ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-194/2021 от 25.05.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Стяжкин М.С. № 7-194/2021

(12-20/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Чегодаева О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 25 мая 2021 года жалобу заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Д.С.Г. на решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.32 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Публичного акционерного общества «<данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителем старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Д.С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ Публичное акционерное общество «<данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 января 2021 года, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении ставит вопрос об отмене решения суда и оставлении без изменения вынесенного ею постановления. В обоснование доводов жалобы указывает, что к выводам, положенным в основание принятого решения суд пришел в связи с тем, что в указанный в постановлении период времени выявления и фиксации правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ филиалом «Удмуртэнерго» (ПАО «<данные изъяты>» выполнялась работа по вырубке древесно-кустарниковой растительности и уборка порубочных остатков. Работы по расчистке трасс ВЛ проводились ПАО «МРСК Центра и Приволжья» согласно уведомлению о планируемой вырубке от ДД.ММ.ГГГГ последовательно (поэтапно) на протяжении периода с мая по декабрь 2020 года, что противоречит требованиям приказа Минприроды России от 27 июня 2016 года №367 и Правилам пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417. При этом работы по вырубке древесно-кустарниковой растительности и очистке лесных участков от порубочных остатков разделены ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на разные этапы, продолжительного периода времени. Согласно выписке из оперативного журнала с 5 мая 2020 Обществом под ВЛ-110 <адрес> проводились только работы по вырубке древесно-кустарниковой растительности, порубочные остатки оставлены под линией ЛЭП, в кучи не уложены. Работы по очистке лесного участка, расположенного в квартиле <данные изъяты> выделах <данные изъяты>, квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты><адрес> на момент проведения патрулирования ДД.ММ.ГГГГ не проведены. Таким образом, порубочные остатки, являющиеся горючим материалом, находились в лесу в охранной зоне ЛЭП в период особого противопожарного режима продолжительное время с ДД.ММ.ГГГГ года. Данная организация работ противоречит требованиям абз. 1 п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах, в соответствии с которым просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Следовательно, в действиях ПАО «<данные изъяты>» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, а вывод суда противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Защитником ПАО «<данные изъяты>» направлен отзыв на жалобу должностного лица, в котором указывает на проведение работ по расчистке просеки от растительности с ДД.ММ.ГГГГ, непродолжительный период времени. Технологический процесс по содержанию просеки в безлесном состоянии, включает в себя этапы работ, которые выполняли без перерыва во времени. Технологический процесс в соответствии с п. 35 Правил №417 выполнялся последовательно, а именно рубка, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков. На момент выявления нарушения, работы по расчистке трасс ВЛ завершены не были.

В судебном заседании должностное лицо вынесшее постановление по делу об административном правонарушении доводы, приведенные в жалобе, поддержала.

Законный представитель юридического лица, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, что в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ не препятствует рассмотрению дела.

Защитник юридического лица в судебном заседании 26 апреля 2021 года, с жалобой не согласился по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу о необходимости отмены решения, принятого судьей районного суда.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (все нормы в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности).

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (ред. от 24.04.2020) леса подлежат охране от пожаров (ч.1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.4).

В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 53 ЛК РФ).

Правила пожарной безопасности в лесах (действовавшие на момент выявления правонарушения) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее Правила).

Настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно п. 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе линии электропередачи.

В силу п. 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.

Согласно п. п. 21 и 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 м.

В соответствии с требованиями пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (п.34 Правил).

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п.35 Правил).

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 апреля 2020 года №155 «О дополнительных мерах пожарной безопасности в лесах на территории Удмуртской Республики» с 01 мая 2020 года до принятия соответствующего постановления Правительства УР установлен особый противопожарный режим, обеспечивающий пожарную безопасность в лесах.

Земельный участок, в границах которого расположена охранная зона ЛЭП 110 Кв «<адрес> с кадастровым номером предоставлен ПАО <данные изъяты> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Проведение работ по расчистке трасс ВЛ проводились ПАО МРСК Центра и Приволжья, согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГг. с мая по декабрь 2020 года.

Как следует из материалов дела (л.д.112-115 журнал учета работ по нарядам и распоряжениям) работы по расчистке трассы в пролетах опор 120-130 ВЛ <адрес> от кустарника, вырубка ДКР проводились ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ при патрулировании участков лесного фонда сотрудниками ГКУ УР «Завьяловское лесничество» было обнаружено, что в квартале <адрес> на площади <данные изъяты> га между опорами ПАО МРСК <данные изъяты> не обеспечено выполнение работ по очистке от горючих материалов (не убраны порубочные остатки, древесно-кустарниковая растительность).

Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, патрульной путевкой от ДД.ММ.ГГГГг. и фототаблицей, картой-схемой Завьяловского лесничества и иными материалами дела.

В силу пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" горючие вещества - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Следовательно, ветки, кусты, валежник, сухостой, срубленные кустарники и деревья, а также иные порубочные остатки, полученные при расчистке охранных зон линейных объектов, являются горючим материалом, и их нахождение в границах охранных зон линий электропередач в период пожароопасного сезона влечет нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.

Отменяя постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что в указанный в постановлении период времени выявления и фиксации правонарушения – 11 июня 2020 года филиалом «Удмуртэнерго» ПАО <данные изъяты> выполнялась работа по вырубке древесно-кустарниковой растительности и уборка порубочных остатков, что влечет недоказанность в действиях юридического лица объективной стороны вмененного правонарушения.

Вместе с тем, судом оставлено без внимания, что согласно ст. 16 ч.3 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

При этом, согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, в разделе №3, определяющем требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно пункту 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В соответствии с пунктом 19 указанных Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

В соответствии с пунктом 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.

Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.

Таким образом, в соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При выполнении работ по очистке просеки, на которой расположены линии электропередачи, должны были быть соблюдены и правила пожарной безопасности в лесах, а именно: часть лесного участка, на котором уже произведена рубка, должна быть расчищена от порубочных остатков, срубленная древесина должна быть очищена от сучьев, плотно прижата к земле, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Из анализа приведенных Правил следует, что обязанность производить очистку мест рубок от порубочных остатков, возложена на все время выполнения соответствующих работ и является обязательной для исполнения.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки", заключительные лесосечные работы к которым относится, в том числе очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков, должны проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414.

Делая вывод о том, что на момент выявления и фиксации правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ года выполнялась работа по вырубке древесно-кустарниковой растительности и уборка порубочных остатков, судом не приведено аргументов, подтверждающих обоснованность данного вывода.

Из представленных защитником распоряжений и следует, что работы по вырубке ДКР в промежутках опор проводились также ДД.ММ.ГГГГ. Документов, свидетельствующих о том, что на момент выявления правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ Обществом проводились работы по вырубке или очистке места вырубки от порубочных остатков, анализ доказательств таковых не приведен. Из представленной фототаблицы следует отсутствие людей и техники, свидетельствующих о выполнении каких-либо работ. Представленные не читаемые копии оперативных журналов не позволяют прийти к иному выводу.

Позиция защитника юридического лица о соблюдении предусмотренной п.35 Правил пожарной безопасности последовательности выполнения работ при осуществлении очистки просек, на которых находятся линии электропередачи, противоречит требованиям п.п. 16 и 34 Правил.

При таких обстоятельствах вывод судьи Завьяловского районного суда УР об отсутствии состава административного правонарушения не мотивирован и является преждевременным. Правовых аргументов, свидетельствующих о том, что соблюдение Правил пожарной безопасности поставлено в зависимость от особенностей технологических процессов осуществляемого ПАО МРСК Центра и Приволжья вида деятельности и определяемых им этапов выполнения работ, судом не приведено.

Таким образом, решение суда противоречит положению пункта 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае фактически отсутствует мотивированное решение по делу. Судьей районного суда не приведены мотивы принятого им решения об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, не дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, не опровергнуты изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении выводы с приведением правовых аргументов. Отсутствие мотивированного решения по делу является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в силу чего следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты, решение принято без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение по настоящему делу и подлежащих установлению, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела и привело к нарушению требований ст. 24.1, ст. 26.1 ст. 26.11 КоАП РФ.

Указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлиявшими на исход дела и не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно ч.3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении в нарушение статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были надлежащим образом проверены все обстоятельства, имеющие значение для дела, не была дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи районного суда подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы, срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, данное дело подлежит направлению на новое рассмотрение в районный суд.

При новом рассмотрении настоящего дела судье районного суда следует учесть вышеизложенное и принять по жалобе обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более тщательно исследовать все доказательства, другие данные по делу, на основании которых правильно установить фактические обстоятельства, дать им соответствующую оценку и принять решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Д.С.Г. удовлетворить.

Решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.32 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Публичного акционерного общества «<данные изъяты> отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.

Судья О.П. Чегодаева