ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-205/2022 от 31.08.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД: 69MS0018-01-2021-007057-71

Дело № 7-205/2022 судья Бурякова Е.В.

РЕШЕНИЕ

31 августа 2022 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу П.Н.М. на постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 11 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области П.Н.М.,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Твери от 11 июля 2022 г. исполняющая обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области П.Н.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (т. 1 л.д. 140-152).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, П.Н.М. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, признав правонарушение малозначительным с объявлением устного замечания. В обоснование доводов жалобы, не оспаривая обстоятельства вменного правонарушения, указывает, что нарушение ею бюджетного законодательства произошло по независящим от неё причинам, так как были предприняты все возможные и зависящие от нее меры с целью соблюдения законодательства. Считает, что действовала в ситуации крайней необходимости с целью устранения риска более серьезного нарушения законодательства Российской Федерации, поскольку национальный проект «<данные изъяты>» в Тверской области находился под угрозой срыва. Со ссылкой на положения статьи 2.9 КоАП РФ, полагает, что с учетом её действий в условиях крайней необходимости, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и наступления каких-либо последствий, незначительного нарушения сроков, а также совершения правонарушения впервые объявление устного замечания будет отвечать целям административного наказания (т. 2 л.д. 157-160).

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав П.Н.М., поддержавшую жалобу по доводам в ней изложенным, и пояснившей, что не подписание соглашений влекло не только не выполнение программы, но и возврат денежных средств в федеральный бюджет и штрафные санкции с субъекта, прокурора З.Я.А., критиковавшую доводы жалобы, оснований к отмене или изменению судебного акта не усматриваю.

В силу 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Постановлением Правительства Тверской области от 27 января 2020 г. № 9-пп утверждены Правила формирования, представления и распределения субсидий из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области (далее – Правила № 9-пп).

На основании пункта 3 Правил № 9-пп исполнительные органы государственной власти Тверской области, до которых как получателей средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий разрабатывают проекты нормативных правовых актов Правительства Тверской области, устанавливающих порядки предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований или вносящих изменения в ранее утвержденные порядки предоставления субсидий.

Согласно пункту 4 Правил № 9-пп, порядки предоставления субсидий должны содержать в том числе цели, условия предоставления субсидий, уровень софинансирования расходного обязательства, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий порядок оценки эффективности и перечень результатов использования субсидий.

В соответствии с пунктами 8, 9 Правил № 9-пп определено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого в соответствии с утвержденными Правительством Тверской области порядками предоставления субсидий. Соглашение заключается в срок не позднее одного месяца со дня утверждения распределения субсидий между муниципальными образованиями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Порядок предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на поддержку отрасли культуры утвержден постановлением Правительства Тверской области № 112-пп 5 марта 2021 г. (далее – Порядок № 112).

Итоги конкурсного отбора по предоставлению субсидий подведены, конкурсной комиссией по предоставлению субсидий из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на поддержку отрасли культуры по направлениям «Реализация мероприятий по модернизации муниципальных детских школ искусств по видам искусств», «Приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств по видам искусств» 11 марта 2021 г.

Постановление Правительства Тверской области «О распределении из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на поддержку отрасли культуры в 2021 году» № 212-пп принято 15 апреля 2021 г.

Как следует из материалов дела исполняющим обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области П.Н.М.ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены Соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области бюджету муниципального образования Тверской области на поддержку отрасли культуры с шестью муниципальными образованиями (администрацией города <адрес> городских округов) на приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств по видам искусств на сумму тыс. руб. в нарушение пунктов 8, 9 Правил № 9-пп, поскольку на день заключения указанных соглашений отсутствовали Порядок предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на поддержку отрасли культуры принят ДД.ММ.ГГГГ, итоги конкурсного отбора по предоставлению субсидий ни конкурсного отбора подведены ДД.ММ.ГГГГ, постановление Правительства Тверской области о распределении из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на поддержку отрасли культуры в году, которым распределены субсидии муниципальным образованиям, принято 15 апреля 2021 г. № 212-пп, тем самым совершено правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и виновность П.Н.М. в совершении вмененного административного правонарушения в полном объеме подтверждаются собранными по делу доказательствами приказом председателя Комитета по делам культуры Тверской области № 48-к о назначении на должность заместителя председателя Комитета по делам культуры Тверской области, начальником отдела координации деятельности государственных учреждений культуры Комитета по делам культуры Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 18); распоряжением Губернатора Тверской области № 62-рг от 13 февраля 2020 г. о возложении обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области на П.Н.М. (т. 1 л.д. 19); должностным регламентом председателя Комитета по делам культуры Тверской области, утвержденным Губернатором Тверской области ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 20-34); соглашениями о предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области бюджету муниципального образования Тверской области на поддержку отрасли культуры от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (т. 1 л.д. 44-97); соглашениями о предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области бюджету муниципального образования Тверской области на поддержку отрасли культуры от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (т. 1 л.д. 98-149); дополнительными соглашениями к соглашению о предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области бюджету муниципального образования Тверской области на поддержку отрасли культуры с приложением (т. 1 л.д. 150-157); заключением по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации на территории Тверской области региональных проектов в рамках национального проекта «Культура» за 1 полугодие 2021 года» - т. 1 л.д. 203-239; положением о комитете по делам культуры Тверской области, с постановлением об утверждении Положения № 225 от 19 апреля 2021 г. (т. 1 л.д. 245-263); постановлением заместителя прокурора Тверской области от 29 октября 2021 г., вынесенного в присутствии П.Н.М., которой разъяснялись положения статьи 51 Конституции РФ и статьи 25.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 2-6), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ. Действия П.Н.М. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки позиции заявителя, указываемые им в жалобе, обстоятельства не свидетельствуют о возможности применения положений статьи 2.7 КоАП РФ, обстоятельства, характеризующие крайнюю необходимость, отсутствуют.

Административное наказание назначено П.Н.М. в минимальных пределах санкции части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статьи 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым и соответствует целям административного наказания.

Оснований, позволяющих признать совершенное заявителем административное правонарушение малозначительным и освободить П.Н.М. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ с учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной значимости, и положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не усматриваю.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Административная ответственность в данном случае наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение вреда. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в связи с чем, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного П.Н.М.

Допущенное исполняющей обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области П.Н.М. административное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.

Нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства, а также нарушает права граждан.

Отсутствие материальных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.

В связи с изложенным, в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Порядок и срок давности привлечения П.Н.М. к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений установленного порядка привлечения к административной ответственности П.Н.М., не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни в ходе рассмотрения дела судьей районного суда не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 11 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении исполняющей обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области П.Н.М. оставить без изменения, жалобу П.Н.М. – без удовлетворения.

Судья И.В. Яшина