ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-194/2023 от 22.08.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Номер изъят

УИД 38RS0Номер изъят-88

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 22 августа 2023 г.

Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном жалобу защитника Черновой О.И. в интересах ФИО1 на постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л :

19 июня 2023 г. старшим инспектором ОИАЗ МУ МВД России «Иркутское» ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1

Дело передано на рассмотрение в Кировский районный суд г. Иркутска.

Постановлением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июля 2023 г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник Чернова О.И. в интересах ФИО1, просит отменить постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июля 2023 г., производство по делу прекратить. В обоснование жалобы, защитник Чернова О.И. ссылается на то, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считает, что ФИО1 мирным образом выражала свое мнение о действиях Российских Вооруженных Сил в Украине, не имела цели дискредитировать использование Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддерживание международного мира и безопасности; к насилию, дискриминации или нарушению законодательства не призывала.

ФИО1, её защитник Чернова О.С., надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. В соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ) Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации.

В силу пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 10.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 2.1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.

На основании Указов Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 71 и № 72 Луганская и Донецкая Народные Республики признаны суверенными и независимыми государствами и Министерству обороны Российской Федерации поручено обеспечение на территории названных государств функций по поддержанию мира.

Постановлением от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации дал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

24 февраля 2022 г. на основании постановления Совета Федерации от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.

Как следует из материалов дела, ФИО1 совершила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, путем призыва к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины, эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, а именно: пользователь социальной сети «Вконтакте» с именем «ФИО1» (Номер изъят) размещала в интернете на своей открытой для всех пользователей странице «Вконтакте» под ник-неймом «ФИО1» информацию, направленную на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан.

4 мая 2023 г. в 18 часов 00 минут помощником прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму советником юстиции К. в ходе проверки сообщения Ж. от 17 апреля 2023 г.

Так, на странице социальной сети «Вконтакте» с именем «ФИО1 (Бертанович) (vk.com/Номер изъят) имелось 2270 подписчиков (друзья), страница открыта для всех пользователей социальной сети «Вконтакте», ФИО1 опубликовала записи: «Автоматическая повестка на смерть/ почему они не вызвали панику», «Обезглавленные пытки и обстрелы. Военные преступления России. Как РФ превратилась в ИГИЛ», «Моя страна совершила непоправимое. Потому что убили людей. Предстоит объяснить всей стране, что война была не ради чего, что не было никакой угрозы…» «Госдума приняла закон о повестках. Кто там шутил про крепостное право?.…», «не оставь нас, дядя Вова….», «Мобилизация, это почетное право вашего стада защищать нашу стаю». Под публикуемой ФИО1 информацией, направленной на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации, имеются отметки - нравится от 26 до 287, имеются репосты указанных публикаций, а также указано количество просмотров данных публикаций - от 309 до 1,4К (1400).

Действия ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 июня 2023 г.; обращением Ж., поступившее в прокуратуру области из Управления Роскомнадзора по Иркутской области; рапортом старшего оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Иркутской области Н. зарегистрированного в ДЧ ОП № 6 МУ МВД России «Иркутское» Номер изъятот 25 мая 2023 г.; объяснением Ж.; актом осмотра интернет - ресурса от 4 мая 2023 г. и иными материалами дела.

Оценка доказательств виновности ФИО1 в совершении правонарушения, приведенная в постановлении судьи Кировского районного суда г. Иркутска, соответствует требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана.

Не доверять вышеуказанным доказательствам, оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением закона, изложенные в них обстоятельства согласуются между собой и с фактическими данными, содержащимися в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, и отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 19 июня 2023 г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доверять сведениям, указанным в нем, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал указанный протокол допустимым доказательством и положил в его основу обжалуемого постановления, оценив по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Доводы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в публичных действиях, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 4 мая 2023 г. при проверке обращения Ж. выявлено, что ФИО1 разместила, опубликовала на своей странице «ФИО1» в социальной сети интернет «Вконтакте» для всеобщего обозрения записи: «Автоматическая повестка на смерть/ почему они не вызвали панику», «Обезглавленные пытки и обстрелы. Военные преступления России. Как РФ превратилась в ИГИЛ», «Моя страна совершила непоправимое. Потому что убили людей. Предстоит объяснить всей стране, что война была не ради чего, что не было никакой угрозы…» «Госдума приняла закон о повестках. Кто там шутил про крепостное право?.…», «не оставь нас, дядя Вова….», «Мобилизация, это почетное право вашего стада защищать нашу стаю».

На 7 июня 2023 г. пользователь социальной сети «Вконтакте» с именем «ФИО1Б. (vk.com/Номер изъят) заблокирован на территории РФ на основании решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 мая 2023 г. Номер изъят

Приведенные обстоятельства подтверждаются вышеперечисленными доказательствами.

Таким образом, действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о недопустимости нарушения права ФИО1 на свободу выражения мнений, несостоятельны, поскольку за действия, совершение которых вменяется ФИО1, предусмотрена административная ответственность.

Доводы жалобы о необоснованном отклонении заявленного ходатайства о назначении и проведении по делу об административном правонарушении лингвистической экспертизы, являются несостоятельными, поскольку по смыслу статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства в зависимости от конкретных обстоятельств дела. При этом отказ в удовлетворении ходатайства не свидетельствует о неполном и необъективном рассмотрении дела, поскольку имеющиеся доказательства являются достаточными для рассмотрения дела. Отказ в удовлетворении ходатайства мотивирован.

Рассмотрение дела без проведения экспертизы, не влияет на законность постановления судьи районного суда, поскольку совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

Доводы жалобы, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 не имеется.

Административное наказание назначено ФИО1 в размере менее минимального, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Черновой О.И. в интересах ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья П.И. Слепнёв