Судья Александрова Е.А. Дело № 7-197/2021
РЕШЕНИЕ
01 июня 2021 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Чагиной Н.Н. на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 4 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <должностного лица>ФИО1,
установил:
постановлением № 054/04/14.9-2321/2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (далее УФАС) Новосибирской области ФИО2 от 22 декабря 2020 года <должностное лицо> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обжаловал его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 4 марта 2021 года обжалуемое постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ в Новосибирский областной суд, защитник ФИО1 – Чагина Н.Н. просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что УФАС НСО мэрии города Новосибирска выдано предупреждение от 3 июня 2019 года № 054/01/15-1033/2019 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым предписано отменить постановление мэрии города Новосибирска от 09.06.2017 № 2667 «О предоставлении муниципальному казенному учреждению города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки». Наряду с предупреждением УФАС НСО, 26 июня 2019 года в мэрию города Новосибирска поступило обращение прокуратуры города Новосибирска по вопросу отнесения деятельности по предоставлению участка земли для погребения умершего к числу муниципальных услуг и о разработке и принятии соответствующего административного регламента.
Учитывая необходимость обеспечения непрерывной работы с обращениями граждан, реализующими гарантированные законодательством права на предоставление услуг по погребению умерших, издание постановления мэрии города Новосибирска о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками МКУ «Ритуальные услуги» до принятия административного регламента, определяющего уполномоченный орган по предоставлению муниципальной услуги от имени мэрии города Новосибирска, соответствующую процедуру и стандарт, не представлялось возможным.
28 июня 2019 года, принимая во внимание регламентные сроки, необходимые для организации по подготовке и изданию муниципальных правовых актов, включая процедуры оценки регулирующего воздействия и независимой экспертизы, мэрией города Новосибирска направлено обращение в Новосибирское УФАС о продлении срока исполнения предупреждения. При этом, мэрия города Новосибирска не уклонялась от исполнения предупреждения. Невыполнение предупреждения в срок было обусловлено необходимыми сроками для реализации вышеуказанных задач – перераспределением полномочий учреждения по предоставлению участка земли для погребения умершего и соответствующих изменений в бюджет города Новосибирска. В указанный период проводились необходимые организационно-правовые мероприятия. Реализация изменений в сфере организации ритуальных услуг без соответствующих изменений в бюджет города Новосибирска (перераспределения бюджетных средств на содержание земельных участков, занятых Гусинобродским, Северным, Южным, Клещихинским, Инским и Заельцовским кладбищами) невозможна. Для этого мэрией города Новосибирска была инициирована процедура внесения изменений в бюджет города Новосибирска, сессия планировалась на 18 марта 2020 года. Таким образом, мэрией города Новосибирска предпринимались все необходимые организационные мероприятия, направленные на исполнение предупреждения. Заявленные мэрией города Новосибирска ходатайства были отклонены Новосибирским УФАС России.
31 марта 2020 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области мэрии города Новосибирска выдано предписание № 054/01/15-1033/2019 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым предписано отменить постановление мэрии города Новосибирска от 09 июня 2017 № 2667 «О предоставлении муниципальному казенному учреждению города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки» и принять в свое ведение земельные участки, занимаемые Заельцовским кладбищем, Гусинобродским кладбищем, Клещихинским кладбищем, Инским кладбищем, Южным кладбищем, Северным кладбищем.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 30 июня 2020 № 1962 отменено постановление мэрии города Новосибирска от 09 июня 2017 № 2667, право постоянного (бессрочного) пользования муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» земельными участками прекращено. Предписание УФАС НСО от 31 марта 2020 года № 054/01/15-1033/2019 исполнено, полагает, что событие административного правонарушения отсутствует.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, а также проверив в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав пояснения защитника Литвинова М.М., прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 9 июня 2017 года № 2667 Муниципальному казенному учреждению «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (МКУ «Ритуальные услуги») предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, занимаемые Заельцовским, Гусинобродским, Клещихинским, Инским, Южным, Северным кладбищами.
МКУ «Ритуальные услуги» является некоммерческой организацией.
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (часть 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с Уставом учреждения целью его создания является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, исполнение муниципальных функций по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и исполнение муниципального задания за счет средств бюджета города Новосибирска, в том числе, предоставление участка земли (ниши стены скорби) для погребения умершего.
Кроме того, учреждение, согласно Уставу, может осуществлять виды деятельности, приносящие доход, которые относятся к коммерческой деятельности и свидетельствуют о том, что МКУ «Ритуальные услуги» осуществляет функции хозяйствующего субъекта. Данные выводы подтверждаются в том числе Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.10.2018 года по делу № А45-23312/2017.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специальной службы, Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» не предусмотрена.
Из положений статей 9, 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» следует, что устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не запрещает выполнение данной деятельности (деятельности по погребению) другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В связи с этим, предоставление МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» в пользование земель кладбищ обеспечивает ему преимущественные условия деятельности и создает угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг.
В связи с наличием в действиях мэрии города Новосибирска по изданию Постановления от 9 июня 2017 года № 2667 о передаче земельных участков кладбищ специализированной организации - признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 3 июня 2019 года ей было выдано предупреждение № 054/01/15-1033/2019 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отмены Постановления от 9 июня 2017 года № 2667 в срок до 28 июня 2019 года.
В связи с поступлением обращения Мэрии города Новосибирска срок исполнения предупреждения был продлен до 1 января 2020 года.
Мэрия города Новосибирска не выполнила предупреждение № 054/01/15-1033/2019 от 3 июня 2019 года.
В связи с неисполнением в установленный срок указанного предупреждения, на основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Мэрии города Новосибирска возбуждено дело № 054/01/15-1033/2019 от 21.01.2020 года по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решением комиссии Новосибирского УФАС России от 31 марта 2020 года был установлен факт нарушения мэрией города Новосибирска антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Порядком деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 08.12.2015 N 7053 организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в том числе полномочия в области погребения и похоронного дела, осуществляет департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (далее - департамент), специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба) в пределах предоставленных им полномочий.
Как следует из материалов дела, ФИО1 занимает должность <данные изъяты> и является должностным лицом, ответственным за исполнение решения Новосибирского УФАС России.
В соответствии с положениями Устава Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет мэрия города Новосибирска. От имени мэрии функции и полномочия учредителя осуществляет департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска и департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ и примечанием к ней, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Принимая во внимание приведенные положения закона, административный орган и судья районного суда обоснованно пришли к выводам о нарушении ФИО1 как должностным лицом требований антимонопольного законодательства, влекущих административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, полученных с соблюдением требований закона и которым в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.
Доводы заявителя об отсутствии события административного правонарушения опровергаются материалами дела.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
21 января 2020 года был издан приказ Новосибирского УФАС России № 10 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Соответственно, дело возбуждено по факту неисполнения мэрией города Новосибирска предупреждения Новосибирского УФАС России № 054/01/15-1033/2019 от 3 июня 2019 года. Правомерность приказа от 21.01.2020 № 10 о возбуждении дела № 054/01/15-1033/2019 о нарушении антимонопольного законодательства подтверждена решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22 мая 2020 г. по делу № А45-2787/2020.
Доводы о том, что процедура отмены постановления о передаче прав на земельные участки кладбищ требовала значительного времени в связи с необходимостью разработки административных регламентов, изменения структуры и численности соответствующего подразделения мэрии, внесения изменения в бюджет для финансирования увеличения штатов, не могут свидетельствовать об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности.
Правонарушением является издание постановления о передаче земельных участков, занимаемых общественными кладбищами, в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Ритуальные услуги», поскольку владение земельными участками создает для МКУ «Ритуальные услуги» преимущественное положение, а неисполнение предупреждения в срок более полугода явилось основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В целом постановление должностного лица и решение судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений и неясностей по делу не имеется.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, согласно санкции части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 4 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <должностного лица>ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Чагиной Н.Н. — без удовлетворения.
Судья Ю.А.Конева