ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1/2015 от 09.02.2015 Томского областного суда (Томская область)

Судья Будаева Ю.А. Дело № 7-1/2015РЕШЕНИЕ    9 февраля 2015 года г. Томск

 Судья Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев дело по жалобе начальника нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) общества с ограниченной ответственностью «Томск-Терминал» (ООО «Томск-Терминал») Сеппа Е. В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 24 ноября 2014 года и постановление № 37НХ/Т-51дл от 16 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении начальника нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» Сеппа Е.В.,

 установил:

 постановлением главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора Г. № 37НХ/Т-51дл от 16 сентября 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 24 ноября 2014 года, начальник нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» Сепп Е.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

 Не согласившись с указанным постановлением, начальник нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» ФИО1 обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить и производство по делу прекратить. В обоснование приводит доводы о неправильном применении должностным лицом Ростехнадзора правовых норм. Указывает, что выводы, содержащиеся в решении судьи, не обоснованы ссылками на правовые акты и противоречат представленным им документам.

 Приводит довод, что нефтебаза (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» не является организацией, к которой применяются вышеизложенные нормативные правовые акты, поскольку не относится к категории химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.

 В судебном заседании начальник нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» ФИО1 доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить. Дополнительно пояснил, что деятельность нефтебаз определяется Правилами технической эксплуатации нефтебаз.

 Защитник ФИО1 Шушарин В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем судья в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ рассмотрел жалобу в его отсутствие.

 Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела­­­ об административном правонарушении, заслушав начальника нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» ФИО1, главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора Г., считавшего постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, прихожу к выводу о том, что решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 24 ноября 2014 года и постановление должностного лица от 16 сентября 2014 года не подлежит отмене по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года

 Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).

 Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, должны соблюдать обязанности, включая требования о соблюдении положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

 Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ст. 2 Закона N 116-ФЗ).

 Согласно подпункту «в» пункта 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

 Как указано в пункте 1.1 Правил 96, настоящие Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе способные образовывать паро-, газо-и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ (далее - ВВ).

 Согласно пункту 1.3. Правил N 96 данные правила предназначены для применения:

 а) при разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности;

 б) при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на объектах, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

 в) при проведении экспертизы промышленной безопасности проектной документации (документации), технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности ОПО, указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

 В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» нефтебаза (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» относится к опасным производственным объектам.

 Пунктом 7.30 приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 232 «Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз» определено, что для вертикальных стальных цилиндрических резервуаров предусматривается следующее оборудование:

 дыхательные клапаны, предохранительные клапаны, огневые предохранители;

 приборы контроля и сигнализации;

 противопожарное оборудование;

 приемо-раздаточные патрубки и хлопушки;

 сифонный водоспускной кран;

 люки-лазы;

 люки световые, люки замерные;

 вентиляционные патрубки.

 Пунктами 6 и 28 приказа Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» установлено, что техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

 до начала применения на опасном производственном объекте;

 по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

 при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

 после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

 По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

 Постановлением по делу об административном правонарушении № 37 НХ/Т-51дл от 16 сентября 2014 года начальник нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, чем нарушены положения статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утверждены приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96, что выразилось в отсутствии возможности регистрации приборами с автоматической записью и документированием случаев срабатывания датчиков загазованности, установленных в районе резервуарного парка, сливной эстакады, насосной, площадки вакуумных емкостей, площадки налива в автоцистерны, рабочей зоны Е-4, Е-5, рабочей зоны на причале,

 в Постоянном технологическом регламенте Томской перевалочной нефтебазы не содержится сведений о наличии в насосной нефтепродуктов средств автоматического непрерывного газового контроля и анализа,

 в Постоянном технологическом регламенте Томской перевалочной нефтебазы не регламентированы параметры процессов, определяющих взрывобезопасность операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ, а именно - скорости перемещения,

 в Постоянном технологическом регламенте Томской перевалочной нефтебазы не определена совокупность критических значений параметров технологического процесса,

 резервуары для хранения нефтепродуктов поз. Е-6/1,2; Е-7; Е-8; Е-9/1,2; Е-10 не оборудованы средствами контроля и управления опасными параметрами процесса, а именно: сигнализаторами минимального уровня нефтепродуктов и датчиками давления, чем также нарушен пункт 7.30 «Правил технической эксплуатации нефтебаз», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 №232, зарегистрировано Минюстом РФ 20.06.2003, регистрационный № 4785,

 средства контроля за параметрами, определяющими взрывоопасность процессов технологических систем (уровень, давление, температура, расход), не обеспечивают регистрацию показаний,

 устройство системы налива нефтепродуктов в автоцистерны на автомобильной наливной эстакаде не исключает возможность поступления горючих паров и газов в атмосферу при проведении наливных операций,

 устройство системы слива нефтепродуктов сливной железнодорожной эстакады не исключает возможность поступления горючих паров и газов в атмосферу при проведении сливных операций,

 не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности генераторов пены средней кратности стационарного типа ГПСС, установленных на резервуарах вертикальных стальных поз. Е-6/1,2; Е-7; Е-8; Е-9/1,2; Е-10 в связи с истечением срока службы, установленного производителем (дата выпуска 1997, срок службы до списания 10 лет), чем также нарушена статья 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, зарегистрированных в Минюсте России 26.12.2013, peг. № 30855

 в системах контроля, управления и ПАЗ допускается применение приборов, устройств и других элементов, отработавших свой назначенный срок службы, а именно: допускается применение сигнализаторов типа «СТМ-10» 1996 года выпуска, обработавших свой назначенный срок службы (10 лет). Например: датчики №№ 6078, 5523, 5539, 6049 (установлены в районе РВС Е-10); № 6254 (установлен в районе РВС Е-9/2); № 6306 (установлен в районе РВС Е-6/2); №№ 5692, 5845 (установлены в районе дренажной емкости Е-12); №№7450, 5981, 5749 (установлены в районе вакуумных емкостей),

 не выполнены условия дальнейшей безопасной эксплуатации технологических трубопроводов № Нп-1, Нп-3, Нп-4, Нп-7, Нп-8, Нп-12, Нп-16, Нп-17, Нп-18, Нп-19, Нп-20, указанные в заключениях промышленной безопасности, выданных НП ТЦТД «Химотест», peг. №№ 62-ТУ-ОО 154-2009, 62-ТУ-00156-2009, 62-ТУ-ОО 157-2009, 62-ТУ-ОО 159-2009, 62-ТУ-00160-2009, 62-ТУ-ОО 190-2009, 62-ТУ-ОО 163-2009, 62-ТУ-00193-2009, 62-ТУ-ОО 164-2009, 62-ТУ-ОО 194-2009, 62-ТУ-ОО 165-2009, а именно: не выполнена замена участков труб и/или их контроль экспертной организацией с установлением технического состояния и остаточного срока службы, чем также нарушены статья 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 28 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, зарегистрированных в Минюсте России 26.12.2013 peг. № 30855; пункты 5, 10 «Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденного приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195, зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 28.09.2009, регистрационный № 14894.

 на трубопроводах, по которым на автомобильную наливную эстакаду поступают нефтепродукты отсутствуют быстродействующие запорные устройства или задвижки с дистанционным управлением для отключения этих трубопроводов на случай возникновения аварий на эстакаде.

 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96, нарушение которых вменено ФИО1, устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, связанной с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим перевооружением, капитальным ремонтом, консервацией и ликвидацией ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности (пункт 1.4 Правил N 96).

 Таким образом, вышеуказанные Правила предъявляются к организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ.

 Между тем ни протокол об административном правонарушении, ни постановление должностного лица не содержат сведений о том, что проверенные объекты Общества относятся к опасным производственным объектам в сфере, регулируемой Правилами № 96, в связи с чем вменение ФИО1 нарушения Правил № 96 нельзя признать законным и обоснованным.

 Кроме того, материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что резервуары для хранения нефтепродуктов Е-6/1,2; Е-7; Е-8; Е-9/1,2; Е-10 не оборудованы средствами контроля и управления опасными параметрами процесса, напротив, из материалов дела об административном правонарушении следует, что на указанных резервуарах установлен указатель уровня. Указания на то, какие средства контроля и управления должны быть установлены на резервуарах для хранения нефтепродуктов, и правовое обоснование их установки материалы дела не содержат.

 Также, по мнению судьи, рассматривающего жалобу, материалами дела об административном правонарушении не подтверждена обоснованность вменения ФИО1 невыполнения условий дальнейшей безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, поскольку заключениями экспертиз промышленной безопасности, проведенных в 2009 году, обоснованность которых сомнения не вызывает и не оспаривалась при рассмотрении дела об административном правонарушении, установлен срок безопасной эксплуатации 20 лет с момента начала эксплуатации – до 2016 года. Из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении следует, что при проведении в 2011 году визуального и измерительного контроля трубопроводов, были выполнены рекомендации, установленные экспертизами промышленной безопасности, при этом повторного проведения экспертизы промышленной безопасности, как и безусловной замены элементов трубопровода, не требовалось, и установленный безопасный срок эксплуатации установлен за пределами даты проверки, проведенной Ростехнадзором.

 При таких обстоятельствах вынесенное должностным лицом Ростехнадзора постановление о привлечении к административной ответственности начальника нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» ФИО1 от 16 сентября 2014 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска, вынесенное по результатам его обжалования, подлежат изменению. Из постановления подлежит исключению вменение ФИО1 вышеуказанных нарушений, как необоснованное нормативно-правовыми актами в области промышленной безопасности и материалами дела об административном правонарушении.

 В то же время довод жалобы о необоснованности вменения ФИО1 необеспечения проведения экспертизы промышленной безопасности генераторов пены средней кратности стационарного типа ГПСС, установленных на резервуарах вертикальных стальных поз. Е-6/1,2; Е-7; Е-8; Е-9/1,2; Е-10, в связи с истечением срока службы, установленного производителем, отклоняется, поскольку их установленный срок службы истек и также вопреки доводам жалобы они являются самостоятельным техническим устройством, экспертиза и проверка состояния которых при проведении экспертизы промышленной безопасности резервуаров не проводились.

 При этом из постановления судьи подлежит исключению ссылка на приказ Минприроды России от 30 июня 2009 года № 195, поскольку приказом Минприроды от 8 апреля 2014 года № 173 он признан утратившим силу, что не влечет правильность выводов судьи о нарушении, выразившемся в отсутствии экспертизы промышленной безопасности.

 Наказание начальнику нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» ФИО1 назначено в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, поэтому основания для его снижения отсутствуют.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

 решил:

 постановление главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора Г. № 37НХ/Т-51дл от 16 сентября 2014 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 24 ноября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении начальника нефтебазы (Томская перевалочная нефтебаза) ООО «Томск-Терминал» ФИО1 изменить.

 Исключить указание на нарушение положений приказа Минприроды России от 30 июня 2009 года № 195 и Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96, Пунктом 7.30 приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 232 «Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз» и п. 28 приказа Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (невыполнение условий дальнейшей безопасной эксплуатации технологических трубопроводов).

 В остальной части постановление главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора Г. № 37НХ/Т-51дл от 16 сентября 2014 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 24 ноября 2014 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Судья Томского областного суда С.А. Воротников