судья Чернышева Ю.Ю.
дело № 7-205/2021 / 21-85/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 11 февраля 2021 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу защитника К1. на решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 14.12.2020, постановление начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 05.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л а:
Постановлением начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 05.10.2020 № 59042026900054200002 исполнительный директор Некоммерческого партнерства «***» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 14.12.2020, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы защитника ФИО1 по доверенности К1., данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник К1. просит об отмене принятых по делу актов и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении жалобы в краевом суде ее заявитель К1., ФИО1, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, в пп. «а» п.7 ч.1 ст.1 которого нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с п.п. «а» и «б» п.6 данной статьи.
Подпункт «б» п.6 ч.1 ст.1 названного Федерального закона резидентами признает постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (пп. «б» п.9 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
Как следует из материалов дела, при проведении налоговым органом на основании ч.1 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» документарной проверки соблюдения НП «***» валютного законодательства Российской Федерации установлено, что организацией 20.12.2018 были выплачены из кассы НП «***» наличные денежные средства, минуя банковские счета в уполномоченных банках, гражданину Республики Узбекистан К2. (подсобный рабочий, трудовой договор б/н от 18.01.2018).
28.09.2020 старшим государственным налоговым инспектором ИФНС России по Свердловскому району г. Перми в отношении должностного лица НП «***» - исполнительного директора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что НП «***» во исполнение обязательств по трудовому договору б/н от 18.01.2018 осуществило выплату заработной платы сотруднику – нерезиденту гражданину Республики Узбекистан К2. путем выдачи наличных денежных средств, минуя банковские счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в сумме 6525 рублей; согласно письму ОП №7 (дислокация Свердловский район) УМВД России по г. Перми от 13.03.2020 №24/14/111947 у данного иностранного гражданина отсутствует вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации.
Нарушение ч.2 ст.14 названного выше Федерального закона послужило основанием для привлечения руководителя ФИО1 с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ и примечания к ней к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что выплата заработной платы работнику-нерезиденту является нарушением ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом судебном акте, не имеется.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28.09.2020, актом проверки соблюдения валютного законодательства от 04.09.2020, платежной ведомостью от 10.12.2018 №53, ответом ОП №7 (дислокация Свердловский район) УМВД России по г. Перми от 13.03.2020 №24/14/111947. Обстоятельства нарушения требований валютного законодательства заявителем в настоящей жалобе не оспариваются.
Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной. Выплата заработной платы работнику –иностранному гражданину, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (пп. «а» п.7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (ч.2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. При этом ч.2 названной статьи в редакции, действовавшей в юридически значимый период, предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках. В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
При таком положении заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Допустив осуществление выплаты заработной платы работнику – иностранному гражданину - нерезиденту через кассу организации, минуя банковские счета, исполнительный директор НП «***» нарушил требования валютного законодательства, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ для должностных лиц, является справедливым и соразмерным содеянному.
Относительно доводов жалобы, то вопреки им, на дату рассмотрения жалобы судьей районного суда срок давности привлечения к административной ответственности не истек, кроме того, по смыслу ч.1 ст.4.5 и п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ его истечение на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абз. 8 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации составляет два года и исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что днем совершения настоящего административного правонарушения является день выдачи К2. заработной платы - 20.12.2018, что подтверждается соответствующей платежной ведомостью.
Постановление о назначении административного наказания вынесено начальником ИФНС России по Свердловскому району г. Перми 05.10.2020, то есть в пределах установленного срока давности.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 14.12.2020, постановление начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 05.10.2020 оставить без изменения, жалобу защитника К1. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись