ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-205/2022 от 06.04.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 06 апреля 2022 года № 7-205/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Коничева А.А., рассмотрев жалобу защитника непубличного акционерного общества «СВЕЗА Новатор» ФИО1 на решение судьи Тотемского районного суда Вологодской области от 01 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25, частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении непубличного акционерного общества «СВЕЗА Новатор»,

установила:

постановлением начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 от 08 сентября 2021 года № 20/86 непубличное акционерное общество «СВЕЗА Новатор» (далее - НАО «СВЕЗА Новатор», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25, частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности, защитник НАО «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО1 обратилась с жалобой в суд, просила отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и нарушением процессуальных требований КоАП РФ, допущенных в ходе производства по делу.

Решением судьи Тотемского районного суда от 01 февраля 2022 года постановление заместителя начальника Тотемского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 № 20/86 от 08 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ и ч.2 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении НАО «СВЕЗА Новатор», оставлено без изменения, жалоба защитника НАО «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе защитник НАО «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО1, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения и нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, просит постановление должностного лица от 08 сентября 2021 года и решение судьи от 01 февраля 2022 года отменить, производство по делу прекратить на основании ч.2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ. Обращает внимание, что акт по проведению патрулирования от 26 июля 2021 года является недопустимым доказательством, а сотрудники лесничества не вправе осуществлять полномочия по патрулированию.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Положениями части 2 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу п.4 Правил заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года №993, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта).

Согласно п.п.б п.20 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают установку столбов на углах лесосек, к которым произведена инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, а также фиксацию остальных углов лесосек.

В силу п.23 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, в углу лесосеки, к которому произведена ее инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, устанавливается столб диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбе делается надпись с указанием номера квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который запланирована рубка, номера лесосеки и ее эксплуатационная площадь в гектарах.

Для фиксации остальных углов лесосеки могут устанавливаться столбы произвольного диаметра без надписей или использоваться растущие деревья, на которых делаются соответствующие отметки (яркая лента, липкая лента, краска, затески).

В силу статьи 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений (часть 1). Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов (часть 2).

Согласно пункту 1 приложения №1 к приказу Минприроды России от 27 июня 2016 года №367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа. Технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. Выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления.

Из материалов дела следует, что НАО «СВЕЗА Новатор» на основании договора аренды лесного участка от 19 октября 2017 года № 06-01-05/72-2017 использует лесные участки, в том числе, лесной участок, включающий в себя Михайловское участковое лесничество, лесной квартал №9, где осуществляет заготовку древесины.

26 июля 2021 года в 10 часов 30 минут в ходе проведения патрулирования в квартале 9 Михайловского участкового лесничества Тотемского лесничества было установлено, что НАО «СВЕЗА Новатор» в целях заготовки древесины (лесная декларация от 18 июня 2021 года) в период с июня по июль 2021 года произвело разрубку дороги в выделах ... в квартале 9 Михайловского участкового лесничества не в соответствии с проектом освоения лесов и лесной декларацией (разрубка дороги проведена вдоль квартальной просеки, на данном участке имеет ширину 18 м, что больше ширины дороги, установленной лесной декларацией от 18 июня 2021 года и проектом освоения лесов); не обозначило на местности границы лесосеки - дороги в выделах ... в квартале ... Михайловского участкового лесничества; в выделе ... в квартале ... Михайловского участкового лесничества отсутствует лесосечный столб диаметром не менее 12 см и высотой не менее 1,3 м над землей с указанием номера квартала и выделов, формы и площади рубки, года рубки, к которому произведена привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам и другим постоянным ориентирам; произвело лесосечные работы (в том числе рубку лесных насаждений) по строительству объекта лесной инфраструктуры - лесной дороги в выделах ... в квартале ... Михайловского участкового лесничества в отсутствие технологической карты лесосечных работ (технологическая карта лесосечных работ на указанную дорогу не составлялась).

Согласно приказу №30 от 23 июля 2021 года в соответствии с Планом мероприятий по контролю (патрулированию) по Тотемскому территориальному отделу - государственному лесничеству Департамента лесного комплекса на июль 2021 года, в целях выявления, пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства лесопользователями и иными лицами на территории лесного фонда Тотемского лесничества приказано ФИО2, ФИО3 провести патрулирование по выявлению, пресечению и предотвращению нарушений лесного законодательства лесопользователями и иными лицами 26 июля 2021 года на территории лесного фонда Михайловского участкового лесничества, квартал 9.

Согласно акту по проведению патрулирования от 26 июля 2021 года установлено, что лесосечные работы по строительству объекта лесной инфраструктуры - лесной дороги выполнены, лесные насаждения вырублены в полном объеме, сделана выстилка, произведена отсыпка, дорога оканавлена с обеих сторон на всей протяженности. Технологическая карта на указанную дорогу не составлялась. Разрубка дороги в выделах ... в квартале ... Михайловского участкового лесничества проведена вдоль квартальной просеки. Ширина дороги от отметки краской на деревьях до противоположной стороны составила 18 метров, а не 14,9 м, как предусмотрено лесной декларацией и проектом освоения лесов. В точке №1 по Приложению №4 к лесной декларации от 18 июня 2021 года отсутствует лесосечный столб диаметром не менее 12 см и высотой не менее 1,3 м с соответствующими надписями.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения НАО «СВЕЗА Новатор» к административной ответственности по части 2 статьи 8.25 КоАП РФ.

Факт совершения НАО «СВЕЗА Новатор» административного правонарушения и его вина подтверждаются собранными в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколами об административном правонарушении, актом по проведению патрулирования от 26 июля 2021 года, договором аренды от 19 октября 2017 года и другими материалами дела, оцененными должностным лицом при вынесении постановления и судьей районного суда при рассмотрении жалобы в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения НАО «СВЕЗА Новатор» к административной ответственности не нарушены.

Довод жалобы о том, что акт по проведению патрулирования от 26 июля 2021 года является недопустимым доказательством, а сотрудники лесничества не вправе осуществлять полномочия по патрулированию, несостоятелен.

В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу положений ч.3 ст.98.2 ЛК РФ должностные лица уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять систематическое патрулирование лесов, определять состояние лесов, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанным с нарушениями требований лесного законодательства, выявленными в ходе осуществления систематического патрулирования лесов.

Согласно Перечню должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Вологодской области, утвержденному приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 28 января 2014 года №104, значатся заместители начальников, ведущие специалисты территориальных отделов - государственных лесничеств - заместители старших государственных лесных инспекторов лесничеств.

Исходя из толкований положений ст.98.2 ЛК РФ не следует, что лесная охрана проводится только в отношении граждан, в связи с чем отсутствуют основания для признания акта по патрулированию недопустимым доказательством.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 8.25 КоАП РФ, при назначении наказания требования статей 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены, назначенное наказания в полной мере соответствует характеру и тяжести совершенного деяния.

Всем иным доводам защитника НАО «СВЕЗА Новатор», изложенным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда дал надлежащую правовую оценку, признал их необоснованными и отклонил по изложенным в судебном акте мотивам, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановлений и решения, не установлено.

При таких обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным, жалоба - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Тотемского районного суда Вологодской области от 01 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника непубличного акционерного общества «СВЕЗА Новатор» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Вологодского областного суда А.А. Коничева