ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-204/19ГОДА от 22.03.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Апостолов К.В. дело №7-204/2019 года

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 22 марта 2019 года

Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,

при секретаре Смахтиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области на постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Астраханской области от 30 ноября 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 07 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Астраханской области от 30 ноября 2018 года ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области обратилось с жалобой, просило его отменить.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 07 февраля 2019 года постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Астраханской области от 30 ноября 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области - без удовлетворения.

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области обратилось с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения суда, указав, что нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнение с работы, перевода на другую работу, на осужденных не распространяются. Кроме того, при ознакомлении осужденных с приказами, подписи осужденные ставили не в самом приказе, а в отдельной выписке или листах ознакомления. Оплата труда осужденных в ночное время была установлена в соответствии с внутренними приказами Учреждения.

Выслушав представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Астраханской области ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 22 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения 25 октября 2018 года, выездной проверки в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, установлено, что приказом начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области от 22 октября 2018 года № 455-с «Об увольнении осужденного ФИО12 осужденный ФИО12 уволен с должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с 19 октября 2018 года, то есть датой, предшествующей изданию приказа. Аналогичные нарушения выявлены при изучении приказов об увольнении осужденных ФИО14 № 449-ос от 19 октября 2018 годаФИО15. № 417-ос от 01 октября 2018 года. Приказом начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области от 17 октября 2018 года № 441-ос назначены подсобными рабочими 8 осужденных и 2 осужденных переведены на другие должности, однако на момент проверки 25 октября 2018 года осужденные с приказом не ознакомлены. Аналогичные нарушения выявлены при изучении приказов №45б-ос от 22 октября 2018 года, №455 от 22 октября 2018 года, №453-ос от 19 октября 2018 года, №455-ос от 22 октября 2018 года, №427-ос от 04 октября 2018 года. Приказом начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области от 22 сентября 2017 года №38б-ос осужденный ФИО16 с 222 сентября 2017 года привлечен к трудовой деятельности в качестве оператора котельной с окладом 3389 рублей, приказом начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по области от 11 января 2018 года №2-ос осужденный ФИО17 с 09 января 2018 года привлечен к трудовой деятельности в качестве оператора котельной второго квалифицированного уровня с окладом 3389 рублей, приказом начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области от 04 июля 2017 года №255-ос осужденный ФИО18 с 04 июля 2017 года привлечен к трудовой деятельности в качестве оператора котельной с окладом 3389 рублей. Согласно табелю учета рабочего времени за сентябрь 2018 года, ФИО16., ФИО17ФИО18 осуществляли трудовую деятельность в ночное время. Осужденные ФИО16 отработал 72 часа, ФИО18 - 120 часов, ФИО17.- 48 часов, однако согласно представленных работодателем расчетных листов на данных осужденных за сентябрь 2018 года, работа в ночное время работодателем оплачена не была, что является нарушением статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации. В исправительном учреждении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области отсутствует нормативный документ устанавливающий размер оплаты труда осужденным в ночное время, установлено, что отсутствует дата утверждения графика сменности за август-сентябрь 2018 года на операторов котельной, и подписи об ознакомлении с графиком работников.

По данному факту 27 ноября 2018 года в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области административного правонарушения подтверждается: информацией Астраханской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области о выявленных нарушениях от 01 ноября 2018 года, протоколом об административном правонарушении от 27 ноября 2018 года и другими материалами дела в их совокупности.

Совершенное ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проверки законности и обоснованности решения судьи районного суда установлено, что выводы судьи основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы, оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Доводы жалобы о том, что нормы трудового законодательства не распространяются на осужденных к лишению свободы, являются несостоятельными.

Как следует из содержания части 2 статьи 103, части 1 статьи 104, части 3 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации нормы трудового права, регулирующие порядок заключения трудового договора, приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, не распространяются на осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы. Однако, в части материальной ответственности осужденных, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда, то согласно части 1 статьи 102, части 1 статьи 104, части 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации законодательство о труде распространяется на осужденных в полном объеме.

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением осужденными трудовой деятельности, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.

Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом положения данных статей не содержат исключений для осужденных к лишению свободы.

При таких обстоятельствах, административный орган и судья районного суда, исследовав представленные доказательства, обоснованно пришли к выводу о доказанности нарушения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области обязанности оплаты работы в ночное время в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным доводы жалобы об установлении доплаты в соответствии с приказом ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области в размере 20 % от часовой ставки за каждый час работы, во внимание не принимаются, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Утверждение подателя жалобы о том, что сотрудниками по трудовой адаптации осужденных проводится работа по ознакомлению с приказами, но в связи с особенностью контингента, подписи об ознакомлении осужденные ставили не в оригинале приказа, а в выписке или листах ознакомления, не освобождает ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области от соблюдения требований трудового законодательства.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с постановлением о привлечении к административной ответственности и на законность вынесенных актов не влияют.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Астраханской области от 30 ноября 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 07 февраля 2019 года оставить без изменения, жалобу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области – без удовлетворения.

Судья Д.Р. Хаирова