Судья Мелкова Е.С. Дело № 7-21-1000
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» Павлова Ю.С. на решение судьи Ленинского районного суда г.Владивостока от 28 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ»,
установила:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Владивостока по пожарному надзору № от 20 апреля 2021 года ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Владивостока от 28 июля 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитником ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» Павловым Ю.С. подана жалоба, в которой ставится вопрос об изменении постановления административного органа и решения судьи, исключении из мотивировочной части постановления нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 9, 11, 12, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 28, 29, 30, 31, 32.
В судебное заседание законный представитель либо защитник ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы юридическое лицо и его защитник извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав возражения представителя ГУ МЧС по Приморскому краю ФИО1, считаю, что оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется.
Ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме» устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г.Владивостока по пожарному надзору ГУ МЧС России по Приморскому краю в ходе внеплановой выездной проверки в помещениях жилого дома по адресу: <адрес>, находящихся на обслуживании ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ», установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1) в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений (пункт 10 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 «О противопожарном режиме» (Далее - ППР в РФ);
2) не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны на видном месте (Пункт 12 ППР в РФ);
3) руководителем не определены порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 3 ППР в РФ);
4) в подвальном этаже допущено хранение продукции, оборудования мебели и других предметов (пункт 16 «б» ППР в РФ);
5) допущено размещение мебели и других предметов на путях эвакуации (24, 10 и 2 этаже в холле, 21, 18 этаж переход незадымляемой лестницы) (пункт 16 «ж» ППР в РФ);
6) приямок у оконного проема подвального этажа не очищен от мусора и посторонних предметов (пункт 18 ППР в РФ);
7) па дверях технического и подвального этажей, в которых по условиям технологии не предусмотрено постоянное пребывание людей, не размещена информация о месте хранения ключей (пункт 18 ППР в РФ);
8) допущена эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции (машинное отделение) (пункт 35 «а» ППР в РФ.);
9) допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (машинное отделение, водомерный узел) (пункт 35 «в» ППР в РФ);
10) в машинном отделении допущено хранение материалов (пункт 16 «б» ППР в РФ);
11) направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (пункт 48 ППР в РФ);
12) не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории жилого дома, не организовано проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной зашиты (подтверждающие документы не предоставлены) (пункт 48 ППР в РФ);
13) не организована проверка системы внутреннего противопожарного водопровода в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 48 ППР в РФ, статья 4, 6 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ-123), ГОСТ Р 54101-2010, ГОСТ Р 57974-2017, «Методика испытаний ВПВ»);
14) руководитель организации не обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 52 ППР в РФ);
15) не разработан и не утвержден руководителем организации регламент технического обслуживания систем противопожарной зашиты, составленный в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем (пункт 54 ППР в РФ);
16) информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 54 ППР в РФ)
17) помещение насосных станций не обеспечено схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве оросителей. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате должна быть табличка с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей (пункт 51 ППР в РФ);
18) помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (пункт 60, Приложение 1.2 ППР в РФ):
19) не обеспечена работа эвакуационного освещения на путях эвакуации в круглосуточном режиме либо его автоматическое включение при отключении рабочего освещения (не предоставлены документы, подтверждающие работоспособность) (пункт 37 ППР в РФ, статьи 4 и 6, часть 9 статьи 82, часть 1 статьи 84 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 23-05-95*, пункт 4.3.12 СП 1.13130.2020 и пункт 7.105, 7.106 СП52.13330.2011);
20) на пожарных шкафах отсутствуют порядковые номера шкафов, которые должны быть красного сигнального цвета (ГОСТ 12.4.026, НПБ 151-2000 и пункты 4.15 и 36 ППР в РФ):
21) на путях эвакуации не размещены знаки пожарной безопасности (пункт 23 ППР в РФ);
22) места размещения пожарных ручных оповещателей не обозначены знаками пожарной безопасности (пункт 36 ППР в РФ, ответственное лицо - ООО «УК Фрегат»);
23) не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности «курение и пользование открытым огнем запрещено» (пункт 11 ППР в РФ);
24) не обеспечено наличие на дверях эвакуационных выходов на 25, 21 этаже приспособлений для самозакрывания в лифтовом холле (пункт 24 ППР в РФ);
25) на 15 этаже в пожарном шкафу отсутствует пожарный рукав и ствол на 1-ом этаже в пожарных шкафах отсутствуют стволы, на 20 этаже пожарный рукав не присоединен к пожарному крану (пункт 50 ППР в РФ);
26) на первом этаже под лестничной клеткой допущено хранение материалов (пункт 16 «к» ППР в РФ);
27) не проводится инструктаж пожарной безопасности с жильцами жилого дома (статья 4 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; статья 3 ФЗ №69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года);
28) на момент проведения испытаний система вытяжной противодымной вентиляции находится в неработоспособном состоянии (согласно протоколу №, на момент проведения испытаний, проверяемый параметр системы противодымной вентиляции ВД1 смонтированной на объекте не соответствует рабочей документации (фактический расход воздуха, удаляемого через диктующее дымоприемное устройство системы ВД1 - клапан в коридоре на 1 этаже составляет 10500 м?/ч, при допустимом 19850 м?/ч (согласно проекту), невязка по факту составляет 47 % при допустимой 15%) (Техническое заключение ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ) (статья 85 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 54 ППР в РФ, ГОСТ Р 53300-2009);
29) система вытяжной противодымной вентиляции не соответствует требованиям пунктов 1 и 8 статьи 85 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункту 8.8 СП 7.13130.2013. (Не осуществляется дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений от пусковых элементов, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчерского персонала; система вытяжной противодымной вентиляции из внеквартирных коридоров ВД1 и системы подпора воздуха в лифтовые шахты ПД1 и ПД2) не имеет дистанционного ручного привода исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции; системы приточной вентиляции для возмещения объемов удаляемых продуктов горения из помещений, защищаемых вытяжной противодымной вентиляцией в жилом доме отсутствуют (Техническое заключение ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ) (пункты 1 и 8 статьи 85 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункт 8.8 СП 7.13130.2013);
30) не обеспечена исправность работы лифтов при работе в условиях пожара, лифт с заводским номером № не обеспечивает работу в режиме «Перевозка пожарных подразделений» (Техническое заключение ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ) (часть 1 статьи 90 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункт 8.8 СП 7.13130.2013, пункт 7.15 СП 4.13130.2013 и пункт 5.6.2.1 ГОСТ Р 52382-2010);
31) пожарные шкафы оборудованы пожарными стволами с диаметром выходного отверстия - 13 мм, в то время как согласно представленной проектной документации жилой дом подлежит оборудованию пожарными стволами с диаметром выходного отверстия - 16 мм (Техническое заключение ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ) (статья 107 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункт 50 ППР в РФ);
32) освещенность в помещении консьержа (помещение с пребыванием персонала, ведущего круглосуточное дежурство) при искусственном освещении составляет менее 90 лк. Согласно пункту 13.14.12 СП 5.13130.2009 помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно иметь освещенность при освещении от люминесцентных ламп не менее 150 лк. (статья 4 и 6 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 13.14.12 СП 5.13130.2009).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; представлением от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела, оцененными судьей в порядке статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делу установлено, что ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» при должной степени заботливости и осмотрительности имело возможность не допустить нарушений правил пожарной безопасности, однако всех необходимых мер для этих целей не приняло, что свидетельствует о виновном бездействии и обоснованном привлечении общества к административной ответственности за нарушение Правил пожарного режима и требований пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что большинство вмененных ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» нарушений являются нарушениями, допущенными на стадии проектирования и строительства, в связи с чем являются гарантийными и иными обязательствами застройщика, несостоятельны, так как основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с положениями части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 20 и 27 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, к работам, необходимым для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, относятся: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации; обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности). Работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Таким образом, поскольку ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» является управляющей организацией и на основании заключенных с собственниками жилых и нежилых помещений договоров управления обязано оказывать услуги по технической эксплуатации здания, соответствующие требованиям действующих технических регламентов и стандартов пожарной безопасности.
Кроме того, общее имущество многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с момента передачи его в ведение общества подлежало приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности, вне зависимости от проводимых ранее строительных, монтажных или иных работ.
Заявитель при получении помещений имел возможность выявить и устранить нарушения правил пожарной безопасности, допущенные застройщиком, либо, если данные нарушения являются гарантийными обязательствами застройщика, принять меры к информированию о данных нарушениях застройщика и понуждении застройщика к устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности, однако соответствующих мер не предпринял.
Доводы жалобы об исключении из постановления об административном правонарушении от 20 апреля 2021 года указанных пунктов нарушений требований пожарной безопасности, несостоятельны, поскольку факт совершения ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» вышеуказанных административных правонарушений подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Ссылка в жалобе на заключение договора с лицензированной компанией ООО «Барс Трейдинг Групп» не является основанием для изменения состоявшихся решений по делу, поскольку согласно части 1 статьи 38 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Все доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судьей обстоятельств и не опровергают наличие в действиях ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доводы жалобы были предметом рассмотрения судьи районного суда, им дана надлежащая и мотивированная оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Административное наказание назначено ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Ленинского районного суда г.Владивостока от 28 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Управляющая компания ФРЕГАТ» Павлова Ю.С. - без удовлетворения.
Судья Кубатова О.А.