ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2010/17 от 01.09.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №7-2010/2017

Судья: ВардугинИ.Н.

РЕШЕНИЕ

01 сентября 2017 года г. Челябинск

Судья Челябинского областного суда Смолин А.А., при секретаре Лысяковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Челябинский областной лесхоз», по жалобе законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Челябинский областной лесхоз» ФИО1 на постановление заместителя руководителя ЧОБУ «Увельское лесничество» Главного управления лесами Челябинской области от 27 июня 2016 года, решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 25 апреля 2017 года,

установил:

Постановлением заместителя руководителя ЧОБУ «Увельское лесничество» Главного управления лесами Челябинской области № 33 от 27 июня 2016 года общество с ограниченной ответственностью «Челябинский областной лесхоз» (далее ООО «Челябинский областной лесхоз», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Увельского районного суда Челябинской области от 25 апреля 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением должностного лица, законный представитель ООО «Челябинский областной лесхоз», директор ФИО1 обратился с жалобой в Челябинский областной суд. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при заключении договора аренды от 10 октября 2012 года не были установлены сроки выполнения лесохозяйственных мероприятий (отсутствовал Проект освоения лесов), который был утвержден в июле 2013 года, следовательно, по его мнению, до утверждения Проекта арендатор не имел права выполнять любые мероприятия. Обращает внимание на то, что в судебном заседании свидетель не смог пояснить, какой пункт договора аренды лесного участка, приложения к договору или Проекта освоения лесов устанавливает объемы выполнения мероприятий в 2015 году. Полагает, что поскольку Проект освоения лесов утвержден на срок 7 лет, постольку в течение данного периода арендатор и должен проводить соответствующие Проекту лесохозяйственные мероприятия, следовательно, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Полагает, что акт выполнения договорных обязательств от


2

11 января 2016 года, уведомления от 25 февраля 2016 года и 04 мая 2016 года составлены ЧОБУ «Увельское лесничество», не являющимся субъектом правоотношений, вытекающих из договора аренды лесного участка от 10 октября 2012 года. При этом сведений, свидетельствующих о нарушении каких-либо условий договора аренды, подписанных уполномоченными лицами Главного управления Лесами Челябинской области, в материалах дела не имеется. Указывает на отсутствие правомочий заместителя руководителя ЧОБУ «Увельское лесничество» на рассмотрение дела об административном правонарушении. Полагает, что названное учреждение не является структурным подразделением Главного управления Лесами Челябинской области.

Представитель ООО «Челябинский областной лесхоз» ФИО2 в суде апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивал.

Представитель ЧОБУ «Увельское лесничество» ФИО3 в суде возражал против удовлетворения доводов жалобы.

Законный представитель ООО «Челябинский областной лесхоз» ФИО1 в судебном заседание доводы жалобы поддержал.

Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оснований для отмены принятого решения не нахожу.

Согласно части 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно положениям ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Лесного кодекса РФ отчет об использовании лесов представляется юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети


3

"Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 66 Лесного кодекса РФ отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, 28 мая 2016 года, в ходе документальной проверки «Объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке» на территории конторы ЧОБУ «Увельское лесничество» по адресу <...> д. б/№ выявлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в нарушении условий договора аренды лесного участка № 718 от 10 октября 2012 года, а именно: не выполнение годовых объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке за 2015 год.

Факт совершения ООО «Челябинский областной лесхоз» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 33 от 15 июня 2016 года (л.д. 59-60), договором № 718 аренды лесного участка от 10 октября 2012 года (л.д. 77-86), отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении (л.д. 66-70), актом выполненных обязательств от 11 января 2016 года (л.д. 72), отчетом об охране и защите лесов, служебными записками лесничих А.Н.А. (л.д. 73) и П.И.А. (л.д. 74) уведомлениями от 25 февраля 2016 года и 04 мая 2016 года (л.д. 75, 76), отчетом об охране и защите лесов (л.д. 115) и другими материалами дела.

Выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Челябинский областной лесхоз» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, являются правильными и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Довод жалобы о том, что при заключении договора аренды от 10 октября 2012 года не были установлены сроки выполнения лесохозяйственных мероприятий (отсутствовал Проект освоения лесов), который был утвержден в июле 2013 года, следовательно, по мнению заявителя, до утверждения Проекта арендатор не имел права выполнять любые мероприятия, основанием к отмене вынесенного по делу решения служить не может.

Объективная сторона части 4 статьи 8.25 КоАП РФ выражается в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.


4

10 октября 2012 года между Главным управлением лесами Челябинской области и ООО «Челябинский областной лесхоз» заключен договор № 718 аренды лесного участка (л.д. 77-86).

В соответствии с п.п.3.4.11 - 3.4.14 указанного договора, арендатор обязан: Соблюдать на предоставленном ему в аренду Лесном участке Правила пожарной безопасности. В случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение. Проводить за свой счет противопожарное обустройство Лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора и Проекта освоения лесов. Ежегодные объемы противопожарных мероприятий приведены в приложении 5 Договора; соблюдать на предоставленном в аренду Лесном участке правила санитарной безопасности. Выполнять за свой счет санитарно-оздоровительные мероприятия: выборочно-санитарные рубки, сплошные санитарные рубки, уборку от захламленности и другие мероприятия, объемы и сроки санитарно-оздоровительных мероприятий приведены в приложении 5 Договора; выполнять за свой счет мероприятия по воспроизводству лесов и уходу за лесом в объемах и в сроки указанные в Проекте освоения лесов и в приложении № 5 к договору аренды; осуществлять лесохозяйственные работы за свой счет в объемах, установленных Проектом освоения лесов (на год), приведенных в приложении № 5 к договору аренды лесного участка (л.д.79).

Из анализа ежегодных объемов противопожарных мероприятий, приведенных в приложении 5 договора аренды лесного участка № 718 от 10 октября 2012 года и акта выполненных договорных обязательств от 11 января 2016 года следует, что мероприятия по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах, лесовосстановительные мероприятия, а также уход за лесом не выполнены, либо выполнены не в полном объеме, в частности: Пункт 3.4.11 проводить за свой счет противопожарное обустройство Лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора и Проекта освоения лесов. Реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров: План на 2015 год по договору и проекту лесов 10 км - объем за 2015 год не выполнен. Уход за минерализованными полосами: План на 2015 год по договору и проекту лесов 500 км - выполнено 381,36 км. Устройство противопожарных разрывов: План на 2015 год по договору и проекту лесов 1.0 км - объем за 2015 год не выполнен. Уход за противопожарными разрывами: План на 2015 год по договору и проекту лесов 6.0 км - объем выполнения 2.39 км. Проведение профилактического контролируемого выжигания: План на 2015 год по договору и проекту лесов 90.0 км - объем выполнения 65,88 км.

Пункт 3.4.12 Договора соблюдать на предоставляемом в аренду Лесном участке правила санитарной безопасности. Выполнять за свой счет санитарно-оздоровительные мероприятия: выборочные санитарные рубки, сплошные санитарные рубки, уборка от захламленности и другие мероприятия. Сплошные санитарные рубки: План на 2015 год по договору и проекту лесов 4,6 тыс. кб.м - объем выполнения 2,551 тыс. кб.м. Выборочные


5

санитарные рубки: План на 2015 год по договору и проекту лесов 5,6 тыс. кб.м - объем выполнения 2,814 тыс. кб.м. Биологические меры борьбы (развешивание скворечников): План на 2015 год по договору и проекту лесов 140/280 га/шт - объем выполнения 40/80 га/шт.

Пункт 3.4.14 Договора, осуществлять лесохозяйственные работы за свой счет в объемах, установленных Проектом освоения лесов (на год), приведенных в приложении 5 к договору. Посадка леса: План на 2015 год по договору и проекту лесов 70 га - объем выполненных работ 30,8 га. Уход за лесными культурами: План на 2015 год по договору и проекту лесов 170 га -объем выполненных работ 8,6 га. Дополнение лесных культур: План на 2015 год по договору и проекту лесов 60 га - объем выполненных работ -нет. Обработка почвы: План на 2015 год по договору и проекту лесов 70 га -объем выполненных работ -24,7 га.

Пункт 3.4.13 Договора, выполнять за свой счет мероприятия по воспроизводству лесов и уходу за лесом в объемах и в сроки, указанные в Проекте освоения лесов и приложении 5 договора. Уход за молодняками: План на 2015 год по договору и проекту лесов 39,5 га - объем выполнения 29,4 га. Прореживание: План на 2015 год по договору и проекту лесов 0,8 тыс. кб.м - объем за 2015 год не выполнен. Проходные рубки: План на 2015 год по договору и проекту лесов 3,7 тыс. кб.м - объем выполнения 1,09 тыс. кб.м. (л.д. 72, 83).

Таким образом, доводы заявителя об отсутствии нарушений условий договора аренды лесного участка № 718 от 10 октября 2012 года, не могут быть признаны обоснованными, поскольку условия Договора, приложение №5 к Договору содержат указания на как объем, так и на сроки выполнения мероприятий.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлено наличие события административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО «Челябинский областной лесхоз» имелась возможность для соблюдения требований лесного законодательства, за нарушение которого частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принцип презумпции невиновности нарушен не был, бремя доказывания распределено с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ. Каких-


б

либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу лица привлеченного к административной ответственности, по делу не усматривается.

Законность и обоснованность постановления должностного лица в полном объеме проверены судьей районного суда с соблюдением требований, установленных статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ.

Несостоятельны доводы о рассмотрении дела об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом. Исходя из положений ч. ч. 1,2 ст. 23.24.1 КоАП РФ от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), вправе рассматривать дела об административных правонарушениях (в том числе, предусмотренных статьями 8.24 - 8.27) руководители структурных подразделений этих органов и их заместители (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством). Вопреки доводам жалобы, постановление вынесено заместителем руководителя ЧОБУ «Увельское лесничество» ФИО4 в пределах своих полномочий.

Согласно п. 1.3 Устава ЧОБУ «Увельское лесничество» функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Челябинской области осуществляет Главное управление лесами Челябинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава ЧОБУ «Увельское лесничество» имеет право пресекать нарушения лесного законодательства, оформлять протоколы об административных правонарушениях, обеспечить их рассмотрение, направлять заявления в правоохранительные органы о привлечении нарушителей к ответственности в установленном порядке; осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства.

В связи с чем, ссылки заявителя на то, что акт выполнения договорных обязательств от 11 января 2016 года, уведомления от 25 февраля 2016 года и 04 мая 2016 года составлены ЧОБУ «Увельское лесничество», не являющимся субъектом правоотношений, вытекающих из договора аренды лесного участка от 10 октября 2012 года, о том, что названное учреждение не является структурным подразделением Главного управления Лесами Челябинской области, основанием к отмене обжалуемых актов не являются.

Иные доводы заявителя, приведенные в жалобе, не опровергают факт совершения Обществом вменяемого правонарушения, в связи с чем, подлежат отклонению как необоснованные.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, иное толкование последним норм КоАП РФ, не свидетельствует о нарушении норм материального права и несоблюдении процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и


7

объективно рассмотреть дело.

Назначенное ООО «Челябинский областной лесхоз» административное наказание соответствует санкции части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, назначено с учетом всех обстоятельств, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ, что соответствует содеянному, отвечает целям административного наказания, указанным в статье 3.1 КоАП РФ.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену принятого постановления при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Оснований для удовлетворения жалобы и отмены, вынесенных по делу, постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда,

решил:

Постановление заместителя руководителя ЧОБУ «Увельское лесничество» Главного управления лесами Челябинской области от 27 июня 2016 года, решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 25 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Челябинский областной лесхоз» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья:

А.А. Смолин