ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-196/20 от 13.03.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

дело № 7-196/2020

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 13 марта 2020 года

Судья Астраханского областного суда Обносова М.В., при помощнике судьи Выстроповой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 16 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Правительства Астраханской области,

установил:

постановлением и.о. начальника межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области ФИО1 от 13 ноября 2019 года Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 16 декабря 2019 года постановление и.о. начальника отдела межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области ФИО1 от 13 ноября 2019 года отменено, производство по делу прекращено.

В жалобе начальник - отдела старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи, полагает, что решение Кировского районного суда г.Астрахани, вступившего в законную силу 16 декабря 2019 года не исполняется, какие-либо меры, направленные на получение необходимого финансирования Правительством Астраханской области для исполнения решения должником приняты не были.

В судебное заседание представитель Правительства Астраханской области, представитель МОСП ОИП УФССП России по Астраханской области не явились, от начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Заслушав судью, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно постановлению и.о. начальника межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области от 13 ноября 2019 года Правительство Астраханской области не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава- исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области от 06.09.2019 года об исполнении решения Кировского районного суда г.Астрахани о предоставлении ФИО2 благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

После 01 января 2013 года предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11 февраля 2002 года N 6/2002-03 «О защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 года N 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» постановлением Правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 года N 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В целях реализации указанного полномочия подпрограммой предусмотрено строительство жилых домов на территории Астраханской области для последующего их включения в состав специализированного жилищного фонда Астраханской области и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения.

Организация исполнения судебных решений, вступивших в силу до 01 января 2013 года, осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 22 августа 2013 года N 388-Пр «Об исполнении судебных решений», а также в рамках государственной программы «Дети Астраханской области» на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16 августа 2012 года N 352-П.

В целях реализации указанного полномочия подпрограммой предусмотрено строительство жилых домов на территории Астраханской области для последующего их включения в состав специализированного жилищного фонда Астраханской области и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 05.10.2019 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по МО «Город Астрахань» состоит 1179 лиц, у 911 лиц возникло право на обеспечение жилыми помещениями, из которых в отношении 367 были вынесены судебные решения.

В настоящее время более 367 решений не представляется возможным исполнить, ввиду отсутствия свободных жилых помещений для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Согласно информации министерства финансов Астраханской области от 25.03.2019 № 03-01-03-25/210 законом Астраханской области от 24.12.2018 № 116/2018-03 «О бюджете Астраханской области на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов» министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующем объеме: -2019 год 157,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 80,7 млн. рублей; -2020 год 176,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 83,9 млн. рублей; - 2021 год 360,7 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 83,9 млн. рублей;

В проекте Закона Астраханской области «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области увеличены бюджетные ассигнования на вышеуказанные мероприятия в 2019 на 100,0 млн. рублей, таким образом, общий объем ассигнований составил 257, 4 млн. рублей.

По информации министерства экономического развития Астраханской области от 26.03.2019 № 09-1-1/1763, в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 11.09.2015 № 458-П «О Порядке формирования перечня объектов капитальных вложений на очередной финансовый год и на весь период реализации объектов капитальных вложений, включенных в перечень объектов капитальных вложений на очередной финансовый год и на весь период реализации объектов капитальных вложений» перечень объектов капитальных вложений на очередной финансовый год и на весь период реализации объектов капитальных вложений формируется на основании предложений государственных заказчиков и утверждается Правительством Астраханской области на основании решения комиссии по проведению отбора объектов капитальных вложений для включения их в перечень объектов капитальных вложений.

Лимиты бюджетных ассигнований в рамках перечня объектов капитальных вложений на очередной финансовый год распределяются между объектами и мероприятиями капитальных вложений для оплаты кредиторской задолженности и первоочередных работ по социальным мероприятиям, а также для выполнения условий софинансирования.

В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2019 № 89-П «О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 25.10.2018 №432-П» на реализацию указанного мероприятия в 2019 году увеличены бюджетные ассигнования за счет бюджета Астраханской области на 100 млн рублей (общий объем составил 257,4 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 80,7 млн рублей, за счет средств бюджета Астраханской области - 176,7 млн рублей).

В связи с внесением изменений в Федеральный закон №159-ФЗ в части установления 01.01.2019 ограничения количества предоставляемых детям-сиротам жилых помещений в многоквартирном доме не более 25% от общего количества квартир в доме, вопрос дальнейшего строительства новых жилых домов и предоставления жилья на вторичном рынке в настоящее время прорабатывается.

Учитывая изложенное, при поступлении дополнительных доходов в бюджет Астраханской области в 2019 году, а также проработки нормативно-правовой базы по обеспечению жильем детей-сирот в многоквартирных домах, вопрос увеличения объема средств бюджета Астраханской области на реализацию вышеуказанного мероприятия будет рассмотрен комиссией по распределению дополнительных доходов.

По информации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 06.09.2019 № 03-02-05/14788, в рамках реализации государственной программы «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» министерство осуществляет полномочия по строительству жилых домов и приобретению жилых помещений на этапе строительства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из вышеизложенного следует, что решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Правительства Астраханской области, как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя ФИО2 отсутствует.

Установив эти обстоятельства, а также учитывая, что в действиях Правительства Астраханской области отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку расходные обязательства субъекта формируются на основании закона в пределах лимита бюджетных ассигнований, в 2019 году лимит бюджетных ассигнований на указанные цели распределен и срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя, является явно несоразмерным для исполнения решения суда по обеспечению жилым помещением, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях правительства Астраханской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что решение Кировского районного суда г. Астрахани не исполняется, какие-либо меры, направленные на получение необходимого финансирования Правительством Астраханской области для исполнения решения должником приняты не были, противоречат материалами дела.

Из материалов дела следует, что Правительством Астраханской области принимаются все возможные мероприятия по обеспечению граждан жилыми помещениями.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление судьи как незаконное и необоснованное, не установлено.

В этой связи, суд второй инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами и правилами, полагает решение суда первой инстанции от 16 декабря 2019 года о прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Правительства Астраханской области законным и обоснованным.

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении имеются сведения о том, что копию решения получена службой судебных приставов 07 февраля 2020 года, жалоба поступила в районный суд 14 февраля 2020 года, то с момента получения решения судьи, срок на его обжалования не пропущен.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО1 - без удовлетворения.