ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-206/20 от 11.06.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Позднякова А.В. Дело № 7-206/2020

РЕШЕНИЕ

11 июня 2020 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Терра-Инвест» Пустовалова А.Г. на решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 21 февраля 2020 года, постановление № 054/04/19.8-1538/2019 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее УФАС по Новосибирской области) Камневой Н.П. от 18 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Терра-Инвест»,

установил:

постановлением № 054/04/19.8-1538/2019 заместителя руководителя УФАС по Новосибирской области Камневой Н.П. от 18 декабря 2019 года АО «Терра-Инвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник АО «Терра-Инвест» Пустовалов А.Г. обжаловал его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 21 февраля 2020 года обжалуемое постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ в Новосибирский областной суд, защитник АО «Терра-Инвест» Пустовалов А.Г. просит отменить вынесенные по делу акты и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью. В обоснование своих доводов указывает на отсутствие реального вреда и тяжести наступивших последствий, существенно нарушающих охраняемые общественные отношения, в связи с чем имелись основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу.

В своих возражениях должностное лицо административного органа полагает вынесенное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Указывает, что оснований считать совершенное административное правонарушение малозначительным не имеется.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Пустовалова А.Г., а также проверив в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до одной тысячи двухсот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Водного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2009 № 314 утверждены Правила осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов.

Согласно пункта 4 Правил антимонопольный орган должен быть уведомлен:

а) лицом (группой лиц) о предоставлении ему (им) в установленном порядке в пользование части акватории водного объекта, если такое лицо (группа лиц) получает право пользования более чем 100 тыс. кв. метров акватории водного объекта, при условии, что до этого получения такое лицо (группа лиц) не имело прав пользования частью акватории водного объекта или имело право пользования менее чем 100 тыс. кв. метров акватории этого водного объекта, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий;

б) лицом (группой лиц), которому (которым) предоставлено в пользование не менее чем 100 тыс. кв. метров акватории водного объекта, о получении в пользование части акватории водного объекта, если площадь акватории водного объекта, являющегося предметом сделки или взаимосвязанных сделок, иных действий, превышает 100 тыс. кв. метров акватории этого водного объекта, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

Как следует из материалов дела, в нарушение требований части 3 статьи 40 Водного кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 Правил осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов АО «Терра-Инвест» в срок не позднее 25 февраля 2019 года уведомление в антимонопольный орган о получении в пользование части акватории водного объекта (площадь предоставленной в пользование акватории водного объекта - 167,6 тыс. кв. метров; место осуществления водопользования и границы предоставленной в пользование части водного объекта: расположен на расстоянии 2958 км от устья р. Обь, в Яренском затоне р. Обь, в Ленинском районе г. Новосибирска), предоставленного в пользование в соответствии с Договором от 28 ноября 2018 года о передаче прав и обязанностей по договору водопользования от 03 декабря 2012 года № 2012-198/Д (зарегистрирован 10 января 2019 года в государственном водном реестре за № 54-13.01.02.007-Р-ДРБВ-С-2019-02396/00), не представило.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Терра-Инвест» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе договором о передаче прав и обязанностей от 28.11.2018 г., договором водопользования от 3.12.2012 г., которым судьей районного суда в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу, действиям АО «Терра-Инвест» дана надлежащая юридическая оценка.

Довод жалобы о возможности признания деяния малозначительным и прекращении производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ не принимаю.

Согласно положениям, изложенным в статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Установив все фактические обстоятельства настоящего дела, и верно применив нормы материального права, судья районного суда пришел к законному и обоснованному выводу о том, что совершенное АО «Терра- Инвест» деяние и обстоятельства его совершения не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.

Непредставление соответствующих уведомлений в антимонопольный орган посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов. Установление для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства штрафов, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, наряду с установлением до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, свидетельствует об особой защите государством отношений по поддержке конкуренции как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков. Применение института малозначительности не должно приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений.

Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая, что АО «Терра-Инвест» является микропредприятием, одним из видов деятельности являются речные перевозки, которые в условиях режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции, ограничены, что отразилось на финансовом положении юридического лица, полагаю возможным изменить наказание путем уменьшения назначенного административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление № 054/04/19.8-1538/2019 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камневой Н.П. от 18 декабря 2019 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 21 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Терра-Инвест» изменить, снизить административный штраф до 75000 (семидесяти пяти тысяч) руб.

Судья Ю.А.Конева