293343,1); зола от сжигания кородревесных отходов и осадков очистки сточных вод целлюлозно-бумажного производства, содержащая преимущественно диоксид кремния - код ФККО 742 211 12 49 5 в количестве 2856,7 тонн (на начало года 35176,8 тонн, образовалось 2856,7 тонн, размещение 2856,7 тонн наличие на конец года 38033,5 тонн).

Первичный учет образования отходов и их дальнейшего движения организован в соответствии с Приказом Министерств природных ресурсов РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Установлено, что АО «Волга» обезвреживает следующие виды отходов: осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, практически неопасный - код ФККО [номер] в количестве 10815,5 тонн (на начало года 288330,1 тонн, обезврежено 5802 тонн, размещение 5013 тонн, наличие на конец года 293343,1 тонн); ил избыточный биологических очистных сооружений - кол ФККО [номер] в количестве 5169 тонн (на начало гола 68107,9 тонн, обезврежено 5169 тонн, наличие на конец года 68107,9 тонн); отходы коры - код ФККО [номер] в количестве 54529,2 тонн (на начало года 0 тонн, обезврежено 54529,2 тонн); опилки натуральной чистой древесины - код ФККО [номер] в количестве 6948 тонн (на начало года 0 тонн, обезврежено 6948 тонн).

АО «Волга» имеет на своем балансе объект размещения отходов (ОРО).

Рабочий проект разработан ООО «<данные изъяты>» г. Нижний Новгород. Данный проект имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы № 2393-Э от 14.12.2006. Актом приемочной комиссии от 26.12.2007 четвертая секция золошламонакопителя принята в эксплуатацию.

Площадка расположена в Балахнинском районе Нижегородской области, на выработанных карьерах Чернораменского торфообъединения, юго-западнее д. [адрес]. Золошламонакопитель односекционный с плановым размером 300x500м. В состав входит: ограждающая первичная дамба, водоприемный колодец осветленной воды, разводящий пульпопровод с выпусками, напорный пульпопровод, напорный коллектор осветленной воды, насосная станция перекачки осветленной воды.

Ограждающие дамбы выполнены из песчаного грунта. Ширина по гребню 7 м. по условиям проезда автотранспорта и укладки разводящего пульпопровода. Для предотвращения фильтрации пульпы через дно и откосы дамб предусмотрена укладка 2-х слоев полиэтиленовой пленки, стабилизированной сажей, с защитным слоем из песка толщиной 0,5 м. Гребень дамб крепится щебнем, слоем 15 см, пропитанным битумом, низовой откос посевом трав по слою плодородного грунта 0,20 м, а верховой откос отсыпкой крупного щебня слоем 0,30 м. У подошвы низового откоса по всему периметру ограждающих дамб укладывается наслонный дренаж с кюветом для отвода фильтрационных и поверхностных вод.

Для отвода осветленной воды из золошламонакопителя предусмотрен один колодец. Сброс осуществляется через шандорный порог. Для задерживания плавающих отходов на колодце перед водоприемным окном предусмотрена забральная сетка. Из колодца осветленная вода подается к насосной станции для перекачки на очистные сооружения АО «Волга».

Согласно п. 4 Сведений о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов): наименование объекта размещения отходов (ОРО): АО «Волга» (золошламонакопитель) Номер ОРО в государственном реестре объектов размещения отходов (ТРОЮ) [номер]250914 т.

Установлено, что АО «Волга» эксплуатирует объект размещения отходов.

Согласно письму центрального аппарата Росприроднадзора от 30.01.2015 № АА-08-01-31/0236 Департаменту Росприроднадзора по ПФО дано поручение на доведение ГЭЭ проекта «Рекультивация третьей секции шламонакопителя бумкомбината ОАО «Волга».

Трижды заявителю направлялись письма о некомплектности представленных на ГЭЭ документов, последнее письмо датировано 24.09.2015.

Указанные Департаментом замечания в установленные законом сроки не были доработаны и все материалы ГЭЭ были возвращены заявителю.

Таким образом, по состоянию на 2018 год на рекультивацию объекта размещения отходов (3 секция) отсутствует положительное заключение ГЭЭ, работы по рекультивации не проводятся.

Таким образом, АО «Волга», в нарушение п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 7.2, п.8 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ, ст.ст. 77, ч. 2 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ не выполняет требования законодательства РФ об обязанности проведения рекультивации золошламонакопителя секция 3, прошедших и получивших положительное заключение Государственной экологической экспертизы.

За совершение указанного правонарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Факт совершения АО «Волга», описанного выше административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые были оценены административным органом и судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела административным органом и судьей городского суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и обоснованно сделан вывод о доказанности вины АО «Волга» в его совершении.

Доводы, изложенные заявителем в жалобе (дополнении к жалобе) об отмене решения судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19 марта 2020 года и постановления административного органа от 23 декабря 2019 года не могут быть приняты во внимание, так как по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судьей, пересматривающим дело по жалобе, несостоятельными, и они не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

При этом следует отметить, что несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом закона, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судом были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено АО «Волга» назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ является справедливым и соразмерно содеянному.

Постановление о привлечении АО «Волга» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а также норм материального права, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах постановление и судебное решение являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 19 марта 2020 года и постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № 06-086/2019 от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении АО «Волга» - оставить без изменения, а жалобу (дополнение к жалобе) защитника АО «Волга» ФИО3 - без удовлетворения.

Судья Е.М. Столбов