ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-194/2022 от 23.03.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-194/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород 23 марта 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Свешников Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Тимохина А.Н. на постановление исполняющей обязанности начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области ФИО6 от 26 апреля 2021 года и на решение судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 05 августа 2021 года, по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора муниципального автономного учреждения культуры города Арзамаса «Парк культуры и отдыха им. А.П. Гайдара» (далее – МАУК г. Арзамас «ПКиО им. А.П. Гайдара») Тимохина ФИО7,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением исполняющей обязанности начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области ФИО6 от 26 апреля 2021 года должностное лицо – директор МАУК г. Арзамас «ПКиО им. А.П. Гайдара» Тимохин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 05 августа 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, Тимохин А.Н. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании Тимохин А.Н., защитник ФИО5 пояснили, что должностное лицо вышло за пределы проверки, а также, что вменяемые нарушения отсутствуют.

Ранее в судебном заседании должностное лицо, вынесшее по делу постановление ФИО6 просила отказать в удовлетворении жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Согласно ст.34 БК РФ, при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно п.1 ст.78.1 БК РФ предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Как установлено судьей первой инстанции, на основании соглашения «О порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели» от 18 апреля 2019 г. № 5, заключенного между департаментом культуры и туризма администрации города Арзамаса и Учреждением в лице директора Тимохина А.Н., Учреждению в 2019 году предоставлена субсидия в сумме 41885757,68 рублей, источником софинансирования, которой являются средства федерального и областного бюджетов в сумме 37697157,68 рублей.

Средства софинансирования субсидии из федерального и областного бюджетов предоставлены по соглашению от 5 июля 2019 г. № 22703000-1 -2019-005, заключенному между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области и администрацией город Арзамас.

В силу п. 1 Соглашения от 18 апреля 2019 № 5 целью предоставления субсидии является реализация муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа г. Арзамас на 2018-2022 годы».

Обязательства Учреждения по исполнению указанного Соглашения от 18 апреля 2019 г. № 5 предусмотрены пунктом 2.3 Соглашения, в числе которых: обеспечить целевое и эффективное использование средств субсидии.

Средства субсидии направлены Учреждением на оплату договора подряда от 4 июня 2019 № 1, заключенного между Учреждением и ООО «<данные изъяты>» на сумму 137141720 рублей.

Согласно договору подряда от 4 июня 2019 г. № 1: подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с действующими нормативными документами, проектно-сметной документацией; приемка выполненных работ по наименованию, качеству и количеству производится Заказчиком путем их визуального осмотра, контрольного замера объемов по месту выполнения работ, не менее чем указано в локально-сметных расчетах; оплата за выполненные работы производится в течении 15 дней с момента выполнения Подрядчиком объемов работ, на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3; при исполнении договора по согласованию с Заказчиком допускается поставка (использование) Подрядчиком товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством, такими характеристиками, указанными в договоре; материалы и (или) оборудование, предусмотренные проектно-сметной документацией, могут быть заменены по согласованию с Заказчиком при условии, что: технические, эстетические, габаритные, качественные и иные характеристики предлагаемых для замены материалов и (или) оборудования должны полностью соответствовать проектно-сметной документации, либо иметь улучшенные характеристики по сравнению с проектно-сметной документацией.

Работы по договору от 4 июня 2019 г. № 1 приняты по актам о приемке выполненных работ (КС-2) и оплачены Заказчиком в полном объеме в сумме 137141720 рублей.

Вместе с тем, проверкой проектно-сметной документации и актов о приемке выполненных работ по договору от 4 июня 2019 г. № 1 и сведениями, представленными Учреждением, по замерам скамеек, установлено, что в нарушение п.п. 1.2, 3.1, 4.2 договора по актам о приемке (КС-2) осуществлена приемка и оплата невыполненных работ, что привело к уменьшению объема выполнения работ для обеспечения муниципальных нужд на общую сумму 581371,9 рублей, а именно: по актам о приемке выполненных работ от 28.10.2019 № 38, от 21.11.2019 № 41 и от 13.12.2019 № 46 осуществлена приемка и оплата невыполненных работ по «укладке по фермам прогонов из досок» в объеме 13,8 куб. м на сумму 581371,9 рублей, из которых 541 386,8 рублей оплачено за счет средств областного бюджета.

При исполнении договора подряда от 04 июня 2019 г. № 1 по дополнительному соглашению от 12 августа 2019 г. № 7, заключенному Заказчиком в лице директора Учреждения Тимохина А.Н., сторонами договора в части работ по устройству покрытий тротуаров брусчаткой клинкерной в объеме 620 кв. м. заменена (п. 1.5 дополнительного соглашения) клинкерная плитка WK0452 200x100x52 мм WasterWalder (производство Германия), учтенная в первоначальной (конкурсной) сметной документации по цене 4137,34 рублей за кв. м, на клинкерную плитку ЛСР Лондон (200x100x50 мм, клинкер тротуарный красный Лондон, производство ООО «<данные изъяты>»),

Соответствующие изменения в части замены клинкерной плитки внесены в локальный сметный расчет ЛСР 02-01-02 (в редакции, согласованной <данные изъяты> 22.08.2019), утвержденный директором Учреждения Тимохиным А.Н.

Вместе с тем, в нарушение п. 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, текущий уровень цен на плитку ЛСР Лондон в сметной документации (4137,34 рублей за кв. м) определен не по фактической стоимости материала (1015 рублей за кв. м).

Фактическая стоимость клинкерной плитки ЛСР Лондон определена согласно предоставленным Подрядчиком (ООО «<данные изъяты>») документам.

Работы по устройству покрытий тротуаров клинкерной плиткой ЛСР Лондон приняты по актам о приемке выполненных работ КС-2 от 15.08.19 № 10, от 31.08.19 № 12, от 16.09.19 № 19, от 02.10.19 № 25, от 15.10.19 № 31, от 21.11.19 № 40, от 13.12.19 № 45 и оплачены в полном объеме на общую сумму 2611359,5 рублей по цене 4137,34 рублей за кв.м., что на 1826992,9 рублей больше фактической стоимости плитки ЛСР Лондон, из которых 1 559 511,6 рублей оплачено за счет средств областного бюджета.

В нарушение п.п. 2.1.30, 2.1.31 договора подряда от 04 июня 2019 г. № 1 габаритные характеристики замененного материала - клинкерной плитки ЛСР Лондон (200х100x50 мм), менее (по толщине) характеристик заменяемого материала - клинкерной плитки WK0452 WasterWalder (200х100x52 мм).

Оплата невыполненного объема работ по фермам прогонов из досок и клинкерной плитки ЛСР Лондон по цене выше фактической стоимости осуществлена в полном объеме.

Приемка и оплата невыполненных работ на сумму 581371,9 рублей и оплата клинкерной плитки ЛСР Лондон по цене выше фактической стоимости на 1826992,9 рублей привели к дополнительному расходованию средств бюджета на общую сумму 2408364,8 рублей, в том числе в сумме 930028,2 рублей за счет средств субсидии, предоставленных Учреждению по Соглашению от 18 апреля 2019 № 5.

Совершение действий по приемке и оплате невыполненных работ в нарушение п.п. 1.2, 3.1, 4.2 договора подряда от 4 июня 2019 г. № 1, по приемке и оплате клинкерной плитки ЛСР Лондон по цене, превышающей фактическую ее стоимость, в нарушение п.п. 2.1.30, 2.1.31 договора подряда от 04.06.2019 № 1, п. 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004) является нарушением п. 2.3.1 Соглашения от 18 апреля 2019 г. № 5 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, заключенного между департаментом культуры и туризма администрации города Арзамас и МАУК «Парк культуры и отдыха им. А.П.Гайдара», в части необеспечения эффективного использования средств субсидии.

В связи с изложенным, директор МАУК г.Арзамас «ПКиО им.А.П.Гайдара» Тимохин А.Н. признан виновным в том, что он не выполнил условие предоставления субсидии, указанное в и.2.3.1 соглашения от 18.04.2019 года №5: не обеспечил эффективное использование средств субсидии путем приемки в нарушение п.п.1.2, 3.1, 4.2 договора подряда от 04.06.2019 года №1 невыполненного объеме работ в сумме 581371,9 руб. и оплаты в нарушение п.п.2.1.30, 2.1.31 договора подряда от 04.06.2019 г. №1, п.4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004) материалов по цене, превышающую фактическую их стоимость на 1826992,9 руб.

Судья городского суда, рассмотрев дело по жалобе Тимохина А.Н., пришел к выводу об оставлении постановления должностного лица без изменения, однако данные выводы являются преждевременными, в связи со следующим.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности, в том числе ответственности за административные правонарушения.

По смыслу статей 49, 50 и 64 Конституции Российской Федерации и в силу конституционных требований справедливости и соразмерности, наличие вины является необходимым признаком состава правонарушения (и, соответственно, основанием привлечения к юридической ответственности), а бремя ее доказывания возлагается, по общему правилу, на уполномоченные органы государства и их должностных лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 25 апреля 2011 года N 6-П, от 18 мая 2012 года N 12-П и др.). Конкретизируя эти требования, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет принцип презумпции невиновности в сфере привлечения к ответственности за административные правонарушения: согласно его статье 1.5 лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

При этом применительно к физическому лицу данный Кодекс признает административное правонарушение совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2), и совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2); юридическое же лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляя в качестве одного из принципов административно-деликтного законодательства презумпцию невиновности, также исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело (часть 2 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5).

Судьей апелляционной инстанции установлено, что в приказах Министерства финансов Нижегородской области от [дата][номер], от [дата][номер]-п, от [дата][номер]-п, от [дата][номер]-п определено, что объектом контроля является администрация г. Арзамас Нижегородской области, в то время, как дело об административном правонарушении после проведенной проверки возбуждено в отношении должностного лица МАУК г. Арзамас «ПКиО им. А.П. Гайдара».

Данный факт судьей городского суда исследован не был, ему не была дана надлежащая оценка.

По изложенным обстоятельствам решение судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, обеспечить соблюдение процессуальных прав всех участников производства, а также установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать имеющиеся доказательства, в их совокупности, и принять законное и обоснованное решение, дав оценку каждым доводам
жалобы заявителя в полном объеме, исходя из установленных обстоятельств, обеспечив полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

Р Е Ш И Л :

решение судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 05 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора муниципального автономного учреждения культуры города Арзамаса «Парк культуры и отдыха им. А.П. Гайдара» Тимохина ФИО8 - отменить.

Возвратить дело на новое рассмотрение в Арзамасский городской суд Нижегородской области.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья Г.А. Свешников