ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2019/2018/12-889/18 от 28.11.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья - Зюзикова А.А.

Дело № 7-2019/2018 / 12-889/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 28 ноября 2018 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания ФИО1, с участием защитника Иконникова А.В., рассмотрев в судебном заседании в жалобу защитника Иконникова Александра Вячеславовича на постановление судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 октября 2018 г. администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Иконников А.В., просит отменить постановление судьи городского суда, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения, поскольку проектом организации дорожного движения и схем дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, разработанном в 2013 г. не предусмотрено размещение упомянутой в протоколе разметки на ул. Краснооктябрьская. Разметка не предусмотрена схемой организации дорожного движения, следовательно, ее нанесение на дорожное полотно на указанном участке является незаконным, а вменение в вину ее отсутствие является необоснованным.

В судебном заседании в краевом суде защитник Иконников А.В. жалобу поддержал.

Законный представитель ФИО2, защитник Кашина В.М., будучи извещенными надлежаще, в судебном заседании в краевом суде, участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, являются юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017) дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Пунктом 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. № 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004) в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 19 августа 2018 г. в 15:00 час. при выезде на место дорожно-транспортного происшествия инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Губахинский» были выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно на дороге, проходящей по ул. Краснооктябрьская (по данной улице проходят регулярные автобусные маршруты) отсутствует горизонтальная дорожная разметка. В результате чего нарушены требования ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2004. Данные недостатки были зафиксированы актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19 августа 2018 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края протокола об административном правонарушении, и вынесения постановления о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Привлекая администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края к административной ответственности, судья городского суда пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ. Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда судья краевого суда не усматривает.

Факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 3 октября 2018 г., актом выявленных недостатков от 19 августа 2018 г., фотоматериалами, и иными материалами дела, которым судьей городского суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Действия администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Доводы жалобы о том, что в действиях администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края отсутствует состав административного правонарушения ввиду того, что проектом организации дорожного движения, схемой дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, разработанном в 2013 г. не предусмотрено размещение разметки на ул. Краснооктябрьская, не могут являться основанием для отмены судебного постановления в силу следующего.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Губахинский городской округ», к вопросам местного значения Губахинского городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 часть 1 статьи 8 Устава).

Согласно статье 14 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Статьей 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Пунктом 9 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 установлено, что в прочие работы по содержанию входит диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений; аудит безопасности дорожного движения; оценка освещенности автомобильных дорог; разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки; паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

В целях реализации пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. № 150 утвержден порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.

Данным порядком определен состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, требованиям технических регламентов.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения не реже одного раза в год.

По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.

Администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края является лицом, ответственным за содержание автодороги проходящей по ул. Краснооктябрьская г. Губаха

Таким образом, учитывая, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе разработка проекта организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в данном случае администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, в связи с чем неисполнение функций по реализации перечисленных выше требований законодательства напрямую влияет на процесс обеспечения безопасности дорожного движения и организации движения транспортных средств на территории городского округа. В данном случае ссылка на отсутствие разметки, поскольку она не предусмотрена проектом организации дорожного движения и схем дислокации дорожных знаков и разметки, разработанном в 2013 г., с учетом изложенного выше, во внимание принято быть не может.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом установлена, что нашло отражение в тексте оспариваемого постановления, в котором вопрос виновного совершения правонарушения исследован судьей городского суда с учетом всех обстоятельств дела, в том числе, заключения контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту дороги.

Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.

Административное наказание назначено администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края в пределах установленных санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Постановление о привлечении администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено.

При таком положении оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 октября 2018 г. оставить без изменения, жалобу защитника Иконникова А.В. - без удовлетворения.

Судья - (подпись)