ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2022/19 от 24.09.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Гурьева В.Л.

дело №7-2022/2019 (12-845)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 24 сентября 2019 года

Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Бевха В.П. на постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Пермгорэлектротранс»,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13.08.2019 муниципальное унитарное предприятие «Пермгорэлектротранс» (далее МУП «Пермгорэлектротранс», предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе защитник Бевх В.П., ссылаясь на незаконность судебного постановления, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что судьей неверно установлен факт совершения юридическим лицом инкриминированного ему административного правонарушения. Считает, что выводы судьи об умышленном и злостном уклонении предприятия от исполнения законных требований по обеспечению транспортной безопасности не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку лицо, назначенное ответственным за обеспечение транспортной безопасности, прошел обучение и аттестацию по программе повышения квалификации (К-3) в объеме 80 часов, при том, что программа повышения квалификации (К-1) предусматривает объем обучения 40 часов. Полагает о неверной квалификации действия (бездействия) юридического лица по ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, ссылаясь на то обстоятельство, что ранее предприятие к административной ответственности не привлекалось.

В судебном заседании защитник Бакутина Е.И., действующая по доверенности доводы жалобы поддержала, на удовлетворении жалобы настаивала. Законный представитель юридического лица ФИО1, извещённый о времени и месте, участия при рассмотрении жалобы в краевом суде не принимал.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, представителя административного органа ФИО2, выразившего несогласие с доводами жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

Часть 1 ст.11.15.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности) определено, что под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу ч.1 ст.4 названного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.12 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ).

Согласно п.1 ст.12 Закона «О транспортной безопасности» подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п.2 ст.85.1 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса РФ от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» введены программы подготовки сотрудников транспортной безопасности.

Из материалов дела следует, что МУП «Пермгорэлектросеть» осуществляет перевозки пассажиров электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения г.Перми.

В ходе проведения должностными лицами Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) в период с 21.05.2019 по 18.06.2019 внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица на основании распоряжения начальника управления №344 от 11.04.2019 выявлен факт неисполнения юридическим лицом требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности, а именно отсутствуют сведения о прохождении специальной профессиональной подготовки сотрудником, назначенным ответственным за обеспечение транспортной безопасности в СТИ и на ТС, в соответствии с Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, чем нарушены требования п. 7.2 ст. 1, п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; приложения 1, 2 к приказу Минтранса России от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».

Внеплановая проверка была проведена с целью государственного контроля (надзора) за исполнением МУП «Пермгорэлектросеть» выданного предписания №6ПР-31ГНЭТ/18 от 14.12.2018. О ее проведении юридическое лицо было извещено заблаговременно. Нарушений требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые бы повлияли на результаты проверки и ее законность, не допущены.

По результатам данной проверки составлен акт №ПР-12 ГНЭТ/19 от 18.06.2019, в котором отражено указанное выше нарушение.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из положений Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, МУП «Пермгорэлектросеть» является субъектом транспортной инфраструктуры, и в силу своего правового статуса обязано было принять все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что МУП «Пермгорэлектросеть» в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.

Утверждение защитника о том, что фактически П. прошел обучение по профессиональной программе повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта, поскольку Приказом Минтранса РФ от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности», введены отдельные виды программ подготовки для каждой категории сотрудников транспортной безопасности. Следовательно, лица, назначенные ответственными за транспортную безопасность, должны быть обучены по программам согласно требованиям Закона о транспортной безопасности и Требований ТБ.

При этом, согласно п.п.7 п.2 ст.2 Закона о транспортной безопасности одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

Целью типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, является повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать соответствующий работник транспортной безопасности, содержит учебный план, технико-педагогические условия ее реализации и формы аттестации.

Полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном ст.12.1 Закона о транспортной безопасности.

Довод жалобы о том, что предприятие необоснованно привлечено по ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, основан на неверном толковании норм закона и не влечет отмену постановления, поскольку предприятие, как субъект транспортной безопасности, не обеспечило надлежащую подготовку и аттестацию сотрудника в целях его допуска к работе на должности, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, что является неисполнением требований по обеспечению транспортной безопасности.

В п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» указано, что работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. При этом в п.7.2 ст.1 данного Федерального закона определено, что силы обеспечения транспортной безопасности - это лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Административное наказание МУП «Пермгорэлектросеть» назначено с соблюдением установленного срока давности для данной категории дел, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13.08.2019 оставить без изменения, жалобу защитника Бевха В.П. – без удовлетворения.

Судья – подпись-