Судья Буторина Г.В.
Дело №7-1996/2015 (21-26/2016)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 13 января 2016 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С. при секретаре Татарских К.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление инспектора ДПС отдельного взвода ДПС ГИБДД ОМВД России по Нытвенскому району от 16.09.2015 и решение судьи Нытвенского городского суда Пермского края от 19.11.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.15 КоАП РФ, в отношении заявителя,
у с т а н о в и л а:
Постановлением инспектора ДПС отдельного взвода ДПС ГИБДД ОМВД России по Нытвенскому району от 16.09.2015 №18810059140005808319 на ФИО1 наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Согласно постановлению ФИО1, управляя автомобилем Toyota-Landcruiser г/н **, 16.09.2015 в 17 часов 58 минут на 428 км автодороги М7 «Волга» в нарушение п.9.4 Правил дорожного движения, двигаясь вне населенного пункта, занимал крайнюю левую полосу при наличии свободной правой полосы движения.
Решением судьи Нытвенского городского суда Пермского края от 19.11.2015, принятым по результатам рассмотрения жалобы ФИО1. данное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, ФИО1 просит постановление от 16.09.2015 и решение от 19.11.2015 отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения, нарушение процессуальных требований при вынесении постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того, заявитель полагает возможным при наличии выводов о совершении им правонарушения применить ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1, его защитник адвокат Авдюков С.Е., действующий на основании доверенности, на удовлетворении жалобы настаивают.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.12.15 КоАП РФ нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Согласно 9.4 Правил дорожного движения вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
Как следует из материалов дела, деяние, вмененное ФИО1, имело место на 428 км автодороги М7 «Волга». Делая выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.15 КоАП РФ, должностное лицо, судья городского суда исходили из факта движения транспортного средства ФИО1 по левой полосе при свободной крайней правой полосе.
Согласно видеозаписи, дислокации дорожных знаков, пояснениям ФИО1, представленным им фотографиям автомобиль под управлением ФИО1 зафиксирован на подъеме, движущимся по основной полосе дороги в его направлении при наличии дополнительной правой полосы, обозначенной дорожными знаками 5.15.3 «Начало полосы» (начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения) и 5.15.5 «Конец полосы» (конец дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона).
Исходя из п.9.1 Правил дорожного движения дополнительная полоса является местным уширением проезжей части.
Пункт 3.1.1 Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 24.06.2002 №ОС-557-р) требует устройство дополнительных полос движения требуется на затяжных подъемах, пересечениях, а также на участках дорог, уровень загрузки которых превышает 0,6.
Исходя из п.п.5.1.8 данных Рекомендаций необходимо предусматривать устройство с правой стороны проезжей части дополнительных полос для движения автомобилей с низкими динамическими качествами в сторону подъема.
Отраслевым дорожным методическим документом «ОДМ 218.4.005-2010. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», утвержденным распоряжением Росавтодора от 12.01.2011 № 13-р, рекомендовано устройство дополнительных полос для движения тихоходного транспорта на подъемах.
Исходя из требований свода правил «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденных приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266, дополнительные полосы проезжей части в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока предусматриваются для грузового транспорта.
С учетом приведенных норм дополнительная полоса на подъеме справа предназначается для регулирования скоростного потока транспортных средств, для движения грузового транспорта и транспорта с меньшими скоростями.
С учетом изложенного требование п.9.4 Правил дорожного движения о недопустимости занимать левую полосу движения при свободной правой полосе на дополнительные полосы движения распространено быть не может.
В данном случае ФИО1, управляя транспортным средством, следовал по основной полосе движения, доказательства обязательного движения его транспортного средства по дополнительной полосе справа отсутствуют. Обязанность руководствоваться требованиями п.9.4 Правил дорожного движения у ФИО1 отсутствовала.
При таких обстоятельствах нарушение требований п.9.4 Правил дорожного движения ФИО1 вменено быть не может, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.15 КоАП РФ, в его действиях отсутствовал. В связи с этим постановление от 16.09.2015, решение от 19.11.2015 не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене. Производство по делу следует прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Кроме того, следует отменить, что видеозапись подтверждает объяснения ФИО1 о движении по дополнительной полосе в попутном направлении грузового транспорта, невозможности наблюдать совершаемые ФИО1 маневры до начала фиксации его автомобиля записывающим устройством вследствие профиля дороги.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление инспектора ДПС отдельного взвода ДПС ГИБДД ОМВД России по Нытвенскому району от 16.09.2015, решение судьи Нытвенского городского суда Пермского края от 19.11.2015 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – прекратить.
Решение вступило в законную силу.
Судья –