ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-20/2021 от 03.02.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0021-01-2020-001232-31

Дело № 7-20/2021 судья Мохов А.А.

РЕШЕНИЕ

03 февраля 2021 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы <адрес>Д.О.И. на постановление судьи Нелидовского городского суда Тверской области от 28 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации <адрес>,

установил:

постановлением судьи Нелидовского городского суда Тверской области от 28 августа 2020 г. администрация <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 101000 рублей (т. 1 л.д. 225-233).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, глава <адрес>Д.О.И. просит постановление судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить. Критикуя выводы о наличии в действиях Администрации <адрес> вмененного состава правонарушения, полагает, что неправомерно имеется ссылка на пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 ноября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующая полномочия в вопросах местного значения сельских поселений, а полномочия муниципального района регулируются статьей 15 указанного закона. Администрации <адрес> не является субъектом правонарушения, поскольку согласно свидетельства о праве собственности, собственником дорог местного значения в поселке <адрес> является муниципальное образование «<адрес>», а Администрация <адрес> и муниципальное образование «<адрес>» не тождественны, а также во исполнение решения собрания депутатов <адрес> от 24 июня 2011 г. № 58 контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог возложен на Управление ЖКХ <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ автомобильные дороги на праве оперативного управления были переданы Управлению ЖКХ <адрес>. В целях выполнения возложенных на Управление ЖКХ <адрес> функций, им ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с МУП «<данные изъяты>» на выполнение в течение 2020 года комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети поселка <адрес> (т. 1 л.д. 239-242).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела (т. 2 л.д. 34-39), никаких ходатайств в адрес Тверского областного суда не направляли. При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в результате дорожного надзора за дорожным движением старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» К.В.Э. были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, угрожающие безопасности дорожного движения, о чем составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к нему фотографиями, выполненными с применением фотоаппарата <данные изъяты> (т. 1 л.д. 8-9, 14-22).

По данному факту старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» К.В.Э. вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1 л.д. 10-11).

Обстоятельства, связанные с установленными недостатками в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), угрожающие безопасности дорожного движения, послужили основанием для составления
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» К.В.Э. в присутствии защитника С.А.В., действующего по доверенности в интересах администрации <адрес>, протокола об административном правонарушении № <адрес>, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации <адрес>, которым вменено, что в нарушение проекта организации дорожного движения, утвержденного в 2019 году Администрацией <адрес>:

- в нарушение пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6, 1.7, 1.25 на протяжении всей <адрес>;

- в нарушение пункта5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дороги имеется просадка размеры которой превышают допустимые параметры: длина – 11 см, ширина – 120 см, глубина 12 см, площадь – 1,32 м2, на перекрестке <адрес>;

- в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 имеется занижение обочины относительно проезжей части дороги глубиной 7 см на участке протяженностью 2 м справа в районе <адрес>;

- в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 имеется занижение обочины относительно проезжей части дороги глубиной от 7 см до 5,5 см на участке протяженностью 10 м 50 см слева в районе <адрес>;

- в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 имеется занижение обочины относительно проезжей части дороги глубиной 5,5 см на участке протяженностью 2 м 10 см слева в районе <адрес>;

- в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 имеется занижение обочины относительно проезжей части дороги глубиной 7 см на участке протяженностью 2 м справа в районе перекрестка <адрес>;

- в нарушение пункта 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 5.19.1 (2) 2 шт. «Пешеходный переход» установлены на расстоянии более 1 метра от границы перехода в районе <адрес>

- в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» в районе <адрес>;

- в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует дорожный знак 6.10.1 «Указатель направления» в районе <адрес>;

- в нарушение пункта 5.6.8 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 5.7.1 и 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» расположены под дорожными знаками 2.4 «Уступи дорогу» на перекрестке <адрес> (т. 1 л.д. 1-6).

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судья городского суда пришел к выводу о наличии в действиях администрацией <адрес> состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Вместе с тем при принятии постановления не было учтено следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, состоит, в частности, в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

В силу положений статей 13 и 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно части 5 статьи 15, части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация - это орган местного самоуправления, причем его наличие в муниципальном образовании обязательно. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В соответствии с частью 7 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица и согласно части 2 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ является муниципальным казенными учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Кроме того, согласно части 3 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ правами юридического лица могут также наделяться органы местной администрации (территориальные и функциональные).

Из приведенных норм следует, что наделение правами юридического лица не изменяет статус местной администрации как органа местного самоуправления, а ее структурных подразделений - как органов местной администрации.

Согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 23, статьи 24, подпункта 14 пункта 2 статьи 41 Устава <адрес>, утвержденного Собранием депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, имеющая структурные подразделения (управления, отделы, комитеты) обладающие правом юридического лица, действующих на основании Положений, утвержденных Собранием депутатов <адрес>.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное учреждение «<данные изъяты>» переименована в Управление Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и утверждено Положение об Управлении Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (т. 1 л.д. 159).

В пункте 1.1 Положения об Управлении Жилищно-коммунального хозяйства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищно-коммунального хозяйства Оленинского муниципального округа, далее – Управление) указано, что Управление исполнительный орган местного самоуправления, а также является юридическим лицом (ОГРН , ИНН ) и код и наименование основного вида деятельности 84.11.3 деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера (т. 1 л.д. 157, т. 2 л.д. 40-49).

Решением Собрания депутатов <адрес> от 24 июня 2011 г. № 58, утверждено Положение о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>. Согласно пункта 7 Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> в редакции решения Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ контроль за обслуживанием и ремонтом автомобильных дорог местного значения (включая улично-дорожную сеть населенных пунктов) в <адрес> и <адрес> осуществляется Управлением Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> а в сельских населенных пунктах (за исключением <адрес>) – Администрацией <адрес> (т. 1 л.д. 189, 191-193).

Исходя из системного толкования вышеизложенных положений Устава <адрес>, Положений об Управлении Жилищно-коммунального хозяйства <адрес><адрес>, Положений о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> можно сделать вывод о том, что в уполномоченным органом местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в <адрес>, в том числе на <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ являлось Управление Жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Нелидовского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу главы <адрес>Д.О.И. удовлетворить.

Постановление Нелидовского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации <адрес> отменить, =производство по делу прекратить по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья И.В. Яшина