судья Летягин Е.В.
дело № 7-195/2021 / 21-75/2021
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 05 февраля 2021 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Пермского муниципального района по пожарному надзору от 17.03.2020, решение начальника 28 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 09.06.2020, решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 25.11.2020, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Пермского муниципального района по пожарному надзору от 17.03.2020 ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением начальника 28 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 09.06.2020 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 25.11.2020 указанное постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене вынесенных по делу актов, прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решения.
В судебном заседании в краевом суде ФИО1, извещенная о времени и месте, участие не принимала. Защитники Вшивцев И.С., Рубцова М.С., действующие по доверенности в интересах ФИО1, доводы жалобы поддержали.
Представитель надзорного органа государственный инспектор Пермского муниципального района 28 ОНПР С. возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила противопожарного режима), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что в ходе административного расследования за соблюдением требований в области пожарной безопасности, проводимой 28 ОНПР по Пермскому муниципальному району, установлен факт нарушения требований пожарной безопасности, а именно ФИО1 допустила строительство забора поперек переулка Долгий д. Берег Камы Пермского муниципального района на земельном участке с незарегистрированными правообладателями, тем самым допустив отсутствие сквозного проезда для пожарной техники (п.6 ст.63 Федерального закона от 22.05.2018 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.8.6 СП 4.13130.2013, п.11.5 СНиП 2.07.01-89*).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 как физического лица, к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С данным выводом должностного лица согласилось вышестоящее должностное лицо и судья Индустриального районного суда г. Перми.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств правонарушения выводы должностных лиц и судьи районного суда о нарушении ФИО1 положений вышеуказанных требований пожарной безопасности обоснованными признать нельзя.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают соответствующими полномочиями, предусмотренными статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 6 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно статье 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрены права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Таким образом, в приведённых должностным лицом нормах правил пожарной безопасности, на которые имеется ссылка как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении, не указано о возложении на граждан обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, к коим относится обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, такая обязанность возлагается на органы местного самоуправления.
Кроме того, пунктом 8.6 «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288) установлены требования к ширине проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Свода правил, он применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов (статья 65 названного Закона).
Указанных сведений в материалы дела должностным лицом не представлено.
В силу п.11.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) предусмотрены расчетные параметры улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов, их следует принимать по таблице 11.2, а также расчетные параметры улиц и дорог для средних и малых городов, их следует принимать по таблице 11.2а.
Вместе с тем, населённый пункт - деревня Берег Камы Кондратовского сельского поселения Пермского края, не может быть отнесена к городам, тем более крупным и большим.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о нарушении ФИО1 вменяемых пункта 8.6 СП 4113130.2013 и пункта 11.5 СНиП 2.07.01-89* имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами не подтверждены.
Выявленные административным органом нарушения относятся к первичным мерам пожарной безопасности. Формулировка описательной части обжалуемого постановления не позволяет установить объективную сторону правонарушений, вину ФИО1 в нарушении вмененных нарушений.
Указанные доводы и обстоятельства, на которые ссылалась ФИО1 при рассмотрении дела должностным лицом и при рассмотрении жалобы на постановление судьей районного суда, о недоказанности ее вины в совершении правонарушения, должной оценки не получили.
Таким образом, следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, постановление государственного инспектора Пермского муниципального района по пожарному надзору от 17.03.2020, решение начальника 28 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 09.06.2020, решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 25.11.2020 подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты (пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Пермского муниципального района по пожарному надзору от 17.03.2020, решение начальника 28 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 09.06.2020, решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 25.11.2020 отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья –подпись